Образование короткого или длительного цикла
Современная образовательная политика требует быстрых изменений и ориентирует нас на необходимость ранней профилизации школьников. Этот тренд современного общего образования появился не случайно. Центр по развитию компетенций общего образования РАНХиГС оперирует многочисленными примерами помощи в предпрофессиональной подготовке учащихся ведущих школ Москвы и регионов России. По данным мониторинга, большинство учащихся 10‑х классов сталкиваются с необходимостью выстраивания индивидуальной образовательной траектории. Как правило, она включает в себя не столько выбор вуза как такового, сколько осознание профессиональной стратегии движения.
Именно стратегическое планирование выходит на первый план. Но, как правило, либо старшеклассник не думает об этом, либо родители берут это решение в свои руки. Последние данные выпускников свидетельствуют о метании при выборе будущей профессии и вуза вплоть до конца 11‑го класса.
Помочь в решении вопроса действительно может ранняя профилизация с 8‑го класса. Смысл ранней профилизации в пробах себя, поиске «своей атмосферы» ценностей в коллективе, в нахождении учителей и педагогов, способных развить ум ученика, его душу и сориентировать в мире, в знакомстве с академической культурой вузов, нахождении общего языка с преподавателями, в беседах с родителями и друзьями о смысле и понимании той или иной профессии. Осознание своего жизненного профессионального выбора часто связано с личностными особенностями и социальной ситуацией развития ребенка.
С точки зрения возрастной психологической готовности выбор профессионального пути является результатом деятельности самоопределения – ведущей деятельности юношеского периода (Д.Б.Эльконин, Н.С.Пряжников). Старшеклассник готов к пониманию смыслов и ценностей, ориентирован на знание. Что же способно привлечь современного выпускника? Мечта или реальность? На какие шаги он готов пойти ради своего будущего?
По результатам своей статистики мы убедились, что наиболее привлекательными выступают технические (инженерная, компьютерная), экономическая, правовая, медицинская, гуманитарная специализации. «Университетские субботы» в РАНХиГС фиксируют стабильный интерес к сфере управления.
В свое время психолог С.Л.Рубенштейн утверждал, что для профессионального самоопределения важно фактически осуществить «выбор способа жизни». Быть обывателем, используя наработанный опыт и решения. Идти за экономической целесообразностью (адаптивная модель) или же двигаться по модели развития, конструируя свое будущее через мечту, на пути к призванию.
Итак, какой способ мы встречаем чаще?
Современное образование в мире переживает глубокую трансформацию. Стремительное развитие цифрового обучения меняет источники получения знаний. Распространяется мнение, что методики и программы безнадежно устарели. Эксперты утверждают, что важны новая знаниевая парадигма, новый набор прежде всего навыков и компетенций («Глобальное будущее образования», GEF). Транслируются экономические приоритеты общественной жизни. Гуманитарные вызовы сменяются глобальными экономическими. Появляется потребность в создании общества, основанного на мудрости. Среди новых компетенций выявлена установка на развитие (Dweck, 2006), относящаяся к особым стратегиям жизни. Эти компетенции особого типа часто обозначаются как экзистенциальные компетенции:
– способность ставить цели и достигать их (сила воли);
– способность к самосознанию/самоанализу (осознанность);
– способность учиться чему-либо/разучиваться /переучиваться (саморазвитие) и другие.
Недавнее глобальное исследование Capgemini показало, что около 90% представителей крупного международного бизнеса полагают, что их работникам недостает навыков. В обучение новым форматам планируется вовлечь как минимум 20‑50% учащихся из стран с развитой экономикой уже в ближайшее десятилетие.
Так, проект «Россия 2025: от кадров – к талантам» появился, чтобы снять дефицит специалистов «экономики знания». Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления «Сколково», говорит о необходимости изменений в моделях образования. Но сохраняются ли вечные человеческие ценности и знания? Известно, что спрос на образование в мире только растет.
Каким будет результат перемен?
В последние годы отмечается выраженная конкурентная борьба между стратегией короткого и длительного циклов образования. Высшее образование 6‑го и 7‑го уровней, по классификации ЮНЕСКО, уровень третичного образования могут иметь как короткий цикл (2‑4 лет), так и длительный (до 5 и более лет обучения). Следует отметить общую тенденцию к сокращению сроков обучения. На рынке образовательных услуг встречаются термины «быстрое электронное обучение», «ускоренное обучение», существуют аналоги заочной формы обучения – сокращенное обучение. «Быстрые» специалисты легко совмещают трудовую деятельность и обучение, проходя профессиональную школу на рабочем месте. Быстрое обучение дает тактическое преимущество. Подобный работник легко действует в режиме многозадачности, меняет специализации, места работы. Имея многочисленные сертификаты и дипломы самых разных профессий, он вынужден в течение всей жизни добирать тот базис, который не был сформирован в самом начале профессионального пути. Во многом такой специалист так и не может реализовать себя в чем-то одном.
Длительный цикл обучения – длинное обучение – сложный феномен. Как правило, это стратегическое планирование своего будущего. Поиск мечты, призвания, любимого дела, которое стало бы смыслом. Это ориентация на длительное обучение, сложные комбинированные области знаний, языковую и академическую грамотность. Такой специалист проходит глубокую теоретическую подготовку и способен не только знать и понимать новейшие открытия, но и создавать новое знание, изобретать и конструировать. В мире ощущается дефицит специалистов такого формата. Но они еще готовятся в нашей стране.
Научный мир не терпит суеты и отвлечения. Логика, последовательность, закономерность открываются тем, кто может сосредоточиться и понять систему знания. Форма обучения ученых, художников, инженеров так и остается надежной и самой древней. Без наставника, руководителя, мастера обучения это невозможно. Поэтому все так же актуально обучение от человека к человеку. Мы умеем растить ученых со школьной скамьи.
Важно, что существует интегративный образовательный проект «Академический класс в московской школе». Это шанс найти себя и сделать выбор на всю жизнь. У современного школьника возникает возможность стратегически выстроить направление будущего уже сегодня. Проект двигает современную школу в сообщество науки и высшего образования, чтобы сконструировать для каждого ученика длительную индивидуальную образовательную траекторию, позволяющую осознать свои намерения, желания, интерес, приблизив мечту. Внедряется ученикоцентрированный подход. Именно это и модернизирует образование, вовлекая новые идеи, взаимообогащая всех участников.
Действительно, современная жизнь требует способности к быстрому овладению новыми навыками, знаниями ради преимущества перед другими. Но за конкурентной борьбой часто теряются более сложные смыслы собственной профессиональной самореализации, создания нового, творческого преобразования действительности. Давайте не будем торопиться. Для понимания себя требуется время.
Елена УЛУНЯН,
психолог, эксперт, победитель гранта Москвы в области образования, ведущий сотрудник Центра компетенций по развитию общего образования РАНХиГС
Комментарии