Неоценима роль семьи в жизни человека, а особенно в жизни ребенка. Именно в семье формируются личность, первые моральные и этические установки. Семья учит любить и прощать, заботиться и принимать людей такими, какие они есть. Для ребенка семья – это целый мир, его точка опоры, его старт во взрослую жизнь. Благополучная семья положительно влияет и на все общество в целом. Моральные принципы и модели поведения, которые дети черпают из внутрисемейного уклада, они пронесут через всю жизнь.
Концепция государственной политики в России направлена на защиту семьи и сохранение традиционных семейных ценностей. На возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и в семейном воспитании, на повышение авторитета родителей в семье и обществе. Дошкольный период является важнейшим для формирования основ нравственности и этических принципов у детей. В Федеральной Образовательной Программе Дошкольного образования в числе важнейших задач в области социально-коммуникативного развития дошкольников ставятся задачи: обогащать представления дошкольников о семье, семейных и родственных отношениях членов семьи, ближайших родственников; способствовать пониманию того, как поддерживаются родственные связи, как проявляются в семье забота, любовь и уважение друг к другу. Решение поставленных задач невозможно без участия родителей дошкольников, поэтому взаимодействие и воспитание осознанного родительства — одно из приоритетных направлений деятельности современной дошкольной образовательной организации.
Педагогам необходимо выстроить систему работы, в которой необходимо учесть, с одной стороны, интересы и запросы родителей, а с другой – задачи воспитания детей дошкольного возраста. Необходимо проводить опросы родителей любым удобным способом и, исходя из результатов, планировать работу по взаимодействию с мамами и папами дошкольников. Запросы от родителей бывают разные, например, на повышение информированности о специфике развития детей дошкольного возраста, об их интересах и возможностях. Тогда целесообразно проведение ряда консультаций для родителей, а также тематических встреч, родительских дискуссий, цель которых объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственному воспитанию детей, повысить уровень понимания родителями современных детей, их развития. Примерные темы консультаций для родителей: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста», «Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста и их учет в воспитании детей», «Формирование нравственных эталонов у детей дошкольного возраста», «Условия воспитания детей дошкольного возраста» «Семья в жизни ребенка» и др.
Второй вид запросов — это расширение опыта родителей в практическом взаимодействии с детьми. Тут подойдут мастер-классы, деловые игры, тренинги для родителей с целью улучшения и обогащения их навыков общения и взаимодействия со своими детьми. Примерные темы: «Наши семейные ценности», «Наш семейный альбом», «Давай придумаем герб нашей семьи» и др.
Конкурсы – одна из самых интересных, творческих и эффективных моделей взаимодействия. Ничто так не объединяет детей и взрослых, как общее увлечение, общее дело. Тематические конкурсы: «Как я провел лето», «Мы – туристы» и другие.
Интересная форма работы – создание «Клуба бабушек и дедушек». Связь поколений – важный аспект воспитания дошкольников. Обмен педагогическим опытом, накопление и передача старинных народных традиций молодому поколению – одно из направлений деятельности клуба. Остальные направления можно формировать, исходя из потребностей и возможностей вашей образовательной организации.
И, конечно, детско-родительские мероприятия. Они создают эмоциональное благополучие и для детей, и для родителей, помогают объединиться и установить теплые отношения между педагогами и родителями, родителями и детьми. Это – традиционные праздники: «День матери», «День защитника Отечества», «8 марта», а также спортивные мероприятия: «Веселые старты», «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие
А еще современными формами взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и родителями могут стать: выставки, семейные гостиные, прогулки-походы, различные интерактивные формы.
Активное участие родителей в жизни дошкольной организации приносит пользу всем: и родителям, и педагогам, и, конечно же, детям. Они наблюдают за своими родителями, открывая для себя их умения и таланты, восхищаются ими. Педагоги в свою очередь получают возможность лучше понять семьи своих воспитанников и определить свою роль в процессе воспитания. Важно отметить, что совместное воспитание в семье и в обществе способствует развитию индивидуальности и творческого потенциала ребенка.
Юлия Нестерова, воспитатель, Школа № 1557
Комментарии