Учат, но не говорят. Именно так можно кратко сформулировать итоги соцопросов, посвященных свободному владению иностранным языком среди молодежи. Умение правильно писать и легко общаться – далеко не массовое явление для выпускников школ. Сегодня в школах изучается один иностранный, а ЕГЭ по этому предмету можно и не сдавать, решение здесь принимает сам выпускник. Однако уже с 2022 года единый госэкзамен по иностранному языку станет обязательным. Кроме того, вступивший в силу с 1 сентября этого года ФГОС для 5-9-х классов предусматривает обязательное изучение двух иностранных языков в каждой школе. Но готовы ли к этому педколлективы?
По данным Минобрнауки России, только в 5 процентах школ сегодня изучается два иностранных языка. К концу этого года количество таких школ удвоится. Остальные воспользуются 5-летним переходным периодом, о котором в начале сентября заявил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Будут подготовлены также программы повышения качества преподавания иностранных языков. Тем самым, по мнению министра, будет создан методический ресурс для поддержания учителей и развития новых учебных материалов для преподавания иностранных языков.«Мы исходим из того, что у школ и регионов есть возможность выбрать, каким образом вводить в учебный процесс второй иностранный язык. Но делать это нужно только при условии полной готовности. Естественно, если нет учебников, подготовленных педагогов, спешить не стоит. Гораздо лучше хорошо знать один иностранный язык, чем плохо знать два», – уточнил позицию федерального центра Дмитрий Ливанов.Что же в условиях увеличения в школьном расписании часов на изучение иностранных языков может помочь, а что помешать эффективному образовательному процессу?Любой учитель иностранного языка ответит, что ключевой фактор его изучения – языковая среда, вдохновляющая, обучающая, которая запускает природные речевые механизмы. Для создания таких условий важна ситуация успеха каждого ребенка, принцип «меньше родного языка, больше иностранного», преодоление психологического барьера. И здесь в ход идет множество эффективных методов, приемов и средств для создания языковой среды – озвучивание фильмов, игры, дебаты, квесты, театральные постановки, проектная деятельность и, конечно, общение с носителями языка. Используют в школах и так называемые мобильные уроки, когда занятия проходят вне классной комнаты. В зарубежной педагогике этот вид обучения называется Place-Based Learning, или педагогикой места. Мобильные уроки в музеях и на природе помогают оживить страницы учебников, увидеть и почувствовать за рамками школьных кабинетов все то, чему школьники научились за партой.Безусловно, успешному изучению языка способствуют небольшое количество учеников в группе, оборудованный кабинет, хорошие учебники и преемственность учебно-методического комплекса. Именно УМК играет важную роль как база и основа обучения. Преемственность УМК по параллелям помогает поддерживать системность, в то время как прерванные линейки на качество образования не работают. Самый массово изучаемый иностранный язык в школе – английский. Основной язык международного общения не сдает своих позиций многие десятилетия. Многие родители предпочитают, чтобы в качестве первого иностранного языка их ребенок изучал именно английский.Выбор УМК по этому предмету широкий, но после утверждения Федерального перечня в прошлом учебном году ситуация изменилась – в новый список учебников, который будет действовать ближайшие три года, не вошло больше тысячи книг. Столь масштабную ревизию Минобрнауки провело в рамках новой системы оценки учебников, при которой кроме экспертизы РАН и РАО проходит еще и общественная экспертиза. В итоге вся экспертная процедура сориентирована на отсев некачественных учебников. Теперь, если в школе и остались не вошедшие в перечень учебники, пользоваться ими можно только до полного износа – в течение пяти лет. Новые же учебники школы имеют право закупать, только если они значатся в Федеральном перечне.В идеале каждый учитель предпочитает использовать полную линейку учебников. Но по факту ситуации с прерванными линейками существуют, что, конечно, удобства и качества образовательному процессу не добавляет. Конкретных примеров с точечными заменами учебников в сетевых сообществах учителей английского обсуждается немало. Например, в УМК «Happy English.ru» (авторы Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.) отсутствует 7-й класс. Пробел восполняют другим УМК – «Английский язык» (Афанасьева О.В., Михеева И.В.).Не попала в новый Федеральный перечень и линейка учебников «Английский язык» Биболетовой М.З. (Enjoy English – «Английский с удовольствием»). Права на учебники из этой линейки для 2, 5, 6, 8 и 11-х классов принадлежат одному из известных издательств, а права на учебники для 3, 4, 7, 9-10-х классов у него недавно закончились. Эти книги больше не выпускаются. Ситуация же с публикацией их в других издательствах – при замене художественного оформления и сохранении содержания – остается неясной. И даже попытка вывести на рынок полную линейку учебников через одно из крупных издательств, представившее УМК на Московской международной книжной выставке-ярмарке-2015, пока что не имеет четких прогнозов. Впереди эти учебники также ожидает экспертиза. Получается, что сегодня педагогам придется «перепрыгивать» и искать замены. И здесь также кроются риски. Дело в том, что УМК предполагает целый набор учебных пособий для ученика и методических пособий для педагога. В случае с английским языком это книги для учителя, рабочие тетради, аудиоприложения и другие компоненты. Из-за разногласий авторского коллектива учебников Биболетовой с издательством есть угроза, что весь комплект того, что необходимо учителю для проведения качественного урока, выпускаться не будет. В итоге подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по учебникам не из перечня не самый лучший выбор для успешной подготовки к сдаче экзаменов.С недавнего времени, когда электронные версии учебников стали обязательным приложением к бумажным, педагогам нужно учитывать и тот факт, что книги, не вошедшие в новый Федеральный перечень, электронную версию чаще всего не имеют. А если она и есть, то все равно использование ее в работе попадает под запрет, потому что процедура экспертизы в их отношении не проводилась. В условиях, когда изучение второго иностранного языка уже в ближайшие годы будет набирать обороты, выбор учебников становится для педагогов еще более ответственным шагом, ведь исключенные из Федерального перечня учебники перспектив не имеют.
Комментарии