search
main
0

Вызов времени. Страны БРИКС изучают ресурсы друг друга

Состоявшийся в Москве Глобальный университетский саммит БРИКС «Образование как ресурс мирового развития» лишний раз доказал: Бразилии, России, Индии, Китаю и ЮАР предстоит решить немало проблем, чтобы сотрудничество между вузами и научными центрами этих стран стало действительно плодотворным. Впрочем, выяснилось и другое – бороться придется примерно с одними и теми же проблемами. Хотя мы и по-разному их понимаем.

– Чтобы двигаться вперед, необходимо четко представлять те вызовы современности, с которыми сегодня сталкиваются практически все университеты мира, – заявил проректор по образованию МИСиС Тимоти О’Коннор. – В условиях глобализации особенно важно усиливать международное сотрудничество, повышать результативность образования и научно-исследовательской деятельности, развивать предпринимательство, укреплять корпоративный дух, использовать интерактивные технологии, умело сочетать образовательную и воспитательную деятельность. Но также нужно поощрять чувство патриотизма и гражданскую активность.По мнению вице-президента Национальной академии наук Индии Рамамурти Раджарамана, на нынешнем этапе глобализации странами управляет не «мировое правительство», а банки и корпорации. Бедные страны со слабо развитой экономикой, будучи включенными в единую схему такого управления, находятся в заведомо проигрышных условиях. Но даже крупным странам ВТО диктует свои правила игры – в частности, им категорически предлагается отказаться от субсидий на поддержку образования, развивая частные школы и вузы.- Мы против такого подхода, поскольку в странах БРИКС существуют иные традиции поддержки университетов со стороны государства, – сказал г-н Раджараман. – Мы планируем сохранить стипендии, делаем ставки на учителей-энтузиастов. Да, у нас разные культуры, разные языки, а подчас и разные подходы к постижению тайн мира, однако в этом есть и свои плюсы, подчас весьма неожиданные.- Невозможно создать мощное и богатое государство, не развивая сеть современных университетов, в которых дают прочный фундамент знаний и умений, – сказал проректор Нанкинского университета Чжу Цинбао. – Долгое время КНР очень большое внимание уделяет поддержке высшего образования. Однако на сегодняшний день в Топ-100 лучших вузов мира лишь 4 китайских. Мы не согласны с подобными рейтингами, более того, мы считаем, что странам БРИКС нужно создавать и развивать собственные рейтинги. Залог успешной экономики в том, чтобы объединить усилия науки, бизнеса и образования.Министр науки и технологий и наук о Земле Индии Харш Вардхан полностью согласен с этим утверждением, однако он добавил, что не нужно мешать в одну кучу университеты и научные центры. С одной стороны, и там и здесь занимаются наукой, совершают открытия, однако задачи у этих учреждений все-таки разные. Университет прежде всего – это место, где люди получают образование, сотрудники же научных центров (по определению – профессионально подготовленные специалисты) сосредоточены на проведении тех или иных исследований по заказу, полученному от бизнес-сообщества или государственных структур. В первом случае ошибки вполне понятны и допустимы, во втором желательно все же свести их количество к минимуму.- Я абсолютно уверен, что нам нужна новая система образования, – сказал г-н Вардхан. – Сейчас студенты несколько лет изучают массу отдельных дисциплин, а по-хорошему им нужно как минимум еще целый год уделить синтезу всех полученных знаний.Директор департамента по международным делам Министерства науки, технологий и инноваций Бразилии Карлос Кардим поддержал коллегу, сказав, что междисциплинарный подход крайне важен для гармоничного развития личности будущего ученого. Ведь «тот, кто знает только одну ноту, никогда не сможет спеть песню».- Посудите сами: каждый год в Бразилии появляется более 1000 новых докторов наук, множество научных коллективов проводят сотни научных исследований, совершают открытия, регистрируют изобретения, однако все это почему-то почти не востребовано внутри страны, – сетует г-н Кардим. – Причина, как мне кажется, в том, что наука развивается сама по себе, бизнес – сам по себе, образование – само по себе. Хотя в идеале наука должна помогать в первую очередь решать самые насущные проблемы, которые мешают обществу полноценно развиваться. Бизнес в свою очередь должен формулировать эти проблемы. А система образования – готовить тех специалистов, которые в данный момент более всего нужны обществу.О нелегкой судьбе своей страны рассказала и заместитель проректора Университета Йоханнесбурга Ангина Парекх. По ее словам, цивилизованной демократической страной ЮАР стала менее двух десятилетий назад, только в 1994 году была отменена политика апартеида.- У нас существовало 36 технических вузов, и все они были разделены по расовому признаку: в одних учились англоязычные белые жители, в других – чернокожие англоязычные, в третьих – чернокожие, которые разговаривали на африкаанс, и так далее, – отметила г-жа Парекх. – После 1994 года был осуществлен ряд реформ, проведена реструктуризация, многие университеты были объединены, однако ни одно учреждение мы не закрыли. Правительство поставило цель – обеспечить доступность образования для каждого жителя независимо от расы и национальности. Действительно, если рассуждать логически, следует признать: никто в мире не умеет запускать в космос ракеты лучше, чем Россия; нигде нет столь мощной и эффективной промышленности, способной в кратчайшие сроки произвести в огромных количествах практически любые изделия, чем Китай; нигде так не продвинулись в плане лечения целого ряда заболеваний, как в ЮАР, и т. д. Следовательно, совместными усилиями, используя и дополняя потенциал друг друга, мы способны на очень и очень многое.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте