search
main
0

Вызов брошен. Вызов принят. В Петербурге обсудили международные проблемы образования

Третью международную конференцию по вопросам развития образования стран Европы и Центральной Азии «Актуальность и качество образования» можно назвать эхом июльского саммита «Большой восьмерки». Как пояснила на открытии директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Кристалина Гергиева, выбор места проведения конференции, инициированной Всемирным банком и Министерством образования и науки РФ, неслучаен. Именно Россия, будучи председателем в «Группе восьми», затронула важные темы, одна из которых касалась качества образования. Актуальность проблемы подчеркнула представительность собрания: в конференции приняли участие более 150 человек. Министры образования, члены неправительственных организаций, ученые, международные эксперты из двадцати пяти стран определили ключевыми такие темы, как «Образование, профессиональные навыки и рынок труда», «Проекты и инициативы в области образования, направленные на связь образования и рынка труда», «Высшее образование», «Повышение качества образования: содержание и методы обучения». Эти темы являются общими для многих стран, подчеркнул в своем выступлении заместитель министра образования и науки РФ, статс-секретарь Дмитрий Ливанов.

– Без сомнения, у каждой страны есть свои специфические нюансы, связанные с образованием, однако мы считаем важным организовать площадку для обсуждения вопросов, являющихся универсальными. В частности, процесс глобализации, происходящий в мировой экономике, говорит о том, что людей необходимо не просто снабдить определенным набором знаний, но и научить их в течение всей жизни обновлять эти знания. Современные технологии меняются так быстро, что инженер, работающий на высокотехнологическом производстве, должен проходить переподготовку как минимум раз в пять лет. Таким образом, система образования становится более динамичной, открытой, ориентированной на потребности рынка труда.

Разнообразие и индивидуальное обучение

Самой обсуждаемой темой на конференции стала тема качества образования. Большинство представленных докладов так или иначе затрагивали вопросы конкурентоспособности специалистов, проблемы их адаптации в рыночных условиях. К примеру, в Казахстане на государственном уровне внедряется оценка качества образования. По словам начальника Управления стратегического планирования и развития образования Министерства образования и науки Республики Казахстан Галины Кулумбаевой, для этого создан специальный комитет, и с 2004 года в республике реализуется первый этап единого национального тестирования как одна из составляющих системы оценки качества образования. Существует также система промежуточного государственного контроля, которая оценивает знания школьников после четвертого и девятого классов и знания студентов после второго курса. В 2006 году в Казахстане был презентован первый национальный доклад о качестве образования, который обещает быть ежегодным.

Республика Молдова также объявила проблему качества образования приоритетной. Как заметила начальник Управления доуниверситетского образования Министерства просвещения и молодежи Республики Молдова Надежда Велишко, в 1996 году страна, получив поддержку Всемирного банка, сделала существенные подвижки для улучшения качества базового образования. В частности, были изменены все школьные программы, прошла подготовка учителей по этим программам, каждая из которых имела за собой дидактическое обеспечение и гид для учителя. Кроме того, внедрена система оценивания результативности учеников, и сегодня каждый выпускник девятого и двенадцатого классов обеспечен индивидуальным тестом.

– В перспективе мы будем создавать новую программу для старших классов, более ориентированную на определенный профиль, – сказала Надежда Велишко. – Это очень важно с учетом того, что в 2005 году Молдова вступила в Болонский процесс, и все программы высшего профессионального образования уже пересмотрены.

По общему мнению участников конференции, меняется сама роль школы. Если раньше она выступала информатором, то сегодня ее задача: повысить производительность каждого.

– Количество лет, проведенных за партой, не повышает экономический рост и благосостояние, – уточнил руководитель сектора образования Всемирного банка Робин Хорн. – Для ученика, закончившего среднюю школу, необходим уровень навыков учиться. Важны не только знания, но и их применение.

Вообще, как следует из доклада Всемирного банка, качество европейского образования оценить трудно. В последнем исследовании программы ОЭСР по международной оценке учащихся, в которой оценивались достижения учащихся основных индустриальных стран, производящих 90 процентов мировой экономической продукции, только в небольшом количестве ведущих европейских стран учащиеся показали результаты, существенно превышающие средний уровень ОЭСР, а многие вообще оказались ниже этого уровня.

Впрочем, Европа является обладателем нескольких лучших в мире школ и школьных систем. Несмотря на общий удручающий результат в Европе, учащиеся Финляндии в 2003 году стали лучшими по оценке PISA. Это подтверждает, что отличные результаты учащихся во всей школьной системе – вполне достижимая цель, и достичь ее можно вполне за разумные средства. Большинство из наиболее успешных мировых образовательных систем, включая финскую, имеют кое-что общее: они все переместили фокус политики с контроля за ресурсами и содержанием образования на получение лучших результатов. Отказались от единообразия системы в пользу разнообразия и индивидуализированного обучения. Обратили внимание на создание образовательной системы «богатой знаниями», в которой учителя и директора школ работают как партнеры.

В поисках интерфейса

Что касается России, то в ходе дискуссии с министрами образования Албании, Турции, Черногории и Армении заместитель министра образования и науки РФ Андрей Свинаренко обозначил проблемы, характерные для нашей страны сегодня. Прежде всего одна из сложностей – в том, что отсутствует ясный интерфейс между системой образования, экономикой и обществом. Для того чтобы его разработать, нужно взаимодействие между бизнесом и системой образования, поскольку усилий какой-либо одной стороны недостаточно.

Вторая сложность связана с ускорением и сменой технологических укладов, за которой система образования не всегда успевает. Отсюда возникает проблема и нестыковки бизнеса и системы образования, и недостаточного участия университетов в научных исследованиях, в создании новых технологий.

Оценка качества образования – одна из актуальных проблем. По словам Андрея Свинаренко, благодаря законодательным поправкам сегодня потребители имеют право участвовать в оценке качества. И это так называемая внешняя оценка. Тревожит система внутренней оценки, особенно с учетом скорости смены технологий. При формировании требований к качеству образования зачастую нет возможности учесть сигнал, что поступает в вуз из школы из-за разрыва между уровнями образования. В этом случае пересмотра требуют программы общего и профессионального образования.

Для российской системы образования, так же как и для систем образования многих стран, очевидно, что рынок труда меняется, растет потребность в сложных умениях, потребность в качестве. Есть прямая связь между качеством образования и экономическим ростом, и, следовательно, системе образования нужно учесть эту позицию.

Общие проблемы, как показала активность работы участников конференции, объединяют. Вызовы для Европы ясны. Столкнувшись с быстрыми изменениями в мире, европейской системе образования придется существенно продвинуться вперед. По заключению Всемирного банка, образовательная система должна стать более гибкой, более эффективной и более доступной для широких слоев населения.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте