search
main
0

Взаимное уважение, вежливость, установка на партнерское общение

Современные педагогические реалии на «Университетских средах»

Как совершенствуется Московская электронная школа? На что обращать внимание при подготовке школьных научных проектов? Где наблюдаются самые больные точки в сетевом общении? Об этом и о многом другом рассказывали профессора и преподаватели Института Пушкина своим коллегам, московским педагогам, в рамках проекта «Университетская среда для учителей».

Проект реализуется при поддержке Департамента образования и науки города Москвы и дает возможность школьным учителям получать дополнительные знания непосредственно от вузовских преподавателей.

Координатор мероприятий в Государственном институте русского языка имени А.С.Пушкина, научный руководитель Центра исследований медиакоммуникаций Андрей Щербаков рассказал, что институт участвовал в проекте уже третий год.

– Семинары и мастер-классы, которые мы провели в этом году, отражают современные педагогические реалии, – отметил Андрей Владимирович. – Мы предложили не только темы, традиционные для нашего института, связанные с русским языком и литературой, но и общепедагогические, например, как тренировать свой голос и память, применить занимательную логику в школе, управлять эмоциями в педагогической деятельности, организовать научно-исследовательскую работу с учащимися и многие другие.

В сентябре – декабре 2021 года было организовано порядка трех десятков мероприятий, о которых московские учителя отозвались как об интересных и актуальных.

– Будем рады видеть учителей Москвы и в следующем году в Институте Пушкина. Надеюсь, проект и далее будет поддерживаться Департаментом образования и науки Москвы, – добавил Андрей Щербаков.

А мы расскажем о двух мероприятиях, которые прошли в рамках проекта «Университетская среда для учителей».

 

Главное – забота об адресате

Семинар «Культура деловой переписки в педагогической практике» провела заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина Арина Жукова.

Акцент на семинаре был сделан на разных формах интернет-переписки. Сегодня наше деловое взаимодействие происходит не только по привычной уже электронной почте, но и в различных чатах, мессенджерах, социальных сетях. В каждом из этих каналов переписка имеет свои особенности, свой набор инструментов, и это необходимо учитывать.

– Умение коммуницировать в электронной среде при помощи письменных сообщений является очень важной составляющей нашего профессионального и человеческого имиджа, – подчеркнула Арина Геннадьевна.

Общие принципы деловой онлайн-переписки в образовательной сфере соответствуют принципам делового общения в целом: взаимное уважение, нейтральная тональность, вежливость, соблюдение субординации, установка на партнерское общение. Эти принципы нужно стремиться соблюдать и при выражении претензий, обсуждении каких-либо проблем или неприятных ситуаций.

– В электронной почте не стоит без необходимости использовать опцию «ответить всем», устраивать массовые опросы (для этих целей лучше использовать Гугл-формы). В мессенджерах дурным тоном считаются ведение личной переписки в общем чате, пересылка поздравлений со всеми на свете праздниками, отправка «дробных» сообщений, – напомнила лектор.

В электронной почте рекомендуется использовать традиционную этикетную рамку: обращение, приветствие, представление (при необходимости), позитивная завершающая фраза, подпись, контактная информация.

В мессенджерах наличие или отсутствие тех или иных элементов определяется ситуацией общения.

– Но, если вы пишете кому-то в WhatsApp и не уверены, что у этого человека ваш номер есть в контактах, лучше представиться, ведь иначе адресат увидит только номер и не поймет, кто ему пишет. Он должен будет вас об этом спросить или догадаться, а это, согласитесь, определенный дискомфорт. И, конечно, нельзя пренебрегать обращением. Приветствие без обращения, если вам известно имя человека, которому вы пишете, может быть воспринято адресатом как неуважение, – считает Арина Жукова.

Даже тему письма нужно формулировать правильно: она должна кратко, но достаточно полно отражать содержание письма. Например, не «Конкурс», а «Городской конкурс ораторов»-2019», не «Совет», а «Перенос заседания совета факультета» и т. д.

Набирая текст, стоит подумать, каким будет стиль сообщения: формальным или неформальным, увеличивающим или сокращающим дистанцию между участниками общения. При этом нужно учитывать такие факторы, как степень знакомства с адресатом, статус участников переписки, внешняя это переписка или внутренняя, пишется ли письмо одному адресату или многим, наличие сторонних наблюдателей, уровень официальности ситуации.

Лектор поделилась приемами составления эффективного делового письма. Нужно четко сформулировать цель письма, предоставить адресату всю необходимую информацию, структурировать текст. И самый простой и полезный совет: перечитать письмо, прежде чем отправить. Ведь ошибки в орфографии и пунктуации, досадные опечатки и автозамены производят не лучшее впечатление, особенно если это письмо педагога.

Самое важное в деловой переписке – это забота об адресате.

– Если такая забота ощущается обеими сторонами и обе стороны стремятся общаться таким образом, то наше деловое общение ждет успех, – подчеркнула Арина Жукова.

 

Московская электронная школа: взгляд эксперта

Заведующий кафедрой мировой литературы Александр Пашков провел мастер-класс «Сложные вопросы школьной программы по литературе в материалах МЭШ и практике преподавания».

Александр Витальевич – член экспертного совета Московской электронной школы, который действует при Московском городском педагогическом университете с 2021 года.

– Поэтому я буду говорить и как эксперт, и как преподаватель, и как родитель школьника, – сказал он.

Московская электронная школа создана в 2016 году, а в 2018 году она была отмечена в числе 100 главных мировых проектов на образовательном саммите HundrED в Хельсинки.

Материалы Московской электронной школы предназначены для учителей, детей и родителей. В настоящее время библиотека МЭШ содержит десятки тысяч ресурсов: учебники, тестовые задания, виртуальные лаборатории, сценарии уроков и многое другое. В отличие от других подобных проектов электронная библиотека МЭШ открыта и в основном формируется педагогами самостоятельно.

– Разработчики делают акцент на технологии создания контента руками самих учителей, – рассказал Александр Пашков. – В системе размещается огромное количество материалов, которые нуждаются в модерировании и структурировании, должны соотноситься со школьной программой.

В ходе мастер-класса заведующий кафедрой мировой литературы Института Пушкина приоткрыл дверь на «кухню» экспертного совета и рассказал о некоторых не­обычных подходах, которые были предложены участниками в ходе его работы.

Эксперты, в число которых входят известные педагоги, университетские преподаватели, исследователи, выделили сложные вопросы в преподавании каждого из предметов школьной программы.

После долгих обсуждений и жарких споров были названы три сложных вопроса, связанных с преподаванием литературы: анализ и интерпретация лирических произведений, создание обучающимися письменных текстов разных жанров, чтение и понимание нехрестоматийных литературных произведений.

Александр Пашков объяснил выбор экспертов так:

– Лирика как род литературы вызывает большие трудности у школьников при анализе, чем эпос и драма. Создание письменных текстов никогда не было простым для обучающихся и превратилось для них в настоящую проблему с тех пор, как сочинение стало сдавать свои позиции. Третья сложная, на наш взгляд, проблема – это восприятие нехрестоматийных литературных произведений, принадлежащих к тем периодам, которые не очень широко представлены в школьной программе (древнерусская литература, литература XVIII в., современная художественная словесность).

Еще одна идея, выдвинутая экспертами МЭШ, основана на применении метапредметного подхода к изучению литературы.

Например, при анализе повести Гоголя «Тарас Бульба» возможно уйти от воспитательного аспекта и рассмотреть ее в другом ключе. Произведение Гоголя представляет собой и высокохудожественный текст, и интереснейший пример интерпретации исторического материала в традициях романтизма, то есть преподаватель может сделать акцент и на эстетическом, и на познавательном аспектах повести.

Другое произведение, которое можно рассмотреть не по стандартной схеме, – «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина. По мнению Александра Пашкова, в ней все не так очевидно, и царь Дадон, в общем, не заслуживает трагической судьбы.

– Наказание царю непропорционально его прегрешениям. Пушкин сам разоблачает возможные выводы читателей о справедливости расплаты, намекает скорее на пребывание героя во власти загадочного рока, – считает завкафедрой мировой литературы.

Как и в случае с «Тарасом Бульбой», школьный учитель может на уроке сделать акцент на эстетической природе «Сказки о золотом петушке», развивать литературный вкус учеников, учить получать удовольствие от текста.

– Как любая большая литература, эта сказка красиво звучит, она мастерски «сделана», и, может быть, учителю стоит прежде всего помочь ученикам прочувствовать красоту пушкинского слога, – считает Александр Витальевич.

Вывод из всего сказанного был таким: задача педагога – находить разные подходы к изучению литературы, воспитывать познавательную активность и эстетический вкус учеников. А МЭШ и экспертный совет будут и дальше работать над совершенствованием проекта, учитывая реальные потребности сегодняшнего школьного образования, мнение и опыт педагогов.

Анастасия ДЬЯЧКОВА,

Ирина ИЛЬИНА,

Анастасия НАЗАРОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте