Проект «Взаимообучение городов» реализуется в столице уже пятый год. Его участниками являются 112 городов России с численностью населения свыше 100000 человек. В 2021‑2022 учебном году к проекту присоединились Владивосток, Владикавказ и Стерлитамак. Цель – поиск и трансляция эффективных управленческих и педагогических практик.
Участники «Взаимообучения городов» встречались на конференциях, skills-сессиях, практикумах, марафонах, мастер-классах, проходили образовательные стажировки. Их тематика разнообразна: управление качеством образования, информационная безопасность, проектирование образовательного пространства, менторство как социальный институт, инклюзивное образование, развитие системы среднего профессионального образования и многое другое.
Состоялось более 250 видеоконференций, дистанционных интенсивов и онлайн-мероприятий, их участниками стали свыше 60 тысяч педагогов, школьных управленцев и представителей органов управления образованием со всей России.
55 городов поделились своим успешным опытом реализации образовательных проектов на онлайн-встречах. Кроме того, столичные школы приняли шесть делегаций: из Северной Осетии и Якутии, Ямала и Оренбурга, Калужской и Липецкой областей.
Ежегодно для участников проекта в Корпоративном университете проходит бесплатное обучение на курсах повышения квалификации. В их основе результативные образовательные и управленческие практики Москвы. С сентября 2021 по май 2022 года такое обучение прошли около 200 представителей систем образования из 22 городов России.
Узнать о мероприятиях в рамках проекта «Взаимообучение городов» и зарегистрироваться на участие можно на сайте Корпоративного университета московского образования https://corp-univer.ru/взаимообучение-городов.
В ритме большого города
Более 5000 человек приняли участие в видеоконференциях, организованных Корпоративным университетом московского образования. Видеоконференции затрагивали такие актуальные темы, как:
– «Образовательная политика города Москвы»;
– «Культурное наследие народов России»;
– «Экология и туризм в России – эффективные практики»;
– «Дополнительное образование России: тенденции и направления развития»;
– «Система среднего профессионального образования России: тенденции и направления развития».
Самыми активными городами-участниками стали Воронеж, Дзержинск, Ижевск, Иркутск, Кисловодск, Кострома, Краснодар, Красноярск, Липецк, Москва, Нижневартовск, Норильск, Омск, Орел, Сочи, Чебоксары, Шахты.
28 дистанционных образовательных интенсивов для более чем 7000 коллег провели образовательные организации и центральные городские учреждения столицы.
Наиболее востребованными темами стали:
– «Управление качеством образования: актуальные вопросы, эффективные механизмы и высокие результаты»;
– «Soft skills у дошкольников. Лонгитюдные игры»;
– «Актуальные практики здоровьесбережения обучающихся в школе»;
– «Адаптация контрольно-измерительных материалов для детей с задержкой психического развития»;
– «Адаптация учебных материалов для обучающихся с ОВЗ».
Пульс регионов
Свой лучший опыт и эффективные практики в рамках проекта представили 55 городов нашей страны. Было проведено 246 дистанционных мероприятий, которые посетили свыше 49000 человек.
Самыми востребованными темами этого года стали:
– «Развитие речи дошкольника через сенсорно-моторную игру»;
– «Эффективные управленческие модели наставничества в системе образования»;
– «Развитие проектной и исследовательской деятельности обучающихся посредством сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования (проект «Познание»)»;
– «Организация работы ДОУ по поддержке детской инициативы и самостоятельности с использованием современных педагогических технологий»;
– «Эффективные практики работы с одаренными детьми – от новых возможностей до новых результатов»;
– «Цифровое образовательное пространство дошкольной образовательной организации»;
– «Особенности реализации инклюзивного образования для детей с ОВЗ»;
– «Образовательная дискуссионная площадка для родителей, школьных профориентологов, классных руководителей в вопросах профориентации школьников».
Среди лучших образовательных практик столицы, которые города-партнеры внедряют у себя в регионах, можно выделить проекты «Эффективная начальная школа», «Инженерный класс», «Ресурсная школа», «Математическая вертикаль», «Кадетский класс» и «Московская электронная школа».
В контексте мнений
Илья НОВОКРЕЩЕНОВ, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы:
– Полезно обсуждать самые интересные практики, которые уже доказали свою результативность, для того чтобы обеспечить стабильное, устойчивое, интенсивное развитие систем образования городов нашей большой страны. И такая площадка, как «Взаимообучение городов», позволяет обмениваться опытом управленческих решений, обсуждать инструменты и механизмы достижения важных для школьников и их родителей результатов. Проект действительно помогает участникам эффективно выстроить общую работу в интересах детей.
Валерий ТИХОНОВ, директор Корпоративного университета московского образования:
– Проект «Взаимообучение городов» – это возможность для педагогов и управленцев пройти профессиональную перезагрузку, под другим углом взглянуть на решение повседневных задач и обсудить самое важное – то, что действительно позволит обеспечивать стабильное, устойчивое, интенсивное развитие всей системы образования городов.
Аслан БАТЫРОВ, начальник Управления образования Владикавказа:
– Присоединившись к «Взаимообучению городов», мы смогли ознакомиться с практиками коллег и планируем в будущем применить полученный опыт в своем городе. Что очень важно, у наших педагогов появилась возможность поделиться наработками с коллегами из других регионов и городов.
Сергей ШАРОВ, начальник Управления образования, спорта и физической культуры администрации Орла:
– Проект – это хорошая возможность поделиться опытом и перенять наработки в своих системах образования. Представленная работа будет продолжена во всех регионах. В Орле выработали перспективы развития дополнительного образования с учетом тех практик, которые были озвучены на видеоконференции. Мы уверены в дальнейшей плодотворной работе.
Мария ГУРЕЕВА, заместитель директора школы №14 Москвы:
– Это возможность узнать интересные практики различных городов, в каждом из которых есть свой необычный и полезный опыт, который мы сможем применить на практике в своей школе, в своем городе. Все практики оказались очень полезными и реализуемыми в любой образовательной организации независимо от географии.
Марина МЕЛЬНИК, заведующая детским садом №65 Златоуста:
– Впечатлило многообразие опыта образовательных организаций разных регионов, есть желание применить в своей работе полученную информацию. Кроме того, нам представилась возможность поделиться своим опытом с коллегами, рассказав об инновационных формах работы в туристско-краеведческой деятельности нашей дошкольной образовательной организации.
Григорий АЛЕКСАНДРОВ, специалист Корпоративного университета московского образования
Комментарии