search
main
0

Высший суд – совесть Методические материалы к курсу “Ваши права”. 3-й класс

Тема “Человек защищен законом”

Цель: Помочь детям осознать, что действие закона должно распространяться на всех людей без исключения.

Ход работы
1. Разминка “Добрый ручеек”
Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы сегодняшнее занятие у нас началось с доброго ручейка, который нацелит нас на хорошую работу, доброжелательное отношение друг к другу. (Учитель строит детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Ребенок идет с одного конца этих рядов (“плывет по ручейку”), при этом каждый стоящий дотрагивается до его плеча или пожимает руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии, одобрения и поощрения. В результате этой игры появляется сияющий, счастливый человек. Эта игра повторяется снова для другого ученика, и так три-четыре раза).
Что вы чувствовали, когда плыли по доброму ручейку?
Всегда приятно ощутить поддержку друзей. Но, к сожалению, не все в нашей жизни так прекрасно.
2. Размышления над домашним заданием
Какие же телепередачи рассказали вам о нарушении права на жизнь?
Как же бороться с этими нарушениями? (Размышления детей).
3. Размышление над сказкой А.Толстого “Топор”.
Итак, наш добрый ручеек заспешил в лес, что-то там происходит.
А вот и Старичок-Лесовичок (кукла или рисунок).
Он хочет рассказать вам страшную историю, которая произошла в лесу. Но сначала скажите, что такое топор?
Это полезная вещь в хозяйстве?
Ну а теперь слушайте, что произошло. (Чтение сказки А.Толстого “Топор”).

Топор
Пошел топор по дрова.
Постукивает по горелым пням, посмеивается:
– Моя воля: хочу – зарублю, хочу – мимо пройду, я здесь хозяин.
А в лесу березка росла, веселенькая, кудрявая, старым деревьям на радость. И звали ее Люлинькой.
Увидел топор березку и стал куражиться.
– Кудрявая, я тебя подкудрявлю, начну рубить, только щепки полетят…
Испугалась березка.
– Не руби меня, топор, мне больно будет.
– А ну-ка, поплачь!
Золотыми слезами заплакала березка, веточки опустила.
– Меня дождик в невесты сватал, мне жить хочется.
Захохотал железный топор, наскочил на березку – только белые щепки полетели…
Ухватил ее топор, домой поволок.
А идти топору через калиновый мост. Мост ему и говорит:
– Ты это зачем в лесу озорничаешь, сестер моих рубишь?
– Молчи, дурак, – огрызнулся топор, – рассержусь и тебя зарублю.
Не пожалел спины, крякнул и сломался калиновый мост.
Топор шлепнулся в воду и потонул.
А березка Люлинька поплыла по реке в океан-море.
Ну и как вам понравился топор?
Но это же полезная вещь?!
Ведь деревья рубят на дрова, вы же видели в деревне, это же необходимо. (Тот топор другой, он настоящий, нужный. А этот злой. Он погубил березку Люлиньку).
Он утонул, вам не жалко его?
А кого жалко в этой истории? (Мост. Он себя не пожалел. Чтобы за Люлиньку наказать топор).
А наш Лесовичок зовет нас дальше в лес. Он почуял еще что-то неладное. Давайте и мы поспешим. Может быть, успеем помочь.
4. Работа с учебным пособием. (Статья 5)
А вот и избушка Бабы Яги (рисунок на доске). Давайте заглянем в нее, откроем книгу на страницах 12-13.
Что это за сказка? (“Ивашка и ведьма” из сборника А. Афанасьева).
Вспомните сюжет сказки. Что же происходит? (Ивашка обманывает Бабу Ягу и сует ее в печь).
А на какую статью ссылается Баба Яга? (Чтение статьи).
Почему? А вы согласны с Бабой Ягой?
Но ведь она тоже хотела съесть мальчика?
5. Круговая беседа
Лесовичок указывает нам на вещий камень в лесу, но, к сожалению, от старости часть слов на этом камне поросла мхом. Осталось лишь начало фразы, давайте попробуем ее продолжить. (Плакат в виде камня на доске).
“Свобода и здоровье имеют одно общее: по-настоящему ценишь их только тогда, когда…” (“…их нет” или “…их лишился”).
Вот и восстановили мы фразу на камне.
А вы согласны с этим?
6. Продолжение работы с книгой. (Статья 6).
Лесовичок зовет нас дальше.
На пути у нас указатель с таким высказыванием (на доске плакат с указателем).
(“Свобода состоит в том, чтобы быть в зависимости только от законов”).
Это высказывание французского философа Вольтера. А вы согласны с философом?
Этот указатель привел нас к статье 6 Всеобщей Декларации прав человека. Давайте прочитаем статью в книге.
Вы знаете этих литературных героев? (Это доблестный витязь Руслан встретился с Головой).
Я прочитаю вам отрывок из поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” об этой встрече. (Учитель зачитывает отрывок).
Какова же связь этого сюжета со статьей 6 Всеобщей декларации? (Руслан, встретив на своем пути в поисках Людмилы огромную спящую голову, ни с того ни с сего набросился на нее с оружием, причем “без суда и следствия”. Действия Руслана в данном случае являются прятмым нарушением статьи 6 Декларации).
7. Рабочая тетрадь. (Задание 10).
Ну а мы продолжаем путь за Лесовичком. И он привел нас опять к доброму ручейку, откуда мы начали свое путешествие в лес.
Лесовичок хочет познакомить нас со своим другом дедом Мазаем.
Откройте задание 10 в тетради. (У детей на партах текст Н.Некрасова “Дед Мазай и зайцы”).
(Выполнение задания).
Хорошо, что встречаются нам в жизни такие люди, как дед Мазай, для которых понятия “жизнь” и “жестокость” несовместимы.
8. Домашнее задание
Нам пора прощаться с Лесовичком. На память о нашем лесном путешествии он дарит нам букет из листьев. На каждом листочке – слово. Дома составьте из этих слов высказывание об отношении людей к свободе.
Тема “Право на защиту своих прав”

Цель: Ребята должны узнать, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах;
– знакомство с понятием “дискриминация”.

Ход работы
1. Беседа о выполнении домашнего задания
В какое же высказывание сложились ваши листочки? (“Желать свободы себе – значит желать свободы другим”).
Как вы поняли эту мысль?
2. Разминка “Слепой и поводырь”
Лучше понять эту мысль нам поможет наша разминка. Мы проведем ее в парах. Одному человеку в паре мы завяжем глаза, а другой должен провести его по классу, помогая этому ученику делать все то, что ему или ей надо делать, скажем, попить воды или взять учебник.
А теперь поделитесь в парах своими ощущениями.
В чем эти ощущения отличаются и почему?
Один из каждой пары ощутил на себе ограничение свободы, т.е. дискриминацию.
3. Работа со словарем
Давайте посмотрим в словаре, что означает это понятие (дискриминация (лат. различение) – ограничение прав человека, лишение равноправия).
4. Работа с пособием. (Статья 7)
Человека от дискриминации защищает статья 7 ВДПЧ. Давайте ее прочитаем.
Мы оказались во дворце царевны Несмеяны. Посмотрите, нет ли нарушения положения этой статьи на иллюстрации.
(Царь пообещал отдать свою дочь в жены тому, кто сумеет ее рассмешить. Женихи приехали из разных стран. Это и принцы, и простые крестьяне. Дети рассказывают, по каким признакам видно, как женихи пытаются рассмешить царевну. Все претенденты находятся в равных условиях, выигрывает тот, кто действительно рассмешит царевну Несмеяну).
Да, здесь все находятся в равных условиях, выбор за царевной. Чего не скажешь о сказке “Царевна-лягушка”.
Давайте посмотрим иллюстрацию к статье 8 ВДПЧ. Что же происходит? (Превратившаяся в красавицу лягушка имеет такие же права, как и жены других братьев).
А что же говорит царь? (Дети читают статью 8).
Вероятно, возник какой-то конфликт с женами братьев или с самими братьями Ивана, связанный с незаконным ограничением прав Царевны-лягушки. Разрешить этот конфликт царь рекомендует с помощью суда. Именно суд, установив истину, должен восстановить попранные права. Такого эпизода в сказке нет, но нам представляется возможность придумать свой вариант сказки.
5. Творческое задание “Иск Царевны-лягушки”
Вам нужно от имени Царевны-лягушки написать заявление в суд. Такое заявление называется “иск”. Вы должны указать, какие ее права и кто нарушил. (Дети выполняют задания в альбомах и зачитывают свои сочинения).
6. Выполнение задания в рабочей тетради. (Задания 6 и 19)
Я думаю, что царь, выслушав ваши заявления, вынесет справедливое решение и поможет Царевне-лягушке восстановить свои права.
Сочиняя сказки, народ обязательно вводил в них персонаж, который помогал униженным и обездоленным. И мы сейчас с ним познакомимся. (Дети выполняют задания 6 и 19).
7. Знакомство детей с организациями, которые защищают права детей в Тамбове.
Хорошо, что в сказках всегда найдутся герои, которые готовы помочь и защитить.
А что же в жизни? Что делать, если кто-то нарушит ваши права?
В жизни на помощь к вам придет государство. Оно создало такие организации, которые защитят вас и ваших близких в трудную минуту. Адреса и телефоны этих организаций есть у вас в альбомах.
8. Домашнее задание
Представьте, что вы пришли на пресс-конференцию с представителями этих организаций. Запишите вопросы, которые вы хотели бы им задать. Лучшие вопросы мы представим социальному педагогу школы. Затем пригласим ее на одно из наших занятий. Она постарается рассказать о работе этих организаций. Ведь социальный педагог школы непосредственно связан с этими организациями в процессе своей работы.
Тема “Право на рассмотрение судом предъявленного обвинения” статьи 9-10 Декларации прав человека

Цель: Познакомить с правом на справедливое и гласное разбирательство судом; понятиями “арест”, “произвольный”.

Ход работы
1. Обсуждение домашнего задания
Дома вы познакомились с организациями, которые защищают права детей. Вы познакомили родителей с этими организациями? Что вы хотите узнать об их работе? Какие вопросы вы составили? (Дети зачитывают составленные вопросы).
Ваши вопросы я передам социальному педагогу школы, мы пригласим ее на встречу. И она постарается рассказать вам то, что вас интересует.
2. Разминка “Хмурый орел”
На прошлом занятии мы говорили о том, как тяжело человеку, которого лишили каких-либо прав.
Попробуем это почувствовать. Я прочитаю стихотворение, которое называется “Хмурый орел”. А вы передайте мимикой и жестами состояние птицы.
Хмурый орел
Вот за решеткой хмур и зол
Сидит орел.
Могучих крыльев гордый взмах
Внушает страх.
Давно ль громады грозных скал
Он облетал.
И камнем падал на врага
С высока.
Он был свободный властелин
Своих вершин.
Теперь в неволе хмур и зол
Сидит орел.
Что вы чувствовали, когда изображали орла?
3. Работа с пособием. (статья 9)
Посмотрите на столе у меня стоит странный сосуд. Как вы думаете, из какой он сказки? (“Волшебная лампа Алладина”).
Я сейчас потру этот сосуд, и в нашей книге на страницах 20-21 вы увидите его обитателя.
Это джинн.
Прочитайте статью 9 ВДПЧ. Какие слова вам были непонятны?
4. Работа со словарем
Прочитайте в словаре объяснения понятий “арест” и “произвольный”. (Арест – заключение под стражу обвиняемого. Произвольный – незаконный, несправедливый, противоправный).
Опираясь на эти определения, поясните, как вы поняли текст статьи.
Конечно, лишение свободы возможно (например, если человек совершил преступление) лишь на основаниях и в порядке, установленных законом.
Это значит, что каждый человек имеет право на справедливое и гласное разбирательство его дела компетентным и независимым судом на основе существующих законов. При этом каждый обвиняемый имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в соответствии с законом.
5. Работа с пособием. (Статья 10)
Как вы думаете, справедливо будет признать человека виновным в преступлении, если его застали на месте преступления? (Высказывания детей).
Давайте рассмотрим рисунок к статье 10 ВДПЧ.
Ясно ли из рисунка, кто устроил такой беспорядок?
Но Карлсон ссылается на статью 10. Прочитаем ее. Прав ли Карлсон? (Прав, т.к. Фрекен Бок является в данном конфликте лицом заинтересованным. Именно она должна следить за порядком в доме. В гневе она может наказать невиновного Малыша, а ведь в действительности беспорядок устроил Карлсон).
6. Разбор ситуации, изображенной в альбоме
Посмотрите в альбом и расскажите, глядя на рисунок, что произошло.
Представьте себя на месте второй девочки, что бы вы ответили? Как найти выход из этой конфликтной ситуации?
Запишите свою реплику в альбом, а потом объясните свой выбор. (Размышления детей).
7. Обсуждение рассказа Б.Никольского “Высшая мера наказания”.
Часто человеку приходится находить выход из таких конфликтных ситуаций. Примером тому может быть рассказ Б.Никольского “Высшая мера наказания”. (Дети читают этот рассказ).
Было ли вам жаль Сенькова или нет? Почему?
Какого наказания вы ждали от сержанта?
Не считаете ли вы, что с Виктором Сеньковым поступили слишком жестоко?
Были ли нарушены его права?
Почему рассказ называется “Высшая мера наказания”?
Вот мы и вернулись опять к тому, о чем говорили раньше. У человека есть и свой высший суд – его совесть. Этот суд подсказывает человеку, как поступить, какой сделать выбор.
8. Домашнее задание
Дома попробуйте самостоятельно, опираясь на статьи Декларации, разобраться в сложившейся на рисунке ситуации. На следующем занятии вы расскажите, что произошло, и как бы вы поступили на месте девочки.

Тема “Право на защиту в суде”

Цель: знакомство с понятием “презумпция невиновности”.

Ход работы
1. Обсуждение домашней работы
Сегодня мы продолжим знакомство со статьями Всеобщей декларации прав человека.
Нельзя вершить самосуд. Вынося самостоятельное решение о наказании, человек может действовать под влиянием эмоций, из чувства мести. Но ведь нельзя исключать возможности наговора, ложного доноса. В таком случае может пострадать невинный. Если каждый будет брать на себя роль судьи, то тогда о законности и порядке не может быть и речи – каждый будет действовать, как ему заблагорассудится.
Люди пришли к выводу о необходимости предоставить всем одинаковое право на защиту и на рассмотрение дела законным и справедливым судом. В этом случае преступника ждет справедливое наказание, а не расплата. А невиновный будет оправдан.
Также человека можно судить только на основании тех законов, которые действовали в момент совершения преступления.

Игра “Лабиринт”
В подземелье Кощея есть лабиринт, пройдя по которому в своих альбомах, вы составите высказывание, которое помогло узникам Кощея преодолеть невзгоды. (“Поражения нет, пока человек сам не признал себя побежденным”. (Дэениель).
Вы согласны с этим утверждением?
А сейчас представим себя на месте Ивана-царевича
Давайте взвесим все “за” и “против”. В своих альбомах запишите в один столбик все доказательства виновности Кощея, а в другом постарайтесь указать смягчающие обстоятельства его вины. (Дети работают в альбомах, затем зачитывают и доказывают свое мнение).
Выбравшись из подземелья Кощея, вы научились лучше разбираться в нарушении прав и сможете выполнить задание 24 в тетради. Но вам придется вспомнить сказку Г.Х.Андерсена “Дикие лебеди”. Только зная ее сюжет, вы сможете правильно ответить на вопросы.
Вы достойно прошли все испытания сегодняшнего занятия. И теперь вы сможете выполнить новое трудное задание в своих альбомах. Все вы знаете Бабу Ягу. Представим, что сказочные герои вызвали ее на суд. И вам предстоит подготовить речь на суде от имени прокурора (человека, который обвиняет) или адвоката (человека, который защищает). Кто захочет может сочинить речь и от имени обвинителя и от имени защитника. Вспомните все сказки, где участвует Баба Яга и при выполнении задания старайтесь быть объективными.

Ирина ДРУЖКИНА,
учитель начальных классов
Тамбов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте