Можно ли связать вместе несколько предметов, показать ученикам, да и учителям, что все дисциплины не просто нужны, но и гармонично вытекают одна из другой, иногда сливаясь в единое полотно. Мой опыт показывает, что да, можно. Идея родилась у меня давно, во время разговора в учительской.
Учительница географии спросила: «Ну что ты постоянно возишься со своим Интернетом? Зачем на уроке компьютер? Вот я беру атлас, словарь, вешаю на доску карту, и все!» В конце 1990‑х, когда школы только начали оснащать оборудованием и подключать к сети, ИКТ в течение нескольких лет называли «новейшие технологии», хотя в мире они давно стали привычным явлением.
Реальное положение дел я осознала, наверное, в 2000 году. Сначала моя ученица победила в международном конкурсе на лучшее эссе и рисунок к нему, а потом, после того как мы с учениками средней школы выполнили несколько интернет-проектов, меня пригласили на международную конференцию по интернет-образованию в Брюссель. Все расходы оплачивала комиссия Евросоюза по образованию. Лишь прилетев туда, я узнала, что из 700 участников я единственная учительница из России. Почему? Организаторы объяснили: они послали более тысячи электронных писем в нашу страну, но ответ получили всего один. Я знаю, что препятствием и сегодня служит незнание иностранных языков, да и ИКТ в своей работе далеко не все используют.
В течение нескольких лет я была членом Совета по информатизации при губернаторе НСО (Новосибирской области). Помню, как возмущался губернатор, объехав несколько областных школ. Получили компьютеры, накрыли салфеточками и заперли в чулан. Знакомое отношение. В конце 1990‑х у нас в школе торжественно открыли интернет-класс, прекрасно оборудованный кабинет с собственным сервером… и торжественно закрыли. Около месяца я убеждала директора дать мне ключ, доказывала, что смогу обучать начальную и среднюю школы навыкам нового общения в рамках своих уроков английского языка. Убедила. Следующий шаг – поиск единомышленников среди своего коллектива и в мире.
Учительнице географии я предложила выполнить простой проект: пусть дети на уроке английского языка напишут небольшие сочинения о родном крае. Сделают рисунки, я их отсканирую. Создадим сайт, поместим сообщение на педагогических форумах и посмотрим, что получится. Идея ей понравилась, согласилась при условии, что «все твое ИКТ будешь делать сама». Первый ответ пришел из Африки, по оригинальности ему до сих пор нет равных. Дети 10-12 лет задали вопрос: «Что за белое покрытие у вас везде и можно ли на него наступать?» Да, имелся в виду снег. Из Австралии поинтересовались, почему у меня в классе нет темнокожих учеников. Потрясающие фото прислали школьники из портового поселка в Голландии. Правила безопасности мы обсудили с взрослыми сразу. Учащиеся под моим присмотром писали коротенькие послания. Потом выяснилось, что пятиклассники стали обмениваться заданиями по математике – и с гордостью рассказывали учителям, что наша-то математика куда лучше!
Обмен опытом, популяризация и обучение коллег – важная составная часть процесса. На курсах повышения квалификации я читала лекции, вела практические занятия с педагогами области. Ездила в областной Центр информационных технологий рано утром в выходные дни, иного времени при огромной учебной нагрузке не было. Сорок человек разного возраста, разный стаж и опыт. Совпадали в одном: узнав, что я сама веду уроки, не стеснялись, не боялись. Поначалу иногда я откладывала в сторону программу, закрывала двери и учила, как включать и выключать компьютер, какие кнопки нажимать; конечно, что делать, если нажал не то или «Ой, все исчезло!». Директор сельской школы рассказал, что им поставили оборудование, но включают, а Интернета нет. Я осторожно объяснила, что нужно для связи. Внимательно выслушав, он радостно улыбнулся: «Понял, кабеля нужны!» Позднее сообщил, что добился подключения, все работает. Другой руководитель тоже поделился своим опытом. Школа в далеком селе получила компьютеры и подключение к Сети. Он собрал сход, объяснил, что за новшество, и предложил всем желающим приходить вечерами, учиться пользоваться ИКТ. По словам директора, школьный кабинет стал более популярен, чем местный клуб: «Даже пить перестали, общаются больше, дружат, с родственниками легче поддерживать связь!»
Открытые уроки я давала регулярно для школы, района, города и области. Иногда взрослых собиралось больше, чем детей в классе. Мы с коллегами из своей школы принимали участие в проектах, придумывали их сами. Став руководителем проекта «Местная история», я привлекала к нему все больше школ, собирала детские эссе в небольшие сборники, получала гранты для их издания. Ездили на конференции, делали доклады и мастер-классы. Я постоянно писала новые методические разработки. Не перечислю количество конкурсов, в которых участвовала. Важно не только самому накопить опыт, но и поделиться им с другими.
А наибольшую радость доставляло очередное обращение кого-то из учителей с просьбой научить их, включить в проект, показать, как такая работа вписывается в учебный план и программу. Школьники всегда воспринимали любое задание на расширение с энтузиазмом. Открою секрет. Эссе для проекта – суть то же самое, что сочинение на тему. Однако сам факт выхода за привычные рамки, возможность иначе оформить задание влияют на восприятие детей, помогают преодолеть ощущение рутины. У детей всегда наличествует безудержная фантазия. Что только не придумывали мои выпускные классы по теме «Моя будущая профессия!» Например, девушка серьезно и аргументированно уверяла, что станет кинозвездой. Количество будущих академиков, учитывая специфику жизни в Академгородке и семейный состав, зашкаливало… Второклассники открыли мне глаза на их особое видение мира, трудолюбиво создавая поздравительные открытки, где каждая буква была набрана другим цветом.
Обмениваясь мнениями о текущей работе, о возникающих проблемах со всеми предметниками, мы ясно понимали сами, как важна взаимосвязь предметов, как мы можем донести это понимание до школьников. По моим наблюдениям, возраст педагогов тут не играет роли. Одни люди открыты всему новому и готовы учиться, даже если у них за плечами не один десяток лет стажа. Другие, даже молодые, не могут или не хотят ничего добавлять к традиционному учебному плану. Но пандемия поставила всех предметников перед необходимостью освоить информационно-коммуникационные технологии, более того, привыкнуть к регулярному и далеко не всегда предсказуемому переключению с очного вида обучения на дистанционный. Сначала было много жалоб, а сейчас слышишь совсем другое. Например, в мороз -40 очень пригодился опыт онлайн-обучения, накопленный в предыдущие два года.
Где найти время для общения с коллегами, для обсуждения насущных проблем? Удивительно, но факт: Skype, Zoom и другие программы работают круглосуточно, ими можно пользоваться откуда угодно.
Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск
Комментарии