search
main
0

Вызов традиции. Как найти свой жизненный путь

Термин «профильное обучение» стал привычным. Им уже не удивишь ни ученика, ни родителя. По словам начальника отдела модернизации образования, международного, регионального сотрудничества и общественных связей Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Леонида ИЛЮШИНА, профильное обучение и предпрофильная подготовка – это одно из содержательных направлений процесса модернизации российского образования.

На сегодняшний день существует федеральная нормативная база по профильной подготовке, а регионам дана возможность ее дорабатывать с учетом специфики региона, особенности сети образовательных учреждений, политики самого региона в образовании.

Что такое профильное обучение и предпрофильная подготовка, если не брать только формальную сторону дела? Это организационно-методическая линия изменения содержания образования. То есть постепенное дополнение традиционной моноклассно-урочной системы с четким определением предметов и предметных областей такими образовательными технологиями, такой новой педагогической практикой, которые нацелены на расширение пространства выбора учеником своего дальнейшего образовательного, профессионального маршрута. Иными словами, делается консолидированная попытка внедрить в школьное образование такую живую современную идею, согласно которой ребенок, подходя к 9-му классу, будет обладать большей базой выбора своей будущей профессии, образования, линии жизненного пути.

Когда говорят «профильная школа», то часто путают это понятие со специализированной школой, допустим физико-математической. Следует уточнить, что профильная школа – это школа, которая реализует некоторое количество профилей. Хотя допускается, что профиль может быть один, но для городской школы это не актуально. Если мы говорим о направленности на обеспечение нового качества образования, его эффективности, доступности, то доступность – это в том числе право выбора учеником и его родителями определенных содержательных, педагогических аспектов школьной учебы с учетом интересов, индивидуальных особенностей, притязаний и здоровых амбиций в конце концов.

На федеральном уровне существует порядка четырнадцати рекомендованных профилей. Список их открыт, то есть это не жесткий лимит, а руководство к развитию. Что касается наполнения, то под каждый профиль созданы учебные планы. Их создание – задача сложная, так как нужно, совмещая многое, не выйти за требования СанПиНа, остаться в рамках традиционного содержания российского образования, ориентированного, с одной стороны, на академизм, а с другой стороны, стремящегося освоить новые реалии. И с третьей стороны, не применять сугубо технократический подход, а строить образовательное пространство так, чтобы у взрослеющего ученика была возможность начать свой предпрофессональный путь как можно раньше. В то же время важно не уйти в другую крайность, когда некоторые начинают готовить (скажем, экономиста) с 3-го класса, давая в начальной школе отрывочные понятия, а точнее, термины экономического толка.

Предпрофильная подготовка – это скорее использование в классно-урочной практике новых образовательных элементов, которые позволяют начать ориентировать ребенка в мире не столько предметных областей, сколько сферы знаний в целом. Возможно, это хорошо забытое старое. Например, образовательные экскурсии. Если раньше это были походы на шефские предприятия, то сегодня интересную работу в этом направлении ведет применимо к нашему городу, допустим, предприятие «Водоканал». В подобных экскурсиях есть развлекательный момент, но в них же содержится большое образовательное значение. Другими словами, предпрофильная подготовка – это изменение методики преподавания, реальные межпредметные связи, использование элементов дистантного подхода к образовательной деятельности.

– Леонид Сергеевич, сколько времени в Петербурге идет эксперимент по переходу на профильное обучение?

– Второй год мы предлагаем образовательным учреждениям города выбирать профили. Жесткого давления здесь нет. Тем более что процесс этот непростой с точки зрения принятия решения конкретной школой, ее педагогами, родителями учащихся. Профильное обучение – это ведь и переподготовка учителей, анализ, укрепление и, может, изменение материальной базы школы. Такое решение принимается школами при согласовании с районами, при поддержке и во взаимодействии с научно-методическими центрами, вузами – партнерами школ. В прошлом учебном году было заявлено 127 школ и 218 классов, реализующих профильное обучение.

– Что представляет собой практика работы Комитета по образованию в этом плане?

– Мы рекомендуем каждому району предложить в Комитет по образованию профильную карту района. Руководство системы образования района должно обозначить в образовательной сети района, в какой школе и какие профили заявлены. Есть ли в районе возможность при мобильности старшеклассников сделать этот набор профилей максимально приближенным к гарантиям доступности, гарантиям выбора.

– А чем руководствуется школа при выборе профилей?

– Прежде всего востребованностью того или иного направления среди родителей. Потому что они – основные потребители образовательной услуги, которую предлагает школа. Педагогическое сообщество школы при решении открыть профиль обязательно размышляет на тему: наберем ли ребят, станут ли учителя вести эту программу?

Второе основание, на которое школы опираются при выборе профилей, особенно материалоемких, – это ресурсы. Не только материальные, но и кадровые.

Хочется также верить, что в перспективе все больший и больший вес будут приобретать основания прогностического, стратегического толка. То есть будут приниматься во внимание не только заинтересованность родителей и детей, не только достаток ресурсов, но и, к примеру, стратегические направления развития города, его экономики.

– Какие профили сегодня наиболее востребованы среди городских школ?

– Как такового объективного мониторинга нет. Его и не может быть, потому что пока большинство решений по выбору профиля осуществляются без глубокого проникновения родителей в ту образовательную программу, которая предлагается. За исключением тех школ, где уже традиционно работают над этим и для родителей переход на профильное обучение не становится откровением и зоной риска. Пока что для родителей привлекательно все, что связано со словом «экономика». Есть определенная родительская наивность, что за этим понятием скрывается потенциальная успешность ребенка в будущем. Понятно, что химико-биологический профиль объективно менее востребован, ведь учебных специальностей и непосредственно производительных или инженерно-технических специальностей, которые ориентированы только на химию, по определению меньше, чем общеэкономических или социоориентированных.

– Сколько в школе может быть открыто профильных классов?

– Столько, сколько школа сможет открыть профилей, насколько сможет их обеспечить. Под каждый профиль есть учебный план, определенное количество часов, рекомендация по тому стандарту, на уровне которого нужно изучать в этом профиле тот или иной предмет. Но все-таки это не прихоть директора, а обдуманное, взвешенное, согласованное решение всех участников образовательного процесса с обязательным включением в принятие этого решения учредителя, то есть руководство образовательной сетью района, округа.

– В перспективе все школы города должны перейти на профильное обучение?

– Да. Профильное обучение – это своеобразный вызов консервативной школьной практике. Сегодня школа, которая говорит: мы учим традиционно, без отклонений вправо и влево, не представляет собой интереса для родителей. Конечно, возможен и общеобразовательный профиль. Но здесь четко надо понимать, что общеобразовательный профиль тоже должен отличаться от существующей устойчивой практики общеобразовательной школы, которая была 20 или 30 лет назад, там тоже должно расширяться пространство выбора и там должны быть элективные курсы. В учебном плане общеобразовательного профиля есть пространство для насыщения этими курсами. Формально они имеют много общего с факультативами, но элективный курс – это курс по выбору, и этот выбор, как ни парадоксально звучит, обязателен. Но скорее не для ученика, а для школы, которая обязана его предоставить. Ведь нельзя выбрать один из одного… Грамотно, педагогически целесообразно составленный профиль будет предполагать некоторый «зонтик» элективных курсов над собой. Отчасти это похоже на модели западных университетов, где есть моноакадемический курс и целый набор курсов по выбору, которыми студент нагружает себя и, только нагрузив до определенного уровня и успешно их освоив, может претендовать на то, что получит квалификацию. Элективные курсы могут серьезно выступить за традиционные рамки урока. К примеру, филологический профиль, а к нему набор таких курсов, как основы журналистики, история журналистики, история словаря. Задача элективного курса ознакомить, дать базовые элементы знаний, а также дать возможность ученику самореализоваться в учебной деятельности. Элективные курсы не всегда предполагают традиционную систему оценок, оценкой может выступить, скажем, защита творческой работы. Без сомнения, не все гладко с точки зрения вхождения элективных курсов в устойчивую школьную практику, но передовым, ищущим школам (а их в городе не один десяток) это не в новинку.

Выбирая профили, школы думают о том, на какие вузы в перспективе будут ориентироваться их выпускники. Более того, сама практика реализации профильного обучения или элективных курсов предполагает привлечение в школьную среду вузовских преподавателей. Они могут вести в школе педагогическую деятельность, читать обзорные лекции. Школьники также могут посещать вуз, не только традиционно записавшись на подготовительные курсы, а с целью действительно познакомиться с особенностями, реалиями того высшего учебного заведения, в которое они намерены поступать. Дней открытых дверей для этого явно недостаточно, и у них несколько иная задача. К примеру, сообщество школ, которое сгруппировалось вокруг Санкт-Петербургского филиала Высшей школы экономики, обладает многолетней практикой деятельности в школе вузовских преподавателей и школьных учителей, детально представляющих себе будущее обучение в области экономики. Этот вуз традиционно и успешно проводит городской тур олимпиады по экономике, изучаемой сегодня во многих школах.

– Для того чтобы осуществлять профильное обучение, учителя должны сами пройти соответствующую подготовку?

– Сохраняется ситуация, когда каждый учитель по закону должен раз в пять лет повышать квалификацию. В течение 72 часов (лишь в этом случае выдается сертификат государственного образца) он обновляет или расширяет свои профессиональные знания. При формировании содержания программ повышения квалификации мы исходим из того, что там должна найти отражение и специфика профильного обучения. Его идеология, педагогика, структура элективных курсов, использование информационных технологий, новые педагогические техники, возможности дистанционных форм обучения и т.д. К тому же учителя делятся на предметников и школьных администраторов, хотя некоторые и совмещают эти роли. Для освоения моделей профильного обучения нужно обучать завучей, директоров по-особому, необходимо вводить для них такое новое знание, как организация социального партнерства, когда школы сотрудничают с другими школами, с учреждениями дополнительного образования.

– Леонид Сергеевич, можно ли считать, что гимназии и лицеи уже реализуют профильное обучение?

– Нет, для гимназий и лицеев существует свой учебный план, перевести их номинально распоряжением на профильное обучение было бы непродуманным. Это означало бы вынужденную потерю того образовательного, педагогического, управленческого ресурса, которым обладает большинство гимназий и лицеев. С другой стороны, у многих гимназий и лицеев есть устойчивая практика реализации различных моделей профильного обучения. Вообще же в городе обсуждается вопрос, чтобы на уровне нормативного документа максимально снять любые искусственные ограничения для образовательных учреждений с точки зрения возможности предоставления в них различных профилей и различных типов программ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте