Существует точка зрения, согласно которой СМИ являются основой демократического общества, некой «четвертой властью», которая информирует население, предоставляет всю полноту информации и тем самым предотвращает возможность власти действовать «в обход» общественного мнения. Однако это только одна сторона данного явления. Достаточно часто СМИ выражают интересы определенного органа или представителя общества (государство, бизнес или другие заинтересованные группы), в соответствии с которыми и подают информацию.
Тема «Манипулятивные возможности СМИ». Старшие классы
Цель: показать возможности СМИ в области манипулирования информацией.
Задачи: ознакомить учащихся с манипулятивными возможностями СМИ, конкретными приемами и техниками искажения информации, проработать теоретический материал на конкретных примерах.
Содержание урока
Теоретическая информация о возможностях СМИ в области манипулирования информацией.
Можно выделить три концептуальных блока: влияния СМИ на информационный процесс, основания для манипулирования, конкретные приемы и техники.
Влияние СМИ на информационный процесс
Возможности СМИ для манипулирования появляются при работе с информационными потоками или процессами. Можно выделить 3 этапа информационного процесса: отбор информации, ее обработка и подача. На каждом этапе информация может быть искажена, и информированность граждан прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после работы с ней, а также от способа и форм ее подачи.
Возможности для искажения информации
Далеко не вся информация попадает в эфир, в этой связи СМИ могут: показать только «нужные» события, не показать «ненужные» события, широко представить «нужные» события, урезать информацию о «ненужных» событиях.
На данном этапе СМИ могут интерпретировать информацию о событии: дезинформировать зрителя, демонстрировать только позитивные/ негативные стороны события, опускать «ненужные» детали, приписывать «нужные», проводить параллели с другими событиями.
Здесь используются различные технические приемы для демонстрации информации (их множество): цветовая гамма, музыкальное сопровождение, ракурс съемки, комментарии, расположение в информационном ряду.
Основания для манипулирования, конкретные приемы и техники
Основаниями для манипулирования выступают психологические особенности человека: СМИ стремятся повлиять на человека по каналам, которые менее всего контролируются осознанно. Исходя из специфики социальной аудитории, СМИ формируют конкретные способы и формы подачи информации. Эти технологии достаточно сложные и требуют специального изучения.
Если задуматься, политическую информацию определенного толка мы можем встретить в совершенно любых передачах: сериалы, художественное и документальное кино, развлекательные ток-шоу.
Пермь
Комментарии