search
main
0

Взаимоотношения власти и народа. Тема «Формы государственного правления и политические режимы». 2 урока

Цель: создать условия для наилучшего освоения теоретического материала по теме посредством интересных для них форм организации урока. Задачи: дать возможность ученикам совершенствовать устную речь, формировать у них критическое мышление и навыки групповой деятельности.

Основные понятия: форма правления, устройство государства, институциональный дизайн, политический режим, монархия, республика, парламентская республика, президентская республика, полупрезидентская республика, тоталитаризм, авторитаризм, демократия.

Ход урока

Первую часть одного урока предлагается посвятить теории. Спросить подростков, что они могут вспомнить из школьного курса обществознания о формах правления. Скорее всего они не смогут дать четкого определения данного термина, но очень вероятно, что назовут монархию и республику, даже выделят типы республики: парламентскую, президентскую, полупрезидентскую. Тогда нужно спросить, чем отличается монархия от республики. Размышления на эту тему следует подытожить репликой о том, что в основе формы правления лежат пути формирования и взаимоотношения властных институтов только на высшем уровне. Затем необходимо дать четкое определение формы правления.

Форма правления – система формирования и система законодательно оформленных взаимоотношений властных институтов на высшем уровне – главы государства, исполнительной, судебной и законодательной власти.

После этого дать определения монархии, республики и разных типов республики. Сообща заполнить таблицу «Типы республики» (для парламентской, полупрезидентской, президентской республик):

1) Статус главы государства:

– выборность

– возможность издавать акты.

2) Исполнительная власть.

3) Глава государства и исполнительная власть.

4) Правительство и парламент.

5) Глава государства и парламент.

6) Глава государства – гарант?

7) Глава государства как арбитр.

Попросить назвать примеры трех типов республики.

Потом нужно сказать о том, что существует также такое явление, как устройство государства (или территориально-политическая организация): унитарное государство, федерация, конфедерация. Вопрос: чем отличаются эти формы?

Нарисовать на доске схему:

Форма правления + устройство государства = институциональный дизайн.

Следует выяснить, что институциональный дизайн включает всю сетку взаимоотношений властных институтов – как горизонтальных, так и вертикальных, – причем прописанных конституционно.

Нарисовать еще одну схему:

Политический режим = формальные институты (институциональный дизайн, прописанный законодательно) + реальные взаимоотношения властных институтов (формализованные и неформализованные).

Рассказать о трех трактовках политического режима.

Политический режим – система конституционных порядков и конкретное воплощение их на практике (Ежи Вятр).

Социологическое определение – через понятие «политическая система».

Политический режим – пути и способы, при помощи которых нормативные установления системы реализуются на практике; развиваясь, политическая система может функционировать в различных режимах (Рой Макридис).

Комплексный подход

Политический режим – совокупность элементов идеологического, институционального, социологического порядка, способствующих формированию политической власти (Жан-Луи Кермонн).

Политический режим – совокупность различных видов взаимоотношений между властью и обществом:

1) институциональные (как соотносятся власть и гражданин);

2) степень политического участия населения, его включенность в процесс принятия решений;

3) уровень возможностей свободной конкуренции между правительственными силами и оппозицией при формировании власти;

4) роль открытого насилия в государственном принуждении.

Какие типы политического режима известны и чем они различаются? Рассуждения ребят нужно подытожить определениями тоталитаризма, авторитаризма и демократии. В конце теоретической части ученики должны назвать известные им примеры тоталитарных, авторитарных и демократических государств.

В конце второго урока будет уместным провести двадцатиминутную дискуссию между двумя группами. Одна должна привести аргументы в поддержку того, что в современной России имеет место быть демократический режим, другая будет доказывать, что в России пока нет демократии. Время на обсуждение внутри групп – 5 минут, а затем – сама дискуссия. Вывод, к которому студенты должны прийти, – в России в настоящее время сложился гибридный политический режим, сочетающий в себе черты авторитаризма и демократии.

Формы диагностики: на следующем уроке провести проверочную работу по основным понятиям.

Задание на дом: написать рефлексию о дискуссии.

А.ГАБДРАХМАНОВА, Пермь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте