В марте изменения в природе символизируют победу весны и тепла над холодной зимой. Скоро прилетят птицы и разнесут первые весенние нотки по окрестностям. С особым трепетом образовательное сообщество – учителя, школьники и родители – ждет не только пробуждения природы, но и всероссийские проверочные работы для выпускников начальной школы.
С 15 марта ученики четвертых классов активно пишут ВПР по трем предметам: математике, окружающему миру и русскому языку. Часть младших школьников уже прошли это испытание. Но большинству оно еще только предстоит.
Всероссийские проверочные работы – это комплексные контрольные работы, которые оценивают, насколько знания школьников по предметам соответствуют требованиям ФГОС. Задания ВПР составлены по школьной программе и едины для всех, что, несомненно, помогает выявить и решить проблемы в школьном образовании на любом уровне. Очевидно, успешно справиться с ВПР может каждый ребенок без специальной подготовки. То есть бояться здесь совершенно нечего, тем более что результаты ВПР не влияют на годовые и четвертные отметки по предметам. Но подводные камни все-таки есть, и предстают они в виде нестандартных заданий. Их нет в учебниках, и в течение учебного года дети их обычно не встречают.
Как за столь короткое время помочь ребенку?
Лучше всего попробовать практически освоить все задания заранее. Издательство «Экзамен» – проверенный помощник в подготовке к ВПР. Во-первых, авторы ежегодно обновляют задания сборника, а во-вторых, разработчиками пособия являются авторы всероссийских проверочных работ, поэтому учителю, который использует данное пособие, понятно, чему нужно научить выпускника-четвероклассника для успешного прохождения испытания.
Для оперативной подготовки к ВПР по математике, окружающему миру и русскому языку (именно эти предметы сдают дети) нужны небольшие по объему, но качественные учебные пособия.
Хочу более подробно остановиться и обратить ваше внимание на достоинства пособий издательства «Экзамен»:
- Пособия созданы разработчиками вариантов ВПР.
- Издания получили положительную экспертную оценку Федерального института оценки качества образования.
- «ВПР. Типовые задания» от издательства «Экзамен» выходят в трех форматах – 10, 15 и 25 вариантов. Это позволяет учителю выбрать удобный подход именно для его класса или, что очень важно, индивидуализировать обучение, подобрав необходимый формат для конкретного ученика или группы учеников.
- Еще одно удобство пособия в том, что кроме необходимого количества вариантов оно содержит очень подробные инструкции по выполнению и оцениванию работ, а также правильные ответы на все задания. Их довольно легко извлечь из издания и использовать для работы в классе, дома или во внеурочное время. Это позволяет ученику самостоятельно заниматься подготовкой к ВПР, а родителям – контролировать данный процесс.
Пособие «Русский язык. Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы» автора Л.Ю.Комиссаровой полностью соответствует ФГОС второго поколения. Книга содержит 10 вариантов типовых заданий ВПР за курс начальной школы.
При подготовке к работе по русскому языку многие дети сталкиваются с такими трудностями, как недостаточное понимание пословиц и поговорок, неумение объяснять значение слов или озаглавливать части текста.
Книга позволяет учителям, ученикам и родителям в кратчайшие сроки устранить те дефициты, которые имеются при выполнении заданий. Любой фрагмент из данного пособия можно умело использовать на уроках. Например, задание 15 позволяет развить умение на основе информации и собственного жизненного опыта определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.
Рассмотрим вариант 3, задание 15 (см. рис. 1).
Чтобы объяснить, в какой ситуации можно употребить эту или любую другую поговорку, нужно сначала понять, что она означает. Зачастую взрослый не сразу может описать подходящую жизненную ситуацию по приведенному фразеологизму или поговорке, а что уж говорить о детях, которые испытывают волнение и стресс во время работы. Избежать этого можно, включив в уроки русского языка и литературного чтения работу с пословицами. Как говорится, готовь сани летом, а телегу зимой.
В основе функциональной грамотности лежит такое базовое умение, как математическая грамотность. Это не только вычислительные навыки, но и способность анализировать, принимать взвешенные решения, работать с таблицами или графиками, решать нестандартные задачи, связанные с жизнью.
Второе пособие, которое я хочу порекомендовать, – «Всероссийская проверочная работа. Математика» авторов Г.И.Вольфсона, И.Р.Высоцкого под редакцией И.В.Ященко. Книга содержит 10 вариантов типовых заданий за курс начальной школы.
Современным детям привычнее воспринимать готовую информацию, а вот логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать свою мысль, делать верный вывод, осознанно исследовать явления реального мира – всему этому их необходимо учить. Но как раз все эти навыки четко прослеживаются в заданиях ВПР по математике, где нужно прогнозировать, контролировать и удерживать несколько условий математической задачи.
Приведу пример варианта 3 задания 3 (см. рис. 2).
Оно рассчитано на использование начальных математических знаний по описанию и разъяснению окружающих предметов и явлений. Детям бывает сложно выполнить арифметические действия, связанные с повседневной жизнью, тем не менее подобные задания на уроках вполне уместны.
Отмечу, что в данном пособии очень много нестандартных логических задач, работ с таблицами и графиками, в общем, того, чего в школьном учебнике не найти.
На уроках окружающего мира дети учатся работать с картами и таблицами, делать наблюдения, ставить опыты, проводить эксперименты и исследования. Неудивительно, что этот интересный и увлекательный предмет ученики очень любят. Именно с ним связана проектная, исследовательская и природоохранная практическая деятельность учащихся среднего звена и большинства младших школьников.
К сожалению, во многих учебниках не всегда хватает заданий, связанных с реальной жизнью. Чтобы во время урока у детей формировались компоненты функциональной грамотности, необходимо мотивировать их нестандартными заданиями, например, такими, которые можно найти в пособии Е.В.Волковой, Г.И.Цитович «Всероссийская проверочная работа. Окружающий мир» от издательства «Экзамен».
Отдельно хочу привести пример задания 10, где проверяются знания школьников о родном крае, их главном городе, достопримечательностях, памятниках природы. Задание оценивает сформированность уважительного отношения к месту, где человек родился и вырос, а также осознанность речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Несомненно, дети должны знать историю, культуру, традиции родного края, а данное пособие поможет им не только подготовиться, но и лучше погрузиться в историю своего региона (см. рис. 3).
Ежегодные ВПР в четвертых классах дают возможность каждому ученику проверить свои способности и оценить знания за весь период обучения в начальной школе. Эта проверка позволяет вовремя сделать правильные выводы как детям, так и нам, учителям. Всегда есть над чем работать, можно стремиться к достижению более высоких вершин в своей деятельности. Отрадно, что мы не остаемся наедине с проблемами, ибо авторы перечисленных выше пособий помогают нам достичь высокого результата.
От всего педагогического сообщества выражаю благодарность авторам и издательству «Экзамен» за плодотворный труд, возможность найти все нужное и полезное в одном месте. Педагоги меня поймут, ведь время – то, чего нам всегда катастрофически не хватает.
Уверена, выпускники начальной школы успешно пройдут всероссийские проверочные работы и покажут достойный результат.
Татьяна КРИВОСПИЦКАЯ, учитель начальных классов школы №3 имени В.Ф.Хохолкова с. Маймы, Республика Алтай
Комментарии