В нашей стране полным ходом идет реформа образования, тема модернизации образования уже давно терзает умы россиян. Что же мы ждем от этих реформ? Чтобы ответить на этот вопрос, думаю, необходимо этот вопрос разделить на два: что хочет получить государство на выходе от реформы и чего ждут от него сами граждане.
Отвечая на первый вопрос, не считаю банальным напомнить, что стране в первую очередь нужно конкурентоспособное и образованное общество, каждый индивид которого будет востребован в нашем быстро меняющемся мире. Государство крайне заинтересовано (по крайней мере так должно быть) в эффективной экономике в условиях перманентного кризиса, постоянно растущей конкуренциидругихстран,темболеев преддверии вступления нашей страны в ВТО. Подобное возможно лишь при системе эффективного образования, которое отвечает потребностям экономики. Реформы в этом смысле назрели давно. Нынче можно с уверенностью утверждать, что нынешняя система образования закоснела и выпускает специалистов, которые впоследствии не могут трудоустроиться. В то же время стране катастрофически не хватает рабочих специальностей: строителей, слесарей, сварщиков, монтажников. Этим пользуются гости из ближнего зарубежья и активно заполняют эту нишу. Но что же нам предлагает государство? Бесспорно, были сделаны некоторые шаги, чтобы исправить сложившееся положение вещей, например, возрождается система профобразования, год от года увеличивается финансирование образования, идет информатизация школ, то есть их оснащение новой оргтехникой и предоставление широкополосного доступа в Интернет. Но достаточно ли этого? Думаю, нет. В первую очередь необходимо увеличить зарплату рядовых учителей, которая в данный момент составляет в лучшем случае чуть более 15 тыс. рублей, что составляет около 50% от средней межотраслевой по стране. Сейчас я не говорю про Москву, где ситуация благодаря помощи из городского бюджета нормализовалась, а о регионах, где ситуация очень даже не радостная. То, сколько получают наши российские коллеги-учителя при 30-часовой нагрузке и наличии высшей категории, не вызывает ничего, кроме сожаления и слез. Учителя должны получать достойную зарплату, а не чувствовать себя униженными, ведь это те люди, от которых зависит будущее страны; надлежит вкладывать силы и средства в это будущее, а не в технику, которая устареет через несколько лет. Скажу даже больше. Всю непрофильную нагрузку с учителя необходимо снять, чтобы учитель в полной мере мог посвятить себя прямым обязанностям – обучению. Например, классное руководство, по моему мнению, это отдельный, целый пласт работы, как организационной, так и воспитательной. Кажется разумным ввести соответствующую должность, как это сделано в некоторых странах. Кроме того, учителю часто приходится выступать в роли творческого руководителя, проводить подготовку к различным конкурсам, олимпиадам. Все это требует значительных затрат, как моральных, так и временных. Что уж говорить о большом количестве бумажной работы?! Убежден, что если снять все не относящееся напрямую к преподаванию, эффективность работы должна повыситься. Что же, собственно, желает получить объект образования? Думаю, каждый родитель желает лучшего будущего для своего чада, чтобы он смог найти свое место в современном мире. Нынешнее образование не в полной мере отвечает этим ожиданиям. Введение ЕГЭ не позволяет полностью раскрыть потенциал абитуриентов, не случайно ведущие вузы страны ввели свои собственные испытания. Кроме того, они предлагают при поступлении в высшие учебные заведения учитывать не только результаты единого экзамена, но и принимать во внимание портфолио, где отмечены достижения учащегося, победы в конкурсах разного уровня, возможно, спортивные достижения. Это предложение уже успешно воплощено в американских вузах.
Для России до сих пор остается актуальным поиск своего особого пути. Об этом говорили еще славянофилы, по моему мнению, это не теряет смысла и сегодня. В этом плане тестовую систему ЕГЭ, которая относится к англосакским традициям, как минимум необходимо разбавить классическими формами аттестации, поскольку только одна тестовая форма не дает полной картины способностей учащегося. Советское образование в свое время было одним из лучших в мире. К сожалению, это время ушло. Перед нами стоит задача возвращения нашему образованию статуса одного из самых эффективных. Сделать это можно, успешно сочетая западные технологии, доказавшие свою эффективность и традиции советской школы. Говоря о тестовой системе, нужно сказать, что та страна, на которую мы постоянно оглядываемся, – Америка, постепенно отходит от этой формы оценки знаний, так как было отмечено, что она ведет к дебилизации населения. Выводы, как говорится, делайте сами!
Комментарии