Работа издательства «Дрофа» в Свердловской области стала темой для разговора за «круглым столом», в котором приняли участие специалисты Государственного образовательного учреждения «Центр повышения квалификации «Центр «Учебная книга», учителя екатеринбургских и областных школ.
– В начале нашего разговора хотелось бы сказать о том, какая в нашем регионе сегодня сложилась ситуация в области учебного книгоиздания и книгообеспечения, – говорит Людмила АБРАШКИНА, директор ГОУ ЦПК «Центр «Учебная книга». – Без этого нет смысла вести разговор в рамках данной темы. Так вот, ситуация стабильная. В данный момент специалисты нашего Центра разрабатывают информационную поддержку (информационную сеть) системы учебного книгоиздания и книгообеспечения для того, чтобы решать различные вопросы на более качественном уровне. Но это сегодня. Что же было лет десять назад? В то время мы только начинали заниматься вопросами обеспечения областных образовательных учреждений учебной литературой. Мы были созданы в 97-м году при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области для выхода из кризисной ситуации. В начале 90-х годов была практически разрушена система методического руководства, отсутствовала ресурсная база, соответствовавшая современному уровню образования. Мы помним, каким ограниченным был рынок учебной литературы: один учебник по одной дисциплине, книг катастрофически не хватало. И наши библиотеки оскудели. Сейчас ситуация иная. В течение нескольких лет мы работали над решением этих проблем – налаживали контакты с издательствами, готовили педагогов к сознательному выбору учебника, проводили мониторинг состояния фондов учебной литературы в школьных библиотеках, организовывали экспертизу учебно-методической продукции. Много значила работа с издательствами, в частности с «Дрофой».
– Да, несколько лет назад некоторые учебники служили в школах по 8-9 лет, – продолжает заведующая отделом маркетинга ГОУ ЦПК «Центр «Учебная книга» Нина ЧЕРДАНЦЕВА. – Сейчас на 90% эта база обновлена. Нами выработаны особые нормативы, согласно которым цикл (срок службы) учебной литературы составляет 5 лет. Конечно, учебное заведение может хранить книги сколь угодно долго, и учитель может использовать тексты старых учебников на уроках, если литература имеет хороший внешний вид, а ее содержание не противоречит современным реалиям.
Кстати, один раз в 2 года мы анализируем состояние фондов учебной литературы и потом направляем брошюру с этими данными в районы. Сейчас она лежит передо мной. Какова, к примеру, обеспеченность восьмиклассников учебниками химии? Смотрим: фонды обновлены на 90% (комплектование шло с 2000 года). А вот информация по учебникам литературы: в библиотеках они тоже есть в достаточном количестве. И мы не спешим их докупать, потому что ожидаем вступления в силу нового учебного плана.
– Раньше предлагался один учебник по предмету, – замечает Людмила Андреевна. – Сейчас количество книг соответствует нормативам Федерального перечня учебной литературы. Кроме того, у нас есть Областной перечень, в который мы включаем ту литературу из федерального списка, которая учитывает наши интересы и способна обеспечить наш национально-региональный компонент. Многие книги издательства «Дрофа» вошли в Областной перечень как раз потому, что соответствуют нашим интересам, и специалисты Института развития регионального образования, которым мы отдаем на «проработку» учебники, это подтверждают.
– Давайте сначала обсудим содержательную сторону учебников «Дрофы», – предлагает Нина Павловна. – Объективно, книги этого издательства претендуют на звание учебников нового поколения. Большим спросом пользуются учебник химии под редакцией Габриеляна, «Физика» Перышкина тоже была принята на ура, без дополнительных ознакомительных семинаров. «Литература» (А.Г. Кутузов), «Русский язык» (М.М. Разумовская), «Биология» (В.И.Сонин) – эти учебно-методические комплекты требуют от ребенка углубленного и самостоятельного погружения в предмет. И нужен учитель, который сможет ему в этом помочь. Конечно, не все педагоги к этому готовы, не всем просто адаптировать эти учебники к уроку. Поэтому бывает так, что учителя предпочитают другие учебники, в которых все просто и привычно.
Необходимо отметить, что, к сожалению, в России отсутствует широкомасштабная апробация учебной литературы. Но наш Центр пытается как-то эту проблему решить. Мы закупаем небольшие партии учебников и направляем несколько комплектов в школы – на пробу. Сейчас «на экспертизе» учебник алгебры Муравина, и на следующий год учителя смогут осознанно начать подготовку ребят по этой книге, если она будет включена в план-заказ.
– Мы затронули важный вопрос о том, что учебники «Дрофы» способствуют развитию навыков самообразования, – говорит Людмила Абрашкина. – Они помогают понять, как правильно пользоваться информацией. Кстати, от учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» (В.Н.Латчук, В.В.Марков, А.Г. Маслов) учителя в восторге. Раньше в подобной учебной литературе больше уделялось внимание военному делу, этот же учебник направлен на обучение выживанию в экстремальных условиях, он социально ориентирован.
– Мой сын изучает историю по учебнику под редакцией Данилова и Косулиной, – подключается к разговору заместитель директора ГОУ ЦПК «Центр «Учебная книга» по содержанию Елена РАЗУМЕНКО. – Как там ведется рассказ о русско-турецкой войне! Автор приводит несколько точек зрения, а потом задает простой вопрос: «Как вы считаете, правильно ли, что Александр II начал эту войну?» Представляете, сколько ребенку необходимо проанализировать, прежде чем он ответит на этот вопрос. Ему не навязывается никакая точка зрения, а дается возможность поразмышлять самостоятельно.
– Я уже несколько лет преподаю биологию по учебникам Сонина, – высказывает свое мнение учитель биологии школы №21 города Артемовский Татьяна ИБРАГИМОВА. – Меня эта программа устраивает по многим параметрам. Прежде всего, конечно, нравится, как выстроен материал – соблюдается принцип концентра. В учебнике для пятиклассников очень хорошо представлен раздел по астрономии, он достаточно объемный и интересный. Кроме того, в нем хорошо выстроена историческая линия. Потом, к 10-11-му классу, ребята уже будут знать различные версии возникновения Вселенной, появления Солнечной системы. А для детей, которые учились по другой программе, это будет совершенно новая и незнакомая информация. В этом учебнике продуман каждый раздел: главы составлены так, что у учителя есть возможность поиграть с детьми. Здесь много такого, что дети сами могут творческим образом переработать и представить в ярких красочных картинках.
Да, некоторым учителям трудно работать по учебнику биологии для шестого класса. Многие боятся таких тем, как «Химический состав клетки», «ДНК». Но я считаю, не надо этого страшиться, потому что потом в старших классах дети будут с легкостью рассказывать о наследственности. Кроме того, в этом учебнике есть сложный раздел, посвященный физиологии процессов – фотосинтеза, дыхания. И дети великолепно воспринимают эти темы, ведь содержание выстроено так, что демонстрирует единство всего живого на земле. Обычно у детей складывается стереотип, что растения дышат, поглощая углекислый газ и выделяя кислород, а животные – с точностью до наоборот. И переучивать ребят потом очень сложно. Так вот, программа Сонина хороша еще и тем, что детей не приходится переучивать. Учитель только добавляет материал к тому, что ребята уже знают.
Или, к примеру, берем учебник для 7-го класса той же программы. В нем дается более широкое представление о разнообразии мира, чем в обычных школьных учебниках. Изучив «старые» учебники, дети стандартно думают, что голосеменные растения – исключительно хвойные. А ведь это не так. Правда, учебник рассчитан на три часа биологии в неделю, хотя у нас в наличии лишь два. Материал 8-го класса тоже очень хорошо воспринимается детьми, хотя на первый взгляд выглядит сложным. Но мы опять же с ребятами много играем. На мой взгляд, интересно и то, что во всех учебниках биологии под редакцией Сонина просматривается эволюционный подход. Хотя в них есть очень хитрый момент – факторы эволюции человека отодвинуты автором на второй план или вовсе не обсуждаются с учениками.
Нельзя не сказать об иллюстрациях – рисунки словно выстраивают зрительный образ текста. Но хотелось бы, чтобы в книгах было больше фотографий.
– Я работаю в старших классах по учебнику Габриеляна, – рассказывает учитель химии екатеринбургской школы №26 Салима АЮПОВА. – У многих учителей, знаю, с ним возникают трудности. Почему? Учебник написан научным языком, в нем много новых терминов, для изучения предложен сложный материал. Поскольку «Химия. 10-й класс» – достаточно сложно структурированный двухуровневый учебник, ученики, которые послабее, читают в нем не все и какие-то параграфы пропускают.
– Здесь хочу напомнить, – комментирует Людмила Андреевна, – именно для того чтобы помочь учителю адаптироваться к этому учебнику, «Дрофа» выпустила методические пособия как самого автора, так и практикующих учителей.
– Областной перечень учебной литературы, – продолжает она, – это механизм управления библиотечными фондами с учетом и наших экономических возможностей. «Дрофу» мы выбрали также и за их ценовую политику. Нам нравится, что цены на их литературу ниже того уровня, на который мы оглядываемся. В этом году цена, на которую мы ориентируемся при покупке учебника, – 90 рублей. Посмотрите в прайс-лист издательства: здесь есть учебники и за 60, и за 50 рублей.
– Кстати, причина того, что наглядные пособия «Дрофы» пользуются спросом, – добавляет заведующий отделом учебного оборудования и наглядных средств обучения ГОУ ЦПК «Центр «Учебная книга» Валерий ЗАВОДОВ, – тоже кроется помимо качества еще и в их цене. Недавно мы провели инвентаризацию школ, и оказалось, что обеспеченность учебных заведений наглядными пособиями крайне низкая. Необходимо было что-то делать. Мы собрали руководителей методических объединений, предложили им на выбор карты, атласы различных издательств и фирм. Они выбрали картографическую продукцию «Дрофы» (карты по истории, географии, иллюстративные материалы для начальной школы). Этот наглядный материал имеет красочные описания, карты ламинированы с двух сторон, хорошо уплотнены, обе стороны карт работают по теме, стоит только их перевернуть. По качественным показателям и пособиям данная продукция «Дрофы» нас устраивает.
– Сейчас в школах не хватает наглядных пособий, недостаточно и художественной программной литературы, – говорит Абрашкина. – Понимаете, областной бюджет ограничен, на подобные расходы его порой не хватает. Помогать закупать художественную литературу, развивающие игры должны учредители образовательных учреждений, муниципальные органы управления образованием, администрации городов и районов. К сожалению, они этим не занимаются.
– Перейдем к пожеланиям, – подытоживает она. – У нашего Центра отработана интересная практика сотрудничества с некоторыми издательствами, когда они предлагают нам обсудить рукопись нового учебника. Мы отдаем его нашим экспертам (ученым, учителям-практикам), а при изготовлении макета издатели учитывают наши рекомендации, замечания. Мы бы очень хотели, чтобы издательство «Дрофа», контактируя с регионами, больше обращало внимание на деятельность наших авторских коллективов.
– А я жду появления новых профильных учебников, – добавляет Татьяна Михайловна.
– Да, – делает вывод Нина Черданцева, – проект нового образовательного стандарта потребует принципиально новых учебников. Нас это беспокоит. Мы видим, что некоторые издательства, в частности «Дрофа», уже пишут к учебникам комментарии – как можно использовать старую учебную литературу в новых условиях. Наверное, нам не избежать этого периода в истории учебного книгоиздания, книгообеспечения. Но лишь бы он не затянулся.
Екатеринбург
Комментарии