search
main
0

Выжатый лимон

Как бумаготворчеством победить интерес к работе

На прошедшем в Петербурге Международном форуме труда не обошлись без обсуждения темы профессионального выгорания. Похоже, она не перестанет быть актуальной. Например, по данным международной юридической компании Baker McKenzie, 79% трудоспособных россиян страдают от истощения эмоциональных и личностных ресурсов, 90% россиян испытывают стресс на работе. Данные Института Гэллапа тоже подтверждают, что 50% сотрудников российских компаний не дают нужных результатов именно из-за эмоционального истощения.

Свои данные по теме подготовили и в Санкт-Петербургском государственном университете. Социологи изучили, насколько высок уровень профессионального выгорания среди горожан. Почти треть петербуржцев (28,3%) признались, что чувствуют себя в конце рабочего дня как выжатый лимон. При этом 13,2% отметили, что ощущают апатию и потерю интереса к своей работе постоянно или часто, еще 15,6% с нетерпением ждут выходных и борются с плохим настроением по утрам.
Большая часть опрошенных (69,8%) отмечают, что на работе и после нее у них нет ни бодрости, ни эмоциональной или творческой энергии, хотя в первые годы работы на новой должности они испытывали удовольствие от своей профессиональной деятельности. Потерю интереса ко многому, что раньше радовало на работе, ощущают 11% петербуржцев.

Еще 11,3% заметили, что чувствуют усталость от людей, с которыми работают, и стремятся сократить до минимума общение с ними. Более трети петербуржцев (37,1%) признались, что не работали бы вообще, если бы у них была такая возможность, и почти четверть респондентов (24,1%) отметили, что планируют поменять место работы.

Эксперты считают, что для работодателя значимым маркером, говорящим о профвыгорании сотрудников, является не столько падение показателей производительности, сколько высокая текучесть кадров. Возникает она в силу как глобальных факторов, таких как экономическая и политическая нестабильность, так и частных. К примеру, сложных отношений в коллективе, рутинных обязанностей, чрезмерно жесткой регламентации или слишком большого круга задач, которые ставятся перед работником.

Если последние два пункта соотнести со сферой образования, то становится понятным, почему тема профвыгорания здесь тоже является острой. Большой круг задач – это в том числе зашкаливающие цифры отчетности, о которой в педагогическом сообществе говорят уже не один год.

За примерами можно далеко не ходить. Возьмем разные уровни управления образованием. Не будет ошибкой сказать, что в любой региональный Департамент образования поступает огромное количество документов от Минпросвещения РФ. Скажем, с сентября по декабрь их может насчитываться почти 600. Более 120 документов при этом являются запросами, на которые нужно ответить в определенные сроки. Путем нехитрого подсчета можно вывести соотношение: Департамент образования получает по одному запросу в день и в свою очередь отправляет запросы в образовательные организации, которые на данный запрос должны составить отчет. И это не считая тех почти 400 распоряжений, приказов, нормативных актов и т. д., с которыми тоже нужно ознакомиться, изучить и принять в работу.

Если взять среднестатистическую школу в любом населенном пункте, то вот, например, перечень требований к ней в самом начале учебного года. Итак: в школе нужно провести 10 анкетирований, 5 мониторингов, ответить на 7 запросов и подготовить 7 отчетов. И это только за один месяц! Опять же путем несложных подсчетов можно определить, что и администрация школы, и педагоги практически каждый день заняты выполнением тех или иных документальных требований свыше. И это помимо своих текущих дел, которые часто тоже связаны с заполнением различных графиков и составлением списков.

Количество отчетов и запросов, адресованных образовательной организации, традиционно увеличивается под конец календарного года. Скажем, в дошкольную образовательную организацию в декабре может поступить 22 документа с требованием ответить на какой-либо запрос немедленно. Путем все того же нехитрого подсчета выводим, что директор образовательной организации и его подопечные почти каждый день кому-то за что-то отчитываются.

В свете вышеперечисленного вопрос, снижает ли это интерес и мотивацию к работе, становится риторическим. Правда, в мире уже предлагают решение проблемы профессионального выгорания, скажем, введением системы wellbeing, то есть программ благополучия для сотрудников. Суть в том, чтобы выявить отделы, где риск профессионального выгорания наиболее высок, и внедрить туда систему карьерного консультирования, систему признания заслуг и развития, дни здоровья, гибкий рабочий график и т. д.

В сфере образования и риски, и «отделы» уже давно известны, но воз, как говорится, и ныне там. И как-то никого не смущает настроение учителя или директора школы, которые признаются, что уже мыслят отчетами, идя на работу, как на каторгу.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте