search
main
0

Высший пилотаж. Информатика и информационные технологии

Не секрет, что многие воспринимают информатику как науку, которая изучает компьютер. И, конечно, доля правды в этом есть. Действительно, многие темы курса информатики касаются непосредственно компьютера и его использования. Сайты, программы, графика, видеоэффекты, звук… А у автора сценария уроков в качестве инструмента есть только слово. Максимум – рисунок или фотография. Сочувствую коллегам. Понимаю, как сложно стиль учителя, глубину эрудиции, профессионализм и титанический труд по овладению этой не всегда послушной машиной выразить иллюстрированным текстом. Понимаю, как сложно рассказывать об уроках, посвященных компьютерам и программам, не имея возможности их показать.

На протяжении полутора часов лектор убеждал аудиторию, что лекция – не самый лучший способ подачи материала.

Очевидно, что уровень развития вычислительной техники настолько высок, а возможности программного обеспечения настолько обширны, что знать все просто невозможно. И вот мы, учителя информатики, закопавшись в какой-нибудь программе, вдруг понимаем, что сидим мы на этой глубине, как в окопе, и размахиваем оттуда флагом содержания, превращая методику преподавания в справочные руководства к программному обеспечению. У каждого из нас есть свой интерес, конек в профессии. У кого-то это графика, у кого-то – программирование, у кого-то – видео… Зачем ученикам наше хобби – вот вопрос, который порой задает себе всякий учитель информатики и садится думать о сценариях уроков, а не о новых опциях очередной увлекательной программы.

Итак, 14 учителей информатики представили свои материалы на конкурс «Сто друзей». Два взгляда на материалы участников возникают у меня: с одной стороны, хочется в уроке, системе уроков видеть ребенка и его развитие, с другой стороны, материал рассматривается вдоль содержательной линии, когда на первых ролях предмет «Информатика» и его необъятное, часто новое содержание. Хочется сказать огромное спасибо коллегам за то, что стараются распространять свой опыт любым, пусть даже и не самым рациональным способом. У многих этот опыт хочется перенять. А с многих очень хочется взять пример.

Среди лучших работ можно выделить следующие.

Номинация «ИКТ в образовательном процессе».

Анатолий Трубин, учитель информатики и физики гимназии города Лабытнаги Ямало-Ненецкого автономного округа. Программа дополнительного образования «Школа дистанционных олимпиад».

Программа описывает опыт участия в различных дистанционных олимпиадах и использование последних в качестве одной из составляющих образовательного процесса. Привлекают внимание педагогическая глубина рассматриваемых вопросов, а также наглядная демонстрация результатов. При этом главный результат – это не количество призовых мест на олимпиадах, а личностный рост и социализация каждого отдельного ученика. Красивая форма попала в хорошие руки и тут же наполнилась не менее красивым содержанием.

Номинация «Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе».

Елена Иванова, учитель информатики средней школы №21 поселка Чульман Республики Саха (Якутия). Урок в 7-м классе «Техника безопасности при работе на ПК и правила поведения в компьютерном кабинете».

Качественно, последовательно, вдумчиво проанализировать важную, но, как правило, скучную, протокольную и не очень подходящую для первого урока в новом учебном году тему. Сделать на основе анализа интересный, продуманный и методически оправданный урок… Восхищение – вот чувство, которое испытываешь, глядя на такие работы учителей!

Номинация «Сценарии уроков».

Оксана Спасенникова, учитель информатики средней школы №4 города Дятьково Брянской области. Урок «Фотомонтаж» из цикла «Формирование умений работы с изображениями в растровой графике на примере Adobe PhotoShop».

Навыки монтажа – одни из самых нужных в изобразительной практике с точки зрения инструментария и логики послойного создания изображений. В уроках данного цикла главный упор совершенно справедливо сделан на практическую отработку навыков. При этом ощущения «изучения ради изучения» не возникает: в канву уроков органично вплетены исторические сведения, основы изобразительного искусства, творческие задания, что позволяет рассматривать изучаемое программное обеспечение лишь в качестве средства, позволяющего удовлетворить потребность учащихся в творческом самовыражении. Использование средств Adobe PhotoShop для разработки различных элементов урока, посвященного самому графическому пакету, – высший пилотаж, оправданный и логичный. Внимания заслуживает весь цикл уроков по графике, но урок фотомонтажа по праву занимает особое место.

Ирина Муртазина, учитель информатики лицея №2 Бугульминского района Республики Татарстан. Урок «Решение логических задач».

Один из немногих примеров, когда технические средства работают на эффективное изучение самих же технических средств. На уроке ненавязчиво проводится реклама как технических средств, так и программного обеспечения, хотя сама тема теоретическая и прямого отношения к компьютеру, пользовательским навыкам, программированию (как трансляции алгоритмов на язык компьютера) не имеет. Уверен, что на уроках у Ирины Федоровны ученики не спрашивают: «Что же вы нас учить это заставляете, а сами не используете?» Одни разделы работают на благо других, что позволяет формировать целостный, содержательный образ дисциплины.

Роман НАЛИВКИН, учитель информатики Рамонского лицея, учитель года Воронежской области-2007

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте