search
main
0

Высшим уровнем Экспертного комитета является Экспертный совет конкурса – орган, в функции которого входят определение стратегии проведения конкурса, а также оценка итогов каждого его этапа. В состав Экспертного совета вошли признанные профессионалы в области школьного образования и учебного книгоиздания, а также специалисты в области высшего образования, занимающиеся оценкой знаний абитуриентов и работой с одаренными детьми. Персональный же состав членов совета определился путем консультаций с профессиональным сообществом.

Второй уровень Экспертного комитета – Экспертная комиссия конкурса, состоящая из двух подкомиссий, проводящих работу по отбору конкурсных материалов. Первая подкомиссия проводит предварительный отбор конкурсных материалов, поданных авторами, вторая – издательствами.

В подкомиссию по отбору материалов авторов вошли специалисты по методике преподавания в каждой из образовательных областей, позиции из которых заявлены на конкурс, хорошо знакомые с современными проблемами школы. В подкомиссию по отбору заявок от издательств вошли специалисты по рынку учебного книгоиздания, имеющие достаточный опыт работы с учебной литературой. Непосредственно же персональный состав Экспертной комиссии был сформирован из представите лей заинтересованных организаций и ведомств, ассоциаций учителей, а также профессионального сообщества в целом посредством консультаций с их представителями.

Решение по присуждению грантов авторам принималось Экспертным комитетом конкурса на основании результатов экспертизы двух рецензентов. Персональный состав рецензентов был сформирован путем опроса представителей научных и методических центров, институтов РАН и РАО, ассоциаций учителей, Федерального экспертного совета, высших учебных заведений.

Экспертиза заявочных материалов осуществлялась в соответствии с двумя группами оценочных критериев. Критерии первой группы характеризовали место учебника в содержании школьного образования. Критерии второй – потенциальные возможности автора раскрыть содержание и методические особенности курса.

Показатели, вошедшие в первую группу оценочных критериев:

место в существующей по данной проблематике учебной литературе;

предназначение для конкретного вида образовательного учреждения (средняя школа, школа с углубленным изучением ряда предметов, лицей, гимназия);

обеспечение преемственности в рамках дисциплины, курса.

Показатели, вошедшие во вторую группу оценочных критериев:

научность изложения (корректность формулиро вок);

плотность используемых понятий;

доступность;

степень оригинальности;

соответствие возрастным особенностям учащихся;

разнообразие методического аппарата;

возможности дифференциации обучения;

возможности самостоятельной работы учащихся по учебнику;

характер изложения (язык изложения материала, потенциальная возможность пробудить интерес, опора на социальный опыт ребенка);

необходимость дополнительной подготовки учителей для работы по учебнику;

наличие общей схемы иллюстрирования книги;

соответствие предполагаемого иллюстративного материала возрастной группе, структуре пособия, учебному предмету.

Для оценки рукописи рецензентом использовалась следующая схема: вначале в свободной форме писалась рецензия на заявку автора с учетом вышеизложен ных критериев, затем заполнялся опросник. По каждому из пунктов опросника рецензент должен был выставить балльную оценку, не превышающую 15 баллов по следующей шкале:

Решение по присуждению грантов авторам и авторским коллективам принималось Экспертным комитетом конкурса по следующей процедуре: если заявка получала две положительные рецензии, то она проходила в следующий тур, если две отрицательные рецензии, то отклонялась. Рукопись, которая получала две различные рецензии – положительную и отрицательную, рассматривалась на заседании Экспертного комитета, где принималось решение о необходимости назначения третьего рецензирования. Особое внимание при этом обращалось на содержание отрицательной рецензии, результат анализа которой, по существу, являлся решающим для принятия решения о целесообразности третьего рецензиро вания.

В случае, когда во второй тур выходило более 3 рукописей по одной номинации, Экспертный комитет привлекал специалистов в данной предметной области для отбора наиболее перспективных рукописей.

Всего на конкурс было получено 250 заявок от авторов.

В соответствии с решением Экспертного комитета во второй этап конкурса прошли следующие заявки:

Начальная школа:

«Русский язык, 2 класс» – Регистрационный номер 1/1

«Окружающий мир, 2 класс» – Победителей нет

Основная школа:

«Русский язык, 5 класс» и пособие для учителя для школ с обучением на родном (нерусском) языке – Регистрационные номера: 2/4 и 2/5

Учебники для школ и классов гуманитарного профиля третьей ступени обучения

Русский язык, литература:

«Русский язык, 10 класс» и пособие для учителя для школ с обучением на родном (нерусском) языке – Регистрационные номера: 2/2 и 2/12

«Русский язык, 10 класс» и пособие для учителя – Регистрацион ный номер 2/1

«Литература, 10 класс», хрестоматия к учебнику и пособие для учителя для школ с обучением на родном (нерусском) языке – Регистрационный номер 2/3

«Русская литература, ХIХ век» – Регистрационный номер 2/13

Иностранные языки:

«Английский язык, 10 класс», рабочая тетрадь и пособие для учителя – Регистрационный номер 3/3

«Немецкий язык, 10 класс», рабочая тетрадь и пособие для учителя – Регистрационный номер 3/1

«Французский язык, 10 класс», рабочая тетрадь и пособие для учителя – Регистрационный номер 3/2

«Испанский язык, 10 класс», рабочая тетрадь и пособие для учителя – Победителей нет

История и обществоведение:

«Россия и мир», хрестоматия к учебнику и пособие для учителя – Регистрационный номер 5/1

«Обществознание, 10 класс», практикум к учебнику и пособие для учителя – Регистрационный номер 5/2

«Экономика», практикум к учебнику и пособие для учителя – Регистрационный номер 5/4

Естественные науки:

«Химия, 10 класс», практикум к учебнику – Регистрационные номера: 6/3, 6/8

«Физика, 10 класс», практикум к учебнику – Регистрационный номер 6/15

«Общая биология, 10 класс», практикум к учебнику – Регистраци онный номер 6/12

Математика и информатика:

«Математика, 10 класс», практикум к учебнику – Регистрацион ные номера: 4/2, 4/12

«Информатика» – Регистраци онные номера: 4/1, 4/4, 4/5

Учебники для школ и классов общеобразовательного профиля

третьей ступени обучения:

«Экология», практикум к учебнику и пособие для учителя – Регистрационный номер 6/2

Технология:

«Основы (крестьянского) фермерского хозяйства» – Победите лей нет

«Пчеловодство» – Победителей нет

«Электротехника» – Победите лей нет

«Тракторы и сельхозмашины» – Победителей нет

«Основы радиоэлектроники» – Регистрационный номер 7/2

«Основы технологии делопроизводства», пособие для учащихся и пакет прикладных программ – Регистрационные номера: 7/3, 7/14, 7/21

«Легковые автомобили» , пособие к учебнику и альбом плакатов – Регистрационный номер 7/5

«Грузовые автомобили» и альбом плакатов – Регистрационный номер 7/15

«Основы агротехники плодовых культур» и альбом плакатов – Регистрационный номер 7/8

«Основы кулинарии», пособие к учебнику и альбом плакатов – Регистрационный номер 7/18

«Основы дизайна причесок» и альбом плакатов – Регистрацион ный номер 7/20

Победители 1-го этапа конкурса должны передать свои рукописи для участия во 2-м этапе Ивановой Надежде Вячеславовне или Прониной Марии Юрьевне в группу реализации проекта по адресу: Москва, Смоленский бульвар, д.3/5, 3-й этаж, комн. 322 или прислать по почте по адресу: 119121, Москва, о/связи, Ружейный пер., д.4, а/я 29 с пометкой на конверте «На конкурс». Прием рукописей будет осуществляться до 1 марта 2001 года. В соответствии с «Правилами и порядком присуждения грантов» победившим в первом этапе авторам будут выплачиваться гранты в размере 1000 долларов США ( или до 3000 долларов США на группу авторов). Для заключения договора о гранте победившим авторам необходимо обратиться в группу реализации проекта после 1 июля текущего года.

В соответствии с «Правилами и порядком присуждения грантов» в конкурсе могли принять участие издательства, выпускающие учебную литературу и зарегистрированные в Российской Федерации. Издательства должны были представить подробные данные о своей организации и деятельности для прохождения квалификационного отбора на основании типовой квалификационной формы для издательств. Отбор заявок издательств осуществлялся Экспертным комитетом конкурса на основании представленных заявок, раскрывающих опыт работы, стабильность, навыки издательской деятельности, юридический статус и финансовую устойчивость издательств. При оценке достоинств и недостатков конкурсантов в качестве основных использовались следующие критерии:

1. Опыт работы издательства:

Количество выпущенной учебной литературы;

Тираж (количество изданий с разовым тиражом более 30 000);

Опыт продвижения учебников на рынок учебной литературы;

Специализация в области издания учебной литературы;

Соблюдение этических норм работы на рынке учебной литературы.

2. Профессионализм в издании учебников :

Четкость в определении типа и вида издания – по представленным образцам;

Соответствие структуры пособия, стиля изложения, художествен ного оформления дидактической цели издания и возрастным возможностям обучающихся – по представленным образцам;

Четкое соблюдение адресности издания – по представленным образцам;

Преемственность с другими учебниками внутри одной программы, а также внутри той или иной системы – по тематическому каталогу издательства;

Комплексность изданий – по тематическому каталогу издательства;

Соответствие ОСТам и санитарным правилам – по представлен ным образцам;

Уровень полиграфического и технического исполнения – по представленным образцам;

Экономичность издания – по прайс-листам издательств.

3. Опыт издательства в сотрудничестве с НФПК в рамках 1-го и 2-го туров конкурса:

своевременность подготовки и представления документов;

оперативный учет замечаний, высказанных Экспертным комитетом;

четкость выполнения обязательств в соответствии с договором.

Всего на конкурс было получено 26 заявок от издательств. В соответствии с решением Экспертного комитета для дальнейшего участия в конкурсе рекомендованы следующие издательства:

Компания «АСТ – Пресс»

Издательский центр «Вентана – Граф»

Издательство «Вита – Пресс»

Издательский дом «Дрофа»

Корпорация «Федоров»

Издательский дом «Федоров»

Издательство «Просвеще ние»

Санкт-Петербургское отделение издательства «Просвещение»

Издательство «Специальная литература»

Издательский дом «Новый учебник»

Издательство «Мнемозина»

Издательство «СМИО – Пресс»

Издательство «Лаборатория базовых знаний»

Издательство «ЦГО»

Издательство « ИНФОЛИО – Пресс»

Издательство Института развития профессионального образования

Издательский центр «Академия»

Издательский дом «ИНФРА – М»

Издательство «Ассоциация ХХI век»

Издательство «Московский лицей»

Издательство «Титул»

Издательство МИРОС

Решение комитета по этому вопросу является окончательным.

Издательства, признанные не соответствующими требованиям в третьем туре, могут вновь подавать заявки в последующие годы, если их положение изменится настолько, чтобы соответствовать необходимым критериям. Каждое издательство, прошедшее отбор, также имеет право подавать заявки на участие в конкурсе в последующие годы при условии, что их обстоятельства не изменились.

Каждое издательство, прошедшее отбор, имеет право на получение не более 25% грантов на подготовку изданий в течение одного тура.

Издательства, прошедшие квалификационный отбор и желающие получить грант на издание выигравшей конкурс рукописи, должны к концу 2-го этапа конкурса (ориентировочно – в мае 2001 года) представить реквизиты официального контракта, заключенного с автором рукописи, и продемонстрировать свои возможности в отношении редактирования, разработки эскиза, издания, сбыта и распространения окончательных материалов в формате, соответствующем требованиям, изложенным в Квалификационной форме для издателей. Данная форма может быть предоставлена издательству по его требованию руководителем программы конкурса учебников Ивановой Надеждой Вячеславовной.

Издательствам, заключившим контракты с авторами, участвующими в 3-м этапе, выплачивается грант на подготовку и оформление рукописи в размере 1000 долларов США за одно наименование. Кроме того, правомочным издательствам, представившим утвержден ный сигнальный экземпляр, подготовленный в соответствии с согласованными техническими требованиями, выплачивается грант на подготовку утвержденных рекламных материалов и других схем продвижения на рынок в размере до 15000 долларов США за одно наименование.

Платежи издательствам осуществляются на основании согласованной сметы расходов после утверждения их Экспертным комитетом. Выплаты производятся в рублях.

В соответствии с «Правилами и порядком присуждения грантов» Национальный фонд подготовки кадров, действуя от имени Экспертного комитета, сохраняет за собой право приостановить выплаты получившим гранты издательствам за невыполнение взятых обязательств. Факт невыполнения обязательств устанавливается Экспертным комитетом и утверждается НФПК, чье решение является окончательным. Экспертный комитет по согласованию со Стратегическим комитетом при принятии соответствующего решения НФПК сохраняет за собой право сократить количество отдельных наименова ний, публикуемых любым отдельным издательством, в соответствии с вышеизложенным.

Всю дополнительную информацию, касающуюся сроков, механизмов выплат авторам и издательствам, получения необходимых форм и документов и т.д., можно получить по телефонам: (095) 246-66-32, 246-98-94 у руководителя программы конкурса учебников Ивановой Надежды Вячеславовны или Прониной Марии Юрьевны.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте