search
main
0

Вызовы пандемии для сферы образования

23 октября 2020 года прошла V Международная конференция «Больше чем обучение: вызовы новой нормальности», на которой эксперты обсудили организацию процесса обучения в дистанционном формате. В новом лонгриде Вячеслав Юрченков, руководитель Центра развития образовательных технологий  СберУниверситета опишет основные барьеры, которые возникают в процессе дистанционного обучения.

Вячеслав Юрченков, руководитель Центра развития образовательных технологий СберУниверситета

Пандемия коронавируса создала серьезные вызовы, на которые образовательным учреждениям необходимо было оперативно ответить, чтобы продолжить процесс организации обучения. Специалисты компании BMC Medical Education в 2018 году опубликовали исследование, посвящённое распространённым барьерам, которые возникают в процессе дистанционного обучения. Исследование проводилось в период с 2006 по 2016 гг. на основе полнотекстового анализа научных статей. В итоге были выявлены следующие ключевые барьеры дистанционного обучения:

  • Недоверие к дистанционному формату со стороны всех участников процесса;
  • Слабые технические и цифровые компетенции, несовершенная IT-инфраструктура;
  • Дефицит времени для обучения;
  • Проблемы организации практической работы в дистанционном формате;
  • Недостаток коммуникации и обратной связи со стороны преподавателей.

Для каждого из перечисленных барьеров есть решения. Сегодня поделимся реальными примерами – кейсами программ СберУниверситета, а также опытом экспертов из сфер университетского и корпоративного образования по первым 2-м барьерам.

Барьер № 1. Недоверие к дистанционному формату

Отмечу, что недоверие может исходить как от преподавателей, так и от обучающихся. Преподаватели могут чувствовать себя некомпетентными, работая в цифровой среде с непривычными инструментами. 88% преподавателей скептически отнеслись к формату дистанционного обучения и считают, что занятия лучше проводить в очном формате. Среди специфических методических трудностей преподаватели, работавшие в синхронном режиме, отмечали сложности в удержании внимания и вовлечении студентов в учебный процесс. Так, 65% преподавателей полагают, что проведение лекций в дистанционном формате скорее не позволяет контролировать вовлеченность студентов в образовательный процесс. Более 70% опасаются увеличения практик нечестного поведения среди студентов во время экзаменов, которые сложнее проконтролировать в дистанционном формате. Кроме того, преподаватели скептически относятся к эффективности обучения в онлайн-формате.

Лишь 15% преподавателей считают, что качество образования с применением образовательных технологий в онлайн эффективно. Однако почти 60% сомневаются в качестве онлайн-обучения и не планируют продолжать его активное применение в дальнейшем. Со стороны обучающихся также возможен негативный отклик как из-за убеждений в низкой эффективности дистанционного формата обучения, так и из-за нехватки взаимодействия с преподавателями или однокурсниками.

Юлия Фомина, директор проектов СберУниверситета, отмечает, что в ходе реализации шестинедельной дистанционной программы “Mindfulness: развитие практик осознанности” специалисты также отметили, что нужны дополнительные усилия для создания доверия внутри группы и снятия коммуникационных барьеров. Что необходимо делать в такой ситуации?

  • Устанавливать и планомерно поддерживать тесный контакт с обучающимися и между обучающимися;
  • Строить коммуникацию с обучающимися через вопрос “Зачем?” на всём пути обучения, тем самым стимулируя рефлексию;
  • Помогать обучающимся ставить конкретные цели для развития;
  • Показывать возможные траектории развития навыка;
  • Создавать при помощи групповых чатов среду для развития и поддержки;
  • Тестировать свои решения, быть открытыми к новым подходам, не бояться ошибиться.

Барьер № 2. Слабые технические и цифровые компетенции, несовершенная IT-инфраструктура

В дистанционном обучении, разумеется, критически важно, насколько хорошо преподаватели и обучающиеся владеют цифровыми инструментами. От навыков работы в цифровой среде зависят скорость и качество работы преподавателя, уровень удовлетворенности участников образовательного процесса и мотивации обучающихся.

Но стоит отметить, что перед тем как начать работать в дистанционном режиме большинство высших учебных заведений не имели инфраструктуры для развертывания полноценного дистанционного обучения, а каждый десятый вуз не имел даже минимальной инфраструктуры (отсутствовал высокоскоростной доступ к сети Интернет, не было специализированных систем хранения данных для размещения информационных систем). Только 11% российских вузов имели цифровую инфраструктуру, достаточную для полноценной организации обучения в онлайн-формате и размещения контента на собственных мощностях. Почти половина педагогов (47%) сообщили, что нуждаются в помощи.

Чтобы эффективно вести дистанционное обучение, а более четверти (26%) заявили, что им не хватает навыков и знаний для перехода в онлайн-режим. Также эта проблема тесно связана с наличием IT-поддержки и уровнем технической оснащенности. Важно заранее решить следующие вопросы:

  • Есть ли персонал, к которому можно обратиться при возникновении технических проблем (например, неполадок с интернет-подключением), или их придется решать самостоятельно?
  • У всех ли участников процесса есть беспрепятственный доступ к учебным материалам (например, нет ли ограничений на уровне провайдера или компании)?
  • Подготовлены ли подробные инструкции по работе с используемыми инструментами?
  • Разработаны ли программы развития цифровых инструментов и цифрового контента, необходимые для организации эффективного обучения с применением инновационных форматов?

Преподавателям можно посоветовать на начальных этапах программы заблаговременно высылать обучающимся необходимые короткие поэтапные инструкции о том, как взаимодействовать с электронными средствами: как подключиться к вебинару, как зарегистрироваться на программу обучения, как заполнить форму обратной связи и т. д.

Например, в качестве поддержки и помощи в этой непростой ситуации в Университете ИТМО работают специалисты по образовательным технологиям, в том числе и по электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям, которые в дистанционном режиме проводят групповые и индивидуальные консультации со всеми желающими по внедрению лучших практик в процесс обучения.

Кроме того, стоит отметить, что с января 2020 года при участии Центра академических партнёрств Сбера, Академии технологии и данных СберУниверситета, Дальневосточного банка в Школе экономики и менеджмента реализован проект по обучению студентов цифровым навыкам. Для этого 600 студентов-выпускников по направлениям экономика, менеджмент, торговое дело, бизнес-информатика получили доступ к дистанционным программам “Современные цифровые технологии”, “Python для анализа данных”, “Big Data”, и “Основы SQL” на образовательной платформе СберУниверситета “Виртуальная школа”. Такая возможность позволила преподавателям повысить качество и актуальность образовательного контента за счёт внедрения подходов и технологий, применяемых в СберУниверситете, в дисциплины высшего учебного заведения. В результате за счет тесного взаимодействия учебного заведения с бизнесом формируется устойчивая модель обучения, позволяющая готовить востребованных на рынке труда специалистов.

Узнать больше о других барьерах и решениях можно в аналитическом отчете, подготовленном специально к V Международной конференции “Больше чем обучение: вызовы новой нормальности”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте