По организации и проведению различных проектов и образовательных программ МГПУ занимает одно из лидирующих мест в списке университетов России. Не секрет, что эффективным инструментом налаживания диалога между университетом и школой являются олимпиады. Так, Институт иностранных языков ежегодно проводит олимпиады по испанскому языку «Мой испанский мир» и «Учитель школы будущего», которые проходят как на площадках института, так и в дистанционном формате.
В чем же особенность олимпиад? Кто может принять участие в них? Каковы преимущества участников олимпиад? Делимся с вами опытом организаторов, а также спрашиваем мнение победительницы прошлого года.
Олимпиада по испанскому языку «Мой испанский мир» проводится совместно с отделом образования посольства Королевства Испания в России. Для участия в ней приглашаются ученики с 8‑го по 11‑й класс. Вот уже третий год ребята из разных регионов России и из-за рубежа знакомятся с культурой Испании и проверяют свои знания языка. Олимпиада «Мой испанский мир» состоит из нескольких этапов.
На первом этапе участники присылают видеоролик с самопрезентацией. Перед школьниками стоит задача рассказать о том, почему они изучают испанский язык, что знают о культуре и истории Испании. Следующий этап заключается в прохождении теста, в котором проверяются знания по грамматике, лексике, орфографии. Цель заключительного этапа – оценить коммуникативные навыки. Школьникам необходимо вступить в диалог с преподавателем и/или носителем языка. Финалисты должны продемонстрировать умение поддержать беседу, отстоять свою точку зрения, приходить к обоюдному согласию с собеседником.
Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, жизнь не стоит на месте: люди общаются, развиваются, изучают иностранные языки и культуры. Именно поэтому ролики, присланные участниками, отличались креативностью и теплотой.
По результатам олимпиады школьники и их учителя получают сертификат участника, а победители награждаются ценными призами. Есть ребята, которые уже не один год участвуют в наших олимпиадах. Был случай, когда эксперты в течение трех лет смотрели ролики, присланные одним молодым человеком. В результате у него получился небольшой фильм, состоящий из трех серий: история глазами восьмиклассника, девятиклассника и выпускника.
Олимпиада «Мой испанский мир» показала за эти три года, как сильно возрос интерес у ребят к испанскому языку и культуре Испании, об этом говорят число участников, а также возросшая мотивация и желание и дальше принимать участие в такого рода олимпиадах.
Для школьников 8‑11‑х классов Институт иностранных языков вот уже второй год проводит олимпиаду по испанскому языку «Учитель школы будущего». Советуем обратить на нее внимание будущим абитуриентам, так как с 2009 года олимпиада входит в перечень олимпиад школьников, дающих льготы при поступлении в высшие учебные заведения РФ. Отборочный этап олимпиады проводится в онлайн-режиме на специальном портале. Бонусом для участников являются тренировочные задания, которые доступны в течение всего отборочного этапа и не оцениваются. С их помощью школьники могут ознакомиться с форматом заданий и научиться работать в системе.
Победители и призеры этого этапа допускаются к участию в финале, который состоит из двух туров. Фразеология, чтение, лексика и грамматика, аудирование проверяются в первом туре, на последнем же этапе олимпийцам нужно не только продемонстрировать свои теоретические знания языка, но и раскрыть свой творческий потенциал. Ведь во втором туре заключительного этапа участникам предлагается написать эссе по картинке, раскрыв при этом определенную тему.
О том, как ознакомиться с историей и культурой Испании с помощью олимпиады, а также о типах заданий и о личном опыте участия мы узнали у победительницы олимпиады «Учитель школы будущего» прошлого года и первокурсницы ИИЯ МГПУ (направление «Педагогическое образование (испанский язык)»).
– Какие задания и/или разделы олимпиады вам показались наиболее интересными и почему?
– Задания из раздела «Аудирование» представляли собой довольно нестандартные вопросы, к которым нужно было выбрать один ответ из нескольких предложенных. Такого формата я еще не встречала на олимпиадах, поэтому было интересно.
– Узнали ли вы что-то новое благодаря олимпиаде?
– Благодаря текстам олимпиады мне удалось узнать больше об истории Испании, что пришлось очень кстати, поскольку мне интересны культура этой страны, история ее народа.
– Помогла ли олимпиада раскрыть ваши творческие способности? Как и в заданиях какого формата?
– Мне особенно понравилось письменное задание, которое мы выполняли на заключительном этапе и на выполнение которого отводилось всего 40 минут. В течение выделенного времени нам нужно было сочинить историю, используя предложенную фотографию. Это задание позволило мне покреативить и творчески выразить себя посредством языка.
– На ваш взгляд, задания олимпиады учитывали культурные особенности Испании?
– Да, однозначно! Многие тексты и задания в целом мне как раз и запомнились, потому что акцент был сделан на том, что делает Испанию и красивый испанский язык тем, чем они являются по сей день.
– Оцениваете ли вы опыт участия в олимпиаде как позитивный?
– Конечно. Опыт прохождения олимпиады подарил мне новые знания и большую уверенность в себе, а также ознакомил меня с МГПУ и корпусом ИИЯ, в котором я сейчас учусь именно благодаря победе в этой олимпиаде.
– Посоветовали бы вы участвовать в олимпиаде школьникам, желающим поступить в МГПУ?
– Да! Необычность заданий отличает эту олимпиаду от других «испанских» состязаний, а поступление без вступительных испытаний и олимпийская стипендия очень порадуют любого выпускника школы.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка всегда интересно школьникам, а главное – полезно для дальнейшего углубления знаний учеников. Благодаря участию в олимпиаде дети узнают новые факты об Испании и странах Латинской Америки, знакомятся с богатой культурой испаноговорящих стран, а в разделах «Аудирование» и «Говорение» получают возможность услышать живую испанскую речь. Все это, несомненно, повышает мотивацию школьников и способствует дальнейшему погружению в мир испанского языка и культуры его носителей!
Светлана ДЬЯЧКОВА, старший преподаватель кафедры романской филологии Института иностранных языков МГПУ;
Роза НУРИДЖАНЯН, ассистент кафедры романской филологии Института иностранных языков МГПУ
Комментарии