Страна переживает время реформ и перемен. Былая стабильность пошатнулась, общество столкнулось с такими проблемами, о которых прежде не знали. Некоторые носят прямо-таки библейский характер: движение народов, смешение языков, столкновение религий и нравов, конфликт поколений… Общество стремительно меняется, и педагоги должны реагировать на вызовы времени. Какой в этих условиях вырастет наша смена, в чьих руках окажется страна?
В Московском институте открытого образования состоялась пресс-конференция, посвященная III Всероссийскому конкурсу «Воспитать человека-2013». О концепции конкурса, о вызовах времени и задачах педагогики журналистам рассказали члены оргкомитета конкурса, члены-корреспонденты РАО, доктор педагогических наук проректор НИОО Лариса Курнешова и доктор педагогических наук Наталья Селиванова. Конкурс привлекает педагогов, решающих самые актуальные задачи воспитания. Они связаны с нарастанием негативных явлений в детской среде, инфантилизмом молодежи, неготовностью ее к социальной жизни, влиянием субкультуры. Сфера образования должна возвратить лидерство в сфере воспитания. Конкурс профессионального мастерства педагогов – это способ выявить и распространить прорывные, перспективные воспитательные идеи и практики.Конкурсные работы могут быть ответом на вызовы времени. Один из них заключается в необходимости формирования у детей гражданской идентичности (номинация «На благо Отечества»). Это одна из задач нового федерального стандарта общего образования. Задача педагога – воспитать понимание учеником себя и своего места в обществе, желание и способность заботиться о своей стране.Следующий вызов связан с возрастающей мобильностью населения и превращением наших территорий в поликультурное сообщество (номинация «Мы разные, но мы вместе»). Это создает проблемы во взаимоотношениях между разными этническими группами. Ксенофобия и националистические взгляды проникают также в подростковую и молодежную среду.По мере взросления у детей расширяется круг социального общения. Они испытывают влияние разных социальных групп. Чьи установки и ценности они выберут для себя? Как они повлияют на их мировоззрение? Это еще один вызов нашей системе образования. Многие учителя упорно работают в этом направлении, для них открыта номинация «Ценности, которым нет цены».В детстве и особенно в подростковом возрасте школьник пытается утвердиться в том или ином виде социальной активности. В номинации «Вместе на благо всех» будут представлены педагогические практики по организации социально значимой деятельности детей и молодежи.Влияние информационных и массмедийных технологий на школьников становится тотальным. Это тоже вызов, и педагоги не могут не учитывать этого. Они включаются в этот процесс, чтобы сдерживать негативный информационный прессинг, используя испытательный потенциал. Их работы будут представлены в номинации «На одной волне».Все перечисленные проблемы воспитания и социализации школьников особенно остро сказываются на детях так называемой группы риска. Именно они нуждаются в особом внимании и защите педагогов, которые представят свои педагогические инновации в номинации «Защита и поддержка».Конкурс проводится под эгидой Минобрнауки РФ. Первый, заочный, этап конкурса закончится 30 ноября, второй, очный, пройдет с 1 по 13 декабря во Владикавказе.
Комментарии