23 октября 2020 года прошла V Международная конференция «Больше чем обучение: вызовы новой нормальности», на которой эксперты обсудили организацию процесса обучения в дистанционном формате. В новом лонгриде Вячеслав Юрченков, руководитель Центра развития образовательных технологий СберУниверситета опишет основные барьеры, которые возникают в процессе дистанционного обучения.
Пандемия коронавируса создала серьезные вызовы, на которые образовательным учреждениям необходимо было оперативно ответить, чтобы продолжить процесс организации обучения. Специалисты компании BMC Medical Education в 2018 году опубликовали исследование, посвящённое распространённым барьерам, которые возникают в процессе дистанционного обучения. Исследование проводилось в период с 2006 по 2016 гг. на основе полнотекстового анализа научных статей. В итоге были выявлены следующие ключевые барьеры дистанционного обучения:
- Недоверие к дистанционному формату со стороны всех участников процесса;
- Слабые технические и цифровые компетенции, несовершенная IT-инфраструктура;
- Дефицит времени для обучения;
- Проблемы организации практической работы в дистанционном формате;
- Недостаток коммуникации и обратной связи со стороны преподавателей.
Для каждого из перечисленных барьеров есть решения. Сегодня поделимся реальными примерами – кейсами программ СберУниверситета, а также опытом экспертов из сфер университетского и корпоративного образования по первым 2-м барьерам.
Барьер № 1. Недоверие к дистанционному формату
Отмечу, что недоверие может исходить как от преподавателей, так и от обучающихся. Преподаватели могут чувствовать себя некомпетентными, работая в цифровой среде с непривычными инструментами. 88% преподавателей скептически отнеслись к формату дистанционного обучения и считают, что занятия лучше проводить в очном формате. Среди специфических методических трудностей преподаватели, работавшие в синхронном режиме, отмечали сложности в удержании внимания и вовлечении студентов в учебный процесс. Так, 65% преподавателей полагают, что проведение лекций в дистанционном формате скорее не позволяет контролировать вовлеченность студентов в образовательный процесс. Более 70% опасаются увеличения практик нечестного поведения среди студентов во время экзаменов, которые сложнее проконтролировать в дистанционном формате. Кроме того, преподаватели скептически относятся к эффективности обучения в онлайн-формате.
Лишь 15% преподавателей считают, что качество образования с применением образовательных технологий в онлайн эффективно. Однако почти 60% сомневаются в качестве онлайн-обучения и не планируют продолжать его активное применение в дальнейшем. Со стороны обучающихся также возможен негативный отклик как из-за убеждений в низкой эффективности дистанционного формата обучения, так и из-за нехватки взаимодействия с преподавателями или однокурсниками.
Юлия Фомина, директор проектов СберУниверситета, отмечает, что в ходе реализации шестинедельной дистанционной программы “Mindfulness: развитие практик осознанности” специалисты также отметили, что нужны дополнительные усилия для создания доверия внутри группы и снятия коммуникационных барьеров. Что необходимо делать в такой ситуации?
- Устанавливать и планомерно поддерживать тесный контакт с обучающимися и между обучающимися;
- Строить коммуникацию с обучающимися через вопрос “Зачем?” на всём пути обучения, тем самым стимулируя рефлексию;
- Помогать обучающимся ставить конкретные цели для развития;
- Показывать возможные траектории развития навыка;
- Создавать при помощи групповых чатов среду для развития и поддержки;
- Тестировать свои решения, быть открытыми к новым подходам, не бояться ошибиться.
Барьер № 2. Слабые технические и цифровые компетенции, несовершенная IT-инфраструктура
В дистанционном обучении, разумеется, критически важно, насколько хорошо преподаватели и обучающиеся владеют цифровыми инструментами. От навыков работы в цифровой среде зависят скорость и качество работы преподавателя, уровень удовлетворенности участников образовательного процесса и мотивации обучающихся.
Но стоит отметить, что перед тем как начать работать в дистанционном режиме большинство высших учебных заведений не имели инфраструктуры для развертывания полноценного дистанционного обучения, а каждый десятый вуз не имел даже минимальной инфраструктуры (отсутствовал высокоскоростной доступ к сети Интернет, не было специализированных систем хранения данных для размещения информационных систем). Только 11% российских вузов имели цифровую инфраструктуру, достаточную для полноценной организации обучения в онлайн-формате и размещения контента на собственных мощностях. Почти половина педагогов (47%) сообщили, что нуждаются в помощи.
Чтобы эффективно вести дистанционное обучение, а более четверти (26%) заявили, что им не хватает навыков и знаний для перехода в онлайн-режим. Также эта проблема тесно связана с наличием IT-поддержки и уровнем технической оснащенности. Важно заранее решить следующие вопросы:
- Есть ли персонал, к которому можно обратиться при возникновении технических проблем (например, неполадок с интернет-подключением), или их придется решать самостоятельно?
- У всех ли участников процесса есть беспрепятственный доступ к учебным материалам (например, нет ли ограничений на уровне провайдера или компании)?
- Подготовлены ли подробные инструкции по работе с используемыми инструментами?
- Разработаны ли программы развития цифровых инструментов и цифрового контента, необходимые для организации эффективного обучения с применением инновационных форматов?
Преподавателям можно посоветовать на начальных этапах программы заблаговременно высылать обучающимся необходимые короткие поэтапные инструкции о том, как взаимодействовать с электронными средствами: как подключиться к вебинару, как зарегистрироваться на программу обучения, как заполнить форму обратной связи и т. д.
Например, в качестве поддержки и помощи в этой непростой ситуации в Университете ИТМО работают специалисты по образовательным технологиям, в том числе и по электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям, которые в дистанционном режиме проводят групповые и индивидуальные консультации со всеми желающими по внедрению лучших практик в процесс обучения.
Кроме того, стоит отметить, что с января 2020 года при участии Центра академических партнёрств Сбера, Академии технологии и данных СберУниверситета, Дальневосточного банка в Школе экономики и менеджмента реализован проект по обучению студентов цифровым навыкам. Для этого 600 студентов-выпускников по направлениям экономика, менеджмент, торговое дело, бизнес-информатика получили доступ к дистанционным программам “Современные цифровые технологии”, “Python для анализа данных”, “Big Data”, и “Основы SQL” на образовательной платформе СберУниверситета “Виртуальная школа”. Такая возможность позволила преподавателям повысить качество и актуальность образовательного контента за счёт внедрения подходов и технологий, применяемых в СберУниверситете, в дисциплины высшего учебного заведения. В результате за счет тесного взаимодействия учебного заведения с бизнесом формируется устойчивая модель обучения, позволяющая готовить востребованных на рынке труда специалистов.
Узнать больше о других барьерах и решениях можно в аналитическом отчете, подготовленном специально к V Международной конференции “Больше чем обучение: вызовы новой нормальности”.
Комментарии