Первые трудовые лагеря школьников, служащие немалым подспорьем сельскому хозяйству, в Волоколамском районе появились в 1971 году. На базе совхоза «Панфиловский» возник лагерь «Радужный». Его бригады составлялись из учеников 1-й школы. В первые годы он располагался в пойме реки Лама и оставил в душах многих тогдашних выпускников самые радужные воспоминания. Ведь это было время романтических песен у костра, первой любви, товарищеской взаимовыручки, коллективного порыва в достижении поставленной цели, проверки на выносливость…
В начале 90-х годов надобность в таких лагерях отпала. XXI век захлестнул нас и другими интересами: компьютер, интернет, мобильные телефоны, нанотехнологии… С ними пришли и эгоизм, разобщенность, инфантильность, неумение молодежи самостоятельно принимать решения в экстремальных ситуациях. Многочасовые сидения за уроками, у телевизоров и компьютеров не лучшим образом влияют на состояние здоровья детей и подростков, они все меньше и меньше бывают на природе, теряют чувство восприятия ее красоты, чувство радости от общения с ней.
Как приобщить современных детей к общению с природой, как вернуть чувство сопричастности с окружающим миром, ответственности за его будущее? Решали нелегкую задачу педагоги гимназии №1. А почему бы не вернуться к опыту прошлых лет? И родилась идея создания полевого учебного лагеря.
В нашем учебном заведении с 2004 года осуществляется работа в рамках муниципальной экспериментальной площадки. В Волоколамском районе гимназия – базовая школа по преподаванию краеведения и регионоведения, в ней создан и апробируется учебно-методический комплекс «Мое родное Подмосковье».
Школьное краеведение – важный фактор идейно-патриотического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания ребят, оно способствует общему и политехническому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии. Краеведение способствует развитию наблюдательности и формирует навыки поисково-исследовательского характера.
Сегодня постепенно возрождается система кружков и клубов, в том числе экологических, краеведческих и исторических. Краеведческое движение вновь набирает силу. Однако этого явно недостаточно. Система экологического и краеведческого образования еще далеко не исчерпала свои возможности для развития и совершенствования. Конечно же, в школьной программе присутствуют и краеведческая, и экологическая составляющие, но времени, отводимого на них в рамках учебной программы, как правило, катастрофически не хватает для того, чтобы получить весомые и зримые плоды. И эти проблемы тоже можно решить в условиях полевого лагеря. Достоинством такой формы работы служит также возможность организовать обучение и исследовательскую деятельность. Кроме того, специфика полевого лагеря способствует воспитанию трудолюбия, чувства коллективизма, взаимовыручки, приобщению к природе.
Место проведения лагеря было выбрано вовсе не случайно. Во-первых, удобное географическое положение, которое позволяет быстро и без сложностей добраться до места из Волоколамска через Нелидово, Морозово, Шитьково к озеру Стекло. Во-вторых, именно в этом месте берет свое начало река Лама. В-третьих, это уникальное историческое место: именно здесь, по одной из версий, проходил знаменитый Волок из Москвы-реки в Волгу. И, наконец, нас просто привлек своеобразный ландшафт данной местности, богатый различными видами растений и животных.
Еще в марте мы определили, что в лагере смогут побывать все ученики гимназии с 5-го по 11-й класс, и обязательно с ночевкой в палатках. Каждый занялся своим делом: учителя разрабатывали планы уроков для проведения их в полевых условиях, гимназисты готовились к участию в конкурсах, спортивных соревнованиях, администрация разрабатывала режим работы лагеря. Но самая сложная работа и самая большая ответственность легли на плечи начальника лагеря – Виктора Николаева. Именно Виктор Васильевич с группой старшеклассников устанавливал палатки, занимался заготовкой дров, подвозом воды, оборудовал полосу препятствия, дежурил днями и ночами.
И вот настал долгожданный день заезда. Первооткрывателями лагеря стали наши девятиклассники. Затем лагерь посетили десятиклассники, восьмиклассники и семиклассники.
Какие же впечатления остались у ребят от пребывания в лагере? Это уроки, решили ребята, отличающиеся от обычных тем, что на них можно не только узнать что-то новое, но и увидеть, например, растения, занесенные в Красную книгу, бобровые хатки, живых зайца, лису, лосей, истоки реки Ламы, восход солнца. И услышать пение птиц, раскаты грома. Самому провести измерения, определить скорость течения реки, температуру воздуха, угол падения солнечного луча, атмосферное давление, относительную высоту холма, определить тип почвы по ее разрезу, расстояние до недоступного предмета при помощи математических расчетов.
Из впечатлений десятиклассников: «Чего только не переделали мы в эти три дня! Волейбол, футбол, настольный теннис, пейнтбол… Но мы не забывали и про алгебру: под птичий щебет всем классом решали применимые на практике задачи, – и химия: мы, городские жители, узнали, как выглядит настоящий торф!»
Многие из ребят смогли проявить себя в экстремальных условиях на полосе препятствий, которая стала кульминацией пребывания в лагере. Только самые смелые, ловкие, дружные смогли при помощи специального снаряжения преодолеть глубокие овраги и крутые спуски.
Все это мы не смогли бы сделать без помощи Волоколамского института гостеприимства, а особенно его преподавателя – Михаила Никитина. Кстати, Михаил Сергеевич сам родом из 1-й школы…
Сколько конкурсов провели ребята на лоне природы: туристических и бардовских песен у костра, кашеваров, спортивных игр! Дискотеки у костра («Тщетно пыталась Ирина Юрьевна объяснить нам, что пора идти в палатки, в десятый раз повторяя, что моросит дождь. Нам весело и тепло!»), ночной фейерверк, пережидание грозы в палатках, встреча рассвета – такие моменты запечатлеваются в памяти на всю жизнь…
Но особенно памятным останется в душах всех пребывавших в лагере момент единения во время трансляций чемпионата Европы по хоккею («Ха, – скажет любой из ребят, – не преувеличу, если скажу, что во всей стране в тот час вряд ли нашлись бы более ярые болельщики, чем мы! Под грохот генератора и шум трибун мы самозабвенно кричали: «Шайбу, шайбу!») и конкурса «Евровидение», когда в едином порыве после побед под ночным небом у истоков Ламы звучал гимн России в общем исполнении.
Рядом со своими детьми находились и мамы, и папы, они во всем помогали учителям и вовсю участвовали в жизни полевого лагеря, привнося своим присутствием даже в этих нетривиальных условиях единения с природой ощущение уюта и того, что все мы – большая, дружная, веселая семья.
Людмила ЛАПКИНА, заместитель директора гимназии №1 по научно-методической работе; Ирина ТИТОВА, заместитель директора гимназии №1 по методической работе, Волоколамск
Комментарии