Постоянно действующий компас РИПКРО
Прошло то время, когда никто не ломал себе голову, не метался в мучительном выборе, а пользовался одним четко данным набором учебников.
Сегодня вариативное образование развязало руки многим авторам, издательства соревнуются в создании экспериментальных пособий, а бедный учитель в растерянности смотрит, как прилавки пополняются с каждым днем, и все больше вздыхает по старому, испытанному Перышкину.
К сожалению, многие из этих удобных и привычных учебников изжили себя хотя бы уже потому, что наука не стоит на месте и тот же самый “Перышкин”, вся концепция которого основана на первичности понятия веса, теряет свою актуальность из-за современного подхода в физике, где на первое место ставят массу. Про историю России и говорить нечего – застойная логика была разрушена до основанья, а затем…
А затем Республиканский институт повышения квалификации работников образования организовал постоянно действующую выставку учебно-методической литературы и других средств обучения. Учителям вовсе не стоит пугаться разнообразия, просто, долгое время проработав в традиционной системе, им трудно сориентироваться в море новых учебников без разьяснительной литературы.
Выставка носит название “Все для образования” и вполне его оправдывает. Здесь собраны яркие альбомы по истории древнего мира и всемирной литературе, учебники математики, химии, физики с доступными и предельно логичными обьяснениями, даже тетради теперь не просто тетради: в них загадки, ребусы, кроссворды, даже разукраски – все, конечно, с пользой для предмета. В общем, как сказал заместитель министра общего и профессионального образования Александр Асмолов: “Это не просто ярмарка учебников, это ярмарка идей”.
Мария ОКОНИШНИКОВА
Интеллект – на ярмарку
В Новосибирске знаменитая “Сибирская ярмарка” развернула выставку “Образование и наука в Сибири – 96”.
Полсотни образовательных учреждений, столько же информационно-издательских обьединений и компьютерных фирм, более 70 представителей зарубежного компьютерного бизнеса, академии, институты, университеты – все они предлагают современному рынку образовательные услуги, технологии, обучающие электронные системы, аудио- визуальные средства, программы и прочий “интеллектуальный продукт”.
Только Сибирское отделение РАН “выбросило на рынок” более 200 научных разработок прикладного характера.
Стенд Тюменской медицинской академии привлекал не только медиков, но и профессоров, студентов, воспитателей детского сада, директоров школ.
Семинар этой академии “Новые технологии обучения нормальной физиологии” прекрасно дополнял представленные здесь же работы кемеровчан по валеологии и Красноярского педагогического университета по воспитанию дошкольников.
Сенсацией стали работы Института медицинской и биологической кибернетики, прямая цифровая рентгеновская диагностика, позволяющая работать без пленки, входить в цифровой архив и в международную поисковую систему, а также программно-аппаратные комплексы многоканального мониторинга и биоуправления.
Интересных изобретений, идей, впервые изданных в России монографий, учебников, пособий было так много, что сама “Сибирская ярмарка” с ее “круглыми столами”, дискуссиями, конференциями, презентациями стала оригинальной формой научного сотрудничества и подлинным “ноу-хау” в образовании всех поколений.
Галина ФРОЛОВА
соседи
Кто кому должен?
Уже больше года учителя сельских школ Сакского района Республики Крым – должники государства. Им нечем платить за газ. В такой ситуации они – по вине самого же государства, которое систематически не перечисляет им зарплату.
Две трети стоимости использованного учителями газа должно оплачивать роно. Но в бюджете последнего – шаром покати. Районное газовое управление нашло выход – перевело задолженность роно непосредственно на потребителей. В результате долг, например, семьи учительницы русского языка и литературы школы села Митяево Нины Алексеевны Зуц к началу учебного года составил пятьсот гривен. Сумма же всех невыплаченных Нине Алексеевне зарплат в этот же период превышала тысячу гривен.
Усугубило положение учителей также то, что в случае, если за газ не платится в течение года, закон позволяет газовому управлению прекратить подачу газа должнику и перерезать трубу, ведущую к его дому. А тому, кто после этого наконец расплатится, придется раскошелиться еще на сто сорок гривен (почти полторы месячные зарплаты учителя) за то, чтобы трубу снова заварили.
Дабы изыскать средства и выйти из положения, педагоги были вынуждены заняться продажей продукции собственных приусадебных хозяйств на рынках Сак, Евпатории и Симферополя.
Второго сентября учителя вышли на работу, но занятий в знак протеста проводить не стали. Отреагировали на забастовку лишь школьники – бурной радостью по поводу затянувшихся каникул. Местные власти, к которым постоянно апеллировали бастующие, не подавали признаков жизни.
Спустя неделю чувство долга победило, и учителя приступили к выполнению служебных обязанностей. Государство о своих обязанностях не вспомнило до сих пор и, судя по всему, делать это в ближайшее время не собирается.
Руслан ЦАРЕВ
Иванушка-дурачок открыл “Мир детства”
Второй год подряд в начале ноября в Екатеринбурге проходит выставка-ярмарка “Мир детства” под оптимистическим девизом “Мы можем сделать мир лучше!”
К сожалению, жизнь все реже подтверждает этот тезис. Если еще в прошлом году свои товары для детей демонстрировали 70 производителей, то в этом их число сократилось до 36. Не взял на себя организаторскую ношу и областной Департамент образования. И хотя у взрослых с деньгами и временем в последнее время постоянные проблемы, “детский праздник не зависит от бюджетных баталий”, – сказал Владимир Назаров, начальник городского Управления образования.
А потому Управление образования администрации Екатеринбурга и обьединение “Универсальные выставки”, собравшись с силами, все-таки организовали этот праздник. Открылся он благотворительным спектаклем местного ТЮЗа “Про Ивана-дурака”, который посетили дети из приютов, детских домов, школ-интернатов.
В течение трех дней все желающие бесплатно рассматривали товары, выпускающиеся в Свердловской области для детей: одежду, игрушки, книги, лакомства. Были организованы консультации по психологии, медицине, профориентации. Работали специалисты областного центра и городского управления занятости населения, молодежных и детских бирж труда.
Юлия ПРЫТКОВА
“Трезубенка” – не звучит. “Орлянка”!
Украинские школьники наконец-то стараниями правительства и Министерства финансов уравнены в “правах” с российскими. Они теперь опять могут играть в “трясучку”, или “орлянку”.
Появление надолго исчезнувшей из денежного обращения разменной монеты – копийки – существенно разнообразило досуг харьковских школьников.
Неотьемлемой частью школьных перемен стали звон монет и громкие возгласы “стоп-орлы” и “стоп-решки”. Теперь ученикам есть чем играть в “орлянку”.
Правда, изображен на обороте новых денег трезубец, но верные старым традициям учащиеся вопреки самостийной пропаганде упорно зовут его орлом.
Руслан ЦАРЕВ
Что нам стоит дом построить
С недавнего времени каждый учитель Эстонии, не достигший 30 лет, получивший педагогическое образование и работающий в государственной или муниципальной школе, имеет право ходатайствовать о банковском кредите для улучшения жилищных условий.
Раньше подобные привилегии имели лишь сельские педагоги, но дирекция жилищного фонда постановила, что горожане – ничуть не хуже.
К началу августа из пяти миллионов эстонских крон (примерно 420 тысяч долларов), предусмотренных в госбюджете на жилищные займы молодым учителям, был выдан почти миллион (около 85 тысяч долларов). В постановлении оговариваются минимальная и максимальная суммы займов. Срок погашения долга при восьми процентах годовых – 15 лет.
С конца июля эстонский Юхисбанк выплатил в общей сложности 14 кредитов. Но если учесть, что в Эстонии – более 4 тысяч учителей до 30 лет и основная их часть жильем не обеспечена, то эта цифра пока ни о чем еще не может говорить.
Анна ХРУСТАЛЕВА
семинар
Как выбраться из “социального болота”?
“Примерно 80% школьной неуспеваемости обусловлено различными состояниями интеллектуальной недостаточности, включая дебильность и так называемую задержку психического развития” (“Деловой мир”, 25.01.1996).
В последние годы в учительской терминологии распространилось понятие “коррекционные классы”. Созданы они для труднообучаемых детей, которые по какой-то причине не в состоянии справиться с общеобразовательной программой.
С профессионалами в этой области туго. Среди учителей, работающих с такими детьми, очень большой процент учителей-пенсионеров и людей со средним педагогическим образованием.
Центр практической психологии “Катарсис” уже три года проводит семинары по повышению квалификации учителей. Cовсем недавно проходил практический семинар на тему “Психотерапия труднообучаемых детей”. Специалисты, выступавшие на нем, назвали несколько причин интеллектуальной недостаточности, основные из них – наследственный фактор и хронический алкоголизм родителей. Специалисты из США рассказали, что за 30 лет изучения проблемы ими было найдено много способов корректирования таких детей.
К сожалению, в России нет возможности ввести новейшие программы на общегосударственном уровне, и в большинстве случаев коррекционные классы превращаются в “социальные болота”, а ребенок из такого класса становится изгоем в обществе нормальных детей. Самое страшное, когда из коррекционного класса ребенка с диагнозом олигофрения переводят в специальную школу (в простонародье ШД – “школа дураков”), откуда уже нет дороги назад.
Мария ОКОНИШНИКОВА
анонсы
С 24 по 29 ноября в Москве Министерство общего и профессионального образования РФ проводит Всероссийский семинар-совещание руководителей государственных учреждений дополнительного образования детей (республиканских, окружных, краевых, областных дворцов и центров детского творчества, центров и станций юных туристов, техников, натуралистов, спортивных школ).
Контактные телефоны: (095) 925-62-64, 925-62-84, 362-89-81.
Факс (095) 924-69-89.
С 26 по 29 ноября в Москве состоится выставка “Учебная техника – школам Москвы”. Свои экспонаты представят РНПО “Росучприбор”, Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники, а также заводы и фирмы системы образования, производящие оборудование для школ. Помимо комплектных школьных классов и мебели, на выставке можно будет ознакомиться с программными продуктами CD-ROM, телекоммуникациями и Internet.
Контактные телефоны: (095) 273-12-08, 273-20-52.
Факс (095) 273-35-57.
Подготовила Лора ЗУЕВА
Умерла Алла ОРЛЕАНСКАЯ.
Она проработала в “Учительской газете” почти тридцать лет. В последние годы перед уходом на пенсию руководила отделом информации. Но писала большие, яркие статьи о культуре и духовности. Она сама была человеком высочайшей внутренней культуры, человеком добрым и отзывчивым.
Сегодня как никогда остро стоит вопрос, что же является главным в современной жизни вообще и в журналистике, которая эту жизнь отражает, в частности. Молодое поколение выбирает прагматизм. “Газета должна быть умной, злой и практичной”, – говорят они. Опытные сотрудники им возражают: “Газета должна чувствовать людскую боль, помогать людям”. На таких принципах всегда держалась русская журналистика. Недаром же Герцен считал, что она есть “не врач, но боль”. Эти принципы были главными и для прекрасного журналиста Аллы Владимировны ОРЛЕАНСКОЙ.
А еще она была очень красивой женщиной – элегантной, мягкой, терпеливой.
Коллектив редакции “Учительской газеты” глубоко скорбит по поводу ее безвременной кончины.
Комментарии