search
main
0

Выстрелил, упал – весь сериал. Криминал как норма быта

В антиутопии «4510 по Фаренгейту» Рэй Брэдбери, рисуя картину «буржуазного общества будущего», создал жутковатый образ домохозяйки Милдред, для которой смыслом жизни сделалось сопереживание героям телесериалов и соучастие в их жизнях. Бедная женщина, одурманенная голографическим телевизором, с утра жила ожиданием вечернего часа, когда ее со всех сторон окружат любимые персонажи. Как только включался телевизор и гостиная преображалась, Милдред погружалась в виртуальный – сладкий и интересный – мир, а действительность, полная постылых проблем, переставала для нее существовать.

Комментарий «УГ»Наше время – время великой подмены ценностей. Об этом думаешь невольно, увидев в магазине школьных принадлежностей тетради с изображением героев «Бригады» на обложке. Главный персонаж сериала, как пример для подражания, в центре, с сигареткой… Понятно, что это коммерция, что DVD-диски с сериалом приносят доход, что хороший «навар» дает вставленная в фильм реклама, что…Зарабатывайте, делайте деньги, но не впутывайте школу, детские души. Имейте совесть, господа!Может быть, кто-то сочтет этот сериал талантливым. Но трудно не согласиться с мнением гендиректора фестиваля телевизионного и художественного кино «Сполохи» Валерии Гущиной: «Талант создал сагу не о людях, которых нужно прославлять. Мы не будем популяризировать киллеров и бандитизм». Сериал не допустили к участию в конкурсной программе. И правильно сделали.Отдел культуры

Американский фантаст без малого полвека назад живописал нам адскую силу телевидения, замещающего реальную окружающую нас жизнь миром грез. Человеку по природе свойственно стремление менять жизнь, и ТВ с большим успехом, чем кино, литература и театр, это стремление удовлетворяет. Не заморский Голливуд – «фабрика грез», а наше ТВ, ежедневно приходящее в наш дом.

Самое дорогое телевизионное время – «прайм-тайм», с шести до одиннадцати вечера – на главных телеканалах страны отдано новостям и развлекательным программам. Причем если до недавнего времени нас развлекали кроме игр и «Поля чудес» американские боевики, страшилки и изредка мелодрамы и комедии, то ныне американская продукция практически вытеснена из «прайм-тайма» родным отечественным кино, точнее, телесериалами. Минимум из шести серий. Подавляющее большинство сериалов – так называемые «детективы».

Первый сериал, имевший заслуженный успех, «Улицы разбитых фонарей» («сага о ментах», как выразился один критик) показал нам краешек реальной жизни «ментов» с их выпивками, с рутиной отчетов, вынужденными нарушениями неумных законов, не позволяющих справиться с бандитами, с небезгрешным, но милым, а иногда и героическим начальником отделения, который своим успехом сослужил нам – я имею в виду зрителей ТВ – неважную службу.

По проторенной «ментами» тропе сериалы-детективы пошли чередой. Они буквально заполонили «прайм-тайм». Можно без труда назвать более десятка сериалов, прокрученных на экране – многие по второму и третьему разу, – «Ледниковый период», «Next-1 и 2», «Дронго», «Крот-1 и 2», «Бригада», «Линия защиты», «Агент национальной безопасности», «По ту сторону волков», воскресшие «Знатоки», «Клетка», «Марш Турецкого-1, 2 и 3»… Достаточно?

В этом году сразу после Рождества опять пошло-поехало: «Леди Бомж», «Дневник убийцы», «Кукла»…

Нас уверяют, что рейтинг всех этих детективов чрезвычайно высок. Это значит, что мы их с охотой смотрим. Поэтому ТВ охотно вкладывает деньги в их производство, с лихвой возмещая затраты продажей в них рекламного времени. Для ТВ это прибыльный бизнес. А для нас?

Я убежден, что в своем каждодневном потреблении подобной «духовной» пищи (ведь кино – это искусство, а искусство принадлежит к духовной области нашего бытия) мы теряем представление о добре и зле, о границе между ними и о различии их. К показываемым на киноэкране убийствам мы привыкаем, как привыкают к обыденным мелочам быта. Убийства в действительной жизни, о которых нам рассказывают в новостях – между сериалами, воспринимаются как обыденные явления. Не надо только, любезный читатель, обвинять меня в том, что я сужу упрощенно и прямолинейно – мол, сама наша действительность заставляет нас воспринимать убийства политиков и предпринимателей как обыденное дело.

Нет, это делает ТВ целеустремленно, упрямо, примитивно.

Нас учили в школе, что искусство служит познанию причин тех или иных несовершенств нашей жизни, нашего бытия, наших душ. Искусство предназначено не только для развлечения. Развлекая нас, оно должно заставлять нас поневоле задумываться – о своей жизни, о жизни и бедах ближнего, об обществе, в котором мы живем, о судьбе нашей страны, о Боге, о добре и зле, о любви, о смысле жизни. Именно об этом – самые кровавые «детективы» прошлого: трагедии Шекспира с горой трупов под занавес и «пятикнижие» Ф.М.Достоевского. Но у них каждое убийство – катастрофа, срыв, крах устоев жизни. В наших сериалах убийство, насилие – это всего лишь бытовая мелочь. Над трупами танцуют («Бандитский Петербург», НТВ).

Наши сериалы-детективы никаких высоких мыслей не будят. Из всех вышеперечисленных фильмов эстетическую ценность представляет лишь недлинный сериал режиссера А.Хотиненко «По ту сторону волков». Увы, это явление единичное. Большинство сериалов – убогая халтура.

Самым убогим сериалом – с массой нелепостей, натяжек и банальностей – оказался «Крот». Агент спецслужбы (непонятно какой) засылается в мафиозно-бандитское сообщество, где становится одним из главарей «дела». Сюжет пересказывать здесь ни к чему, он длинен, незапутан, вял, населен неимоверным количеством персонажей, которые не устают друг в друга стрелять, отравлять, взрывать. Герой, внедренный «крот», мучается этими убийствами нравственно, а его куратор из спецслужбы его воспитывает. По ходу дела жена «крота», которой в начале фильма солгали, будто муж ее погиб и которая вторично вышла замуж, а потом обнаружила, что ее первый муж жив, своего второго мужа… пристреливает в постели после любовных содроганий! Ее сажают в тюрьму, но «крот» добивается от начальства ее освобождения – не по закону, а «по понятиям». В последнем кадре фильма муж и жена, двое убийц («крот» в фильме «замочил» неимоверное количество противников), держа за руки своего шестилетнего сына, идиллически идут по Тверскому бульвару, к памятнику Александру Сергеевичу. Такая вот концовка… Самое удивительное, что сценарий этой вопиющей пошлости написал великолепный наш сценарист Виктор Мережко.

Страшная сила – деньги, господа…

Бесчисленные детективы, сериалы и боевики сделали криминал нормой нашего быта.ТВ навязывает нам стиль криминального мышления. Мы каждодневно изучаем бандитский жаргон, мы знаем, что такое «малява», «лавэ», «грузить», «ставить на счетчик», «грамотно развести», «выставить предъяву». Бандит с экрана философствует: «Мне птичку жалко, она Богом создана, а человек – это тварь, он только пули достоин» (сериал «Бригада», РТР).

По радио «Маяк» в передаче, посвященной артисту, исполнявшему роль Гурама в сериале «Ледниковый период» (ОРТ), позвонила слушательница, взрослая женщина, и в прямом эфире поблагодарила артиста за то, что он так интересно сыграл «умного бандита, такого обаятельного, судящего о жизни с философским подтекстом».

Браво, домохозяйка Милдред!

Говорят, что кино – это всего лишь сказка. Самая мерзкая из этих сказок – «Бригада», живописующая путь бандита от хулиганствующего подростка до «авторитета». Музыка в стиле Нино Рота, разговоры о дружбе, о любви… Этакий российский вариант «Крестного отца» с фальшивым философским пафосом и «мировой печалью».

Из недавних новостей: в Сибири подростки, вооружившись битами, убили своего сверстника. На допросах выяснилось, что они сделали это, «как в кино», посмотрев «Бригаду»…

Это уже не сказка, господа. Это реальный факт из нашей реальной жизни.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте