Города России приступили к реализации совместного проекта, нацеленного на обмен эффективными управленческими и педагогическими практиками, а также опытом реализации новейших идей современного школьного образования.
Москве предложили быть модераторомНапомним, что идея создания проекта взаимообучения городов была озвучена на проходившем в Москве международном форуме «Город образования». Инициаторами выступили начальники отделов управления образования нескольких российских городов. Они же предложили возложить функции модератора проекта на столичную систему образования.- Мы сделали такое предложение Москве потому, – рассказывает начальник Управления образования города Твери Надежда Афонина, – что столица в 2017 году уже сумела запустить механизмы взаимодействия и обмена передовыми эффективными практиками в рамках собственной программы «Школы городов России – партнеры Москвы». Мы, в общем-то, увидели лидера, который даст нам возможность делиться опытом для достижения общей цели – повышения образовательных результатов наших детей. Например, на сегодняшний момент нас очень интересует опыт Москвы по достижению высоких результатов в области олимпиадного движения, в том числе и в олимпиадах международного уровня. И мы хотели бы позаимствовать у коллег эти положительные технологии подготовки обучающихся.Московская система образования действительно первой откликнулась на требования федеральных государственных образовательных стандартов в части создания условий для выявления, сопровождения и распространения лучших практик повышения качества образования и модернизации содержания и технологий общего образования в разных предметных областях. За прошедший год обучение в столице прошли более 400 руководителей образовательных организаций из таких российских городов, как Балаково, Ижевск, Казань, Пенза, Ростов-на-Дону, Сочи. Сегодня география городов, от которых уже поступили запросы на обучение в Москве, охватывает практически всю территорию страны – от Якутска до Калининграда, от Архангельска до Каспийска. В перечне наиболее часто встречающихся запросов – организация работы образовательных комплексов, формульные инструменты управления, Московская электронная школа, эффективные механизмы повышения качества образовательных результатов учащихся. Но столичные школы не только делятся наработками с коллегами, они изучают их наиболее успешные образовательные практики. Почти 150 команд под руководством директоров московских образовательных учреждений посетили больше 70 российских городов. Абсолютная открытостьВ начале октября в рамках взаимообучения городов в Москву приехала делегация из 60 человек, основу которой составили директора и учителя школ из Ижевска и Твери, к которым примкнули еще несколько представителей других городов.Следует подчеркнуть, что тематика программ взаимообучения формируется как желающими ознакомиться с конкретным опытом других городов, так и самими городами, готовыми транслировать свой опыт по направлениям, в которых им удалось достичь серьезных измеряемых результатов. В этот раз гости столицы знакомились с формульными подходами к финансированию московской системы образования, с принципами построения московского рейтинга школ по вкладу в качественное образование учащихся, собственными глазами увидели в работе столичные мегапроекты – инженерный и медицинский классы, ознакомились с теми условиями, которые созданы в столичных школах для реализации профильного и предпрофессионального образования.По словам начальника Управления образования администрации города Ижевска Светланы Петровой, все те задачи по изучению столичной образовательной среды, которые ставились при подготовке этого мероприятия, были в полной мере выполнены. – Московские коллеги подготовили для нас очень насыщенную программу, мы увидели, насколько школа может быть современной, насколько эффективно может использоваться каждый ее уголок, – рассказывает Светлана Петрова. – Нам показали инженерные и медицинские классы. Огромное впечатление на членов нашей делегации произвели интегрированные уроки, мы наблюдали, как проводятся совместные занятия по информатике, русскому языку и физике. Эта работа в течение двух дней была очень полезной и результативной. Впервые в ней принимали участие не только педагоги из столицы Удмуртии, но и из других городов Удмуртской Республики. И каждый из нас увозит домой что-то новое и нужное для своей деятельности. Естественно, я как руководитель постараюсь транслировать увиденное в школы города Ижевска. Мы в очередной раз убедились, что эффективное управление образовательной средой ведет к высоким образовательным результатам, и теперь должны понять, как лучше этот опыт применить в наших условиях.Образовательное пространство, которое в рамках проекта «Создание образовательной среды как условие для саморазвития и раннего профессионального самоопределения обучающихся» обеспечивает равные возможности развития личности каждого участника образовательных отношений, коллегам из других городов продемонстрировали в московской школе №1474. Здесь же им показали пример построения воспитательной системы школы – рассказали о работе клуба волонтеров, а также поделились опытом создания современной развивающей среды дошкольных групп. Гости увидели созданное в дошкольных группах инклюзивное образовательное пространство – кабинет здорового детства, тренажерный зал для детей с ОВЗ, лабораторию для тренировки зрения, сенсорную комнату.- Я впервые побывала в таком комплексе, где детские сады называются дошкольными отделениями и являются частью школы, – рассказывает Наталья Мокрецова, начальник Центра дошкольного образования и воспитания Устиновского района города Ижевска. – У меня как специалиста возникла масса вопросов, и сегодня мне предоставили возможность посмотреть два таких дошкольных отделения, пообщаться напрямую с методистами, старшими воспитателями. Увиденное мне очень понравилось. Полученный опыт интересен, полезен, доступен, и я обязательно буду использовать его в своей работе, в своих детских садах. А у меня в районе их 40! И я хочу сказать большое спасибо московским коллегам за организацию такого семинара. Школа №1560 поделилась с коллегами опытом создания высокотехнологичной образовательной среды для самоопределения учащихся, а также собственными наработками в части реализации конвергентного, стирающего междисциплинарные границы, подхода в образовательных практиках. В частности, гости узнали об особенностях деятельности межпредметных методических объединений в рамках реализации конвергентной образовательной программы школы.- Все наши ожидания от поездки сбылись, – говорит Ольга Агеева, главный специалист Управления образования города Твери. – Уже первый вечер визита в Москву мы провели, обмениваясь впечатлениями, которых было море! Организаторы мероприятия дали нам возможность продиагностировать на примере увиденного свою работу, понять, в правильную ли сторону мы идем или все-таки сбились с тех стратегических направлений, которые нам диктует жизнь. И эта, если так можно выразиться, яркость мыслей, что нужно слушать время, нужно идти в ногу со временем, а педагог должен еще и стремиться опережать его, стала следствием сильнейших впечатлений от увиденной современной школы. Лично мне очень понравилась такая ее тенденция, как свобода. Свобода педагога, свобода школьника в выборе профориентации, предмета, общения. Каким бы ребенок ни был, у него есть свои способности. И видно, что московская школа нацелена на то, чтобы эти способности раскрывать.Аргументированное применениеСледующим принимающим коллег в рамках программы взаимообучения стал Выборг, ознакомивший в 20-х числах октября управленцев и педагогов из городов России с актуальным опытом повышения качества предоставляемых образовательных услуг и результатов в муниципальном образовании Выборгский район Ленинградской области за счет создания образовательных центров и социального партнерства.Как рассказала участникам мероприятия председатель Комитета образования Выборгского района Ленинградской области Ольга Карвелис, обучение в столице прошли практически все директора Выборгского района. И строилось оно не только на лекционных формах занятий, а в большей степени на практико-ориентированных, базирующихся на знакомстве с самым интересным опытом московских школ.- Конечно, нас заинтересовали новые практики, – отметила она, – и в первую очередь мы примерили на себя опыт создания образовательных комплексов, но сделали это не на городской территории, а в сельской местности. Мы создали Первомайский центр в Выборгском районе, в который вошли 7 образовательных учреждений. И мы получили очень зрелищные системные эффекты. Если в 2015 году у нас детей, которые по предметам не менее 220 баллов получили, было всего 8 процентов, то к 2018 году их количество увеличилось в 5 раз – до 40 процентов. Если раньше на весь этот центр у нас был всего один призер Всероссийской олимпиады школьников, то в 2018 году их уже 18.Когда мы объединили семь учреждений в одно, мы получили возможность выбора самого эффективного руководителя, мы получили лучшего бухгалтера из семи учреждений. Мы действительно решили за счет объединения свои проблемы. Если говорить о повышении результативности, то Выборгский район дал четырех победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Такие результаты достигнуты нами впервые».Преодолевая расстоянияВажно, что помимо очного посещения российских городов, участникам программы взаимообучения доступна и дистанционная форма взаимообучения – вебинары и онлайн-семинары. Для этого Московским центром развития кадрового потенциала образования была разработана единая электронная сервисная система, где каждый город может оставить запрос на участие в том или ином мероприятии, анонсировать результативные управленческие и педагогические практики, которыми готов поделиться с коллегами, задать вопросы к предстоящим видеоконференциям. Так, 26 октября больше 1000 директоров школ, их заместителей и педагогов из 34 городов России приняли участие в очередной дистанционной образовательной встрече – видеоконференции в рамках взаимообучения городов по теме «Предпрофессиональное образование в школе. Реализация ФГОС на среднем уровне общего образования». Участники встречи не только рассказали о том, какие полезные практики реализации предпрофессионального образования в школе внедряются в системе образования их городов, но и ответили на вопросы, которые сервисная система дает возможность задать в процессе подготовки к мероприятию.В рамках взаимообучения городов в октябре также состоялся круглый стол, посвященный актуальным направлениям развития предпрофессионального образования в столице, «Возможности и перспективы развития предпрофессионального образования в московской школе» (на примере опыта работы школы №1286). Модель общеобразовательной организации как школы большого города, активно использующей в своей работе ресурсы мегаполиса и социальных партнеров, вместе с представителями российских городов обсуждали педагоги, управленцы, родители, учащиеся 9-11-х классов школы №1286, ее социальные партнеры в лице представителей вузов, колледжей, организаций-работодателей, других московских школ.По словам участников взаимообучения городов, подобное взаимодействие – это трансляция результативных практик от города городу, от школы школе, от учителя учителю, это возможность совместного поиска эффективных управленческих и педагогических решений, возможность обсуждения актуальных программ и методик, а также обмена опытом в части использования потенциала городских организаций науки, культуры и спорта для повышения качества образования.А следующим очным мероприятием в рамках взаимообучения городов станет семинар, который пройдет 29‑30 ноября 2018 года. Педагоги из 15 городов России, в числе которых Тверь, Архангельск, Белгород, Брянск, Владивосток, Казань, Калининград, Кемерово, Краснодар, Тамбов и другие, смогут ознакомиться с новым мотивирующим школьным пространством образовательных организаций города Москвы. На примере московских школ №1517, 1564, 1748, 2030, 2053 участники семинара смогут изучить столичный опыт развития инженерного и медицинского предпрофессионального образования школьников, использования оборудования школьных помещений с целью формирования исследовательских навыков учащихся в рамках Курчатовского проекта, а также опыт создания мотивирующей интерактивной среды путем включения во внутреннее общественное пространство школы интерактивных экспонатов, демонстрационных комплексов с интерактивным программным обеспечением и электронным образовательным контентом.
Комментарии