Татьяна Кирсанова в школьные годы была активистом клуба интернациональной дружбы, победителем олимпиад и конкурсов по немецкому языку. После завершения учебы в Карельском педагогическом институте стала преподавать немецкий язык в петрозаводской общеобразовательной школе №45. И уже тогда считала, что ребенок, изучающий немецкий язык, должен проникнуться немецкой культурой, духом, традициями, а это лучше делать на родине Гете и Шиллера. Так, в начале 90‑х родилась идея проекта «Культурно-образовательная инициатива становления гражданина мира». Петрозаводская школа заключила договор о сотрудничестве с вальдорфской школой города Тюбингена – побратима карельской столицы. Стали обмениваться делегациями, проводить совместные мероприятия.
Взаимный интересВ 2001 году Татьяна Валерьевна перешла в тридцатую гимназию, а вместе с ней и ее проект, без которого она теперь не представляла свою жизнь. Уже в гимназии еще семь лет продолжались партнерские отношения со школой Тюбингена, а потом гимназия подписала договор с вальдорфской школой немецкого Галле.- Для меня важно, чтобы дети могли применить изучаемый на уроках язык в социуме, – говорит руководитель проекта.Результатом реализации программы стала комплексная многоуровневая программа «Школьный обмен». Благодаря ей гимназисты не только углубляют полученные знания, но и развивают себя как личность. Они участвуют в диалоге культур и уже во многом понимают страну изучаемого языка, ее менталитет.Когда Татьяна Валерьевна обратилась в немецкую партнерскую службу, откликнулись вальдорфские школы, где преподается русский язык. Первая вальдорфская школа была основана еще в 1919 году идеологом этого движения в Германии Рудольфом Штайнером.Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самого себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний.И эта направленность сохранилась. Одно из условий Рудольфа Штайнера как истинного вдохновителя этих школ – изучение русского языка. Потому что русский язык открывает душу человека, помогает определить, что важно для него в жизни. Благодаря русскому языку можно понять красоту произведения, самой природы и всего мира.Именно изучение русского языка мотивировало руководителей вальдорфской школы на сотрудничество с петрозаводской гимназией, где в свою очередь углубленно изучается немецкий. В гимназии – гости из ГаллеЭто уже многолетняя традиция: учебный год в тридцатой гимназии начинается со знакомства с очередной немецкой делегацией. В отличие от своих сверстников из Карелии, которые могут дважды, а то и трижды съездить в Германию в рамках программы «Школьный обмен», ребятам из Галле такая возможность выпадает лишь однажды. Воспоминания о поездке у тех и у других остаются на всю жизнь, и, уже став взрослыми, многие из них возвращаются к заграничным местам своей юности.18 сентябрьских дней пролетели для быстро подружившихся детей как одно мгновение. Вначале гости из Галле посетили уроки математики, физики, биологии. Немцы всегда подчеркивают местонахождение своего любимого города, он на реке Зале, потому что Галле есть еще в Шри-Ланке. Им понравились уроки в гимназии, они изъявляли желание посетить их еще и еще. Наряду с уроками по точным наукам состоялся и урок о Карелии, раскинувшейся на берегах живописных озер и местах древних вулканов. Наши гости впервые знакомились с удивительными местами, а наскальная живопись и вовсе привела их в восторг. – Программа «Школьный обмен» включает социальную, научно-исследовательскую, волонтерскую, экологическую, спортивно-оздоровительную и творческую деятельность, – рассказывает Татьяна Кирсанова. – Важно, чтобы ребенок не только понял основные традиции данной страны, нравы, обычаи, но и имел возможность заглянуть в будни обычной семьи, ознакомиться с ее главными ценностями.С ответным визитом
– Наши партнеры строят программу, как и мы, – говорит руководитель проекта с российской стороны. – До обеда обязательное посещение школы, уроков, которые нам интересны. Для нас были необычны уроки кузнечного дела, паяния или театрального искусства, где можно даже по-настоящему фехтовать друг с другом на шпагах.
Петрозаводск
Комментарии