Согласно исследованию о необходимости высшего образования, почти половина россиян уверены, что диплом необходим. Мнения экспертов на этот счет расходятся – многое зависит от профессии и сферы деятельности.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказывало об исследовании сервиса по поиску работы «Работа.ру». По итогам социологического опроса россиян, 39% из них полагают, что высшее образование жизненно необходимо для будущего успеха, диплом по их мнению – залог блестящей карьеры. 20% опрошенных считают, что диплом «очень важен, но при этом в жизни не играет решающей роли». Тогда как 25% думают, что диплом не играет важной роли в становлении карьеры.
Мнение родителей будущих студентов также расходилось. Абсолютно необязательным диплом о высшем образовании считают 10% россиян. Из них только 18% считают, что смогут с пониманием отнестись к решению их детей не получать высшее образование. Не верят в важность высшего образования 10% участников исследования. И 6% считают, что «пусть будет диплом на всякий случай».
38% мам и пап готовы принять тот факт, что ребенок откажется получать диплом и при этом попытались бы убедить получить «вышку» для стабильности в будущем. 5% отнеслись бы негативно к отказу идти учиться в высшее учебное заведение. 20% полагают, что «придет время и их сын или дочь передумает и решит поступать в вуз». 18% приняли бы отказ, давая сделать выбор. 4% «дали бы время подумать» – к примеру, такая практика давно популярна в Англии. Родители разрешают детям отдыхать и путешествовать сразу после окончания школы и обдумать вопрос будущей специальности и необходимости получения высшего образования. 15% опрошенных не смогли дать ответ.
Что думают эксперты
Мнение экспертов в вопросах высшего образования расходится.
– Без высшего образования в некоторых сферах построить карьеру практически невозможно – в науке, например, или госуправлении, просто не возьмут на работу», – считает Антон Сухов, сотрудник «Агентства стратегических инициатив», руководитель проекта – направление «Лучшие практики». В других направлениях на первых этапах может сложиться впечатление, что опыт важнее образования – иногда это действительно так. Но соискатель и с опытом, и с образованием всегда будет иметь преимущество. Также, как айтишник, отучившийся в Физтехе, всегда будет приоритетнее для работодателя, чем окончивший какие-нибудь онлайн-курсы.
В бизнесе похожая история – чтобы открыть свое дело, диплом, конечно, не нужен, но нужны знания – и их необязательно получать, исходя из собственных ошибок. Если посмотреть на успешных бизнесменов и управленцев, многие из них не только освоили какую-нибудь специальность, но и пошли учиться дальше на MBA. Без диплома большинство работодателей не рассматривают соискателей вообще, так что стать «белым воротничком» не получится, а работать курьерами и кладовщиками не все хотят. Для этого и нужен диплом.
Другим мнением с сетевым изданием «Учительская газета» поделился судебный юрист Андрей Дульский:
– Необходимость диплома о высшем образовании скорее зависит от консервативности профессии и специализации. Например, в юридической сфере юрист без высшего образования не может быть представителем в суде по гражданским или административным спорам. Тем более, не может получить статус адвоката для ведения уголовных дел.
Если запрос работодателя сводится к конкретным знаниям, то человек может построить карьеру и без диплома. Чтобы быть юристом узкой специализации, например, налоговым или по работе с договорами, то работодатель будет ценить конкретные знания и может «закрыть глаза» на отсутствие высшего образования. Тем более, если требуется юрист в сфере криптоиндустрии или санкционный юрист (сейчас востребована и такая специализация), то будет важен именно практический объем знаний, независимо от дипломов и аттестатов.
Соискатель, который имеет диплом, получит больше шансов найти работу, чем специалист без него, ведь работодатель будет спокоен по поводу качества знаний будущего работника. Наверное, консервативные сферы более чутко относятся к таким вопросам, чем более авангардные.
Сильно отличаются мнения в творческой индустрии, где крайне сложно оценить и загнать в учебные рамки студентов. С нами поделилась мнением профессиональный художник Рита Древа:
– Шесть лет моей академической учебы в художественном вузе были важными, несомненно. Но был и существенный минус: как художник, я потеряла свою творческую свободу и самобытность. Я стала похожей на других. Конечно, тогда я освоила технику и научилась рисовать глиняные горшки, натюрморты, поняла, где должен быть свет и тень, как грамотно нарисовать человека, пейзаж, но я потеряла что-то более важное.
К сожалению, это минус любого образования, ведь оно предполагает систему с нормами и рамками. После окончания вуза пришлось снова учиться «слушать» себя. Я бы мечтала в будущем создать творческое образовательное пространство, где любой человек смог бы раскрывать свой собственный потенциал с помощью творчества – такого места, как мне кажется, не хватает в нашей стране.
Мнения в вопросах высшего образования сильно расходятся, как среди абитуриентов, так и среди родителей и экспертов. Единого и правильного ответа тут не может быть. Многое зависит от сферы деятельности, выбирая которую будущий специалист сможет сделать индивидуальный выбор, опираясь на свои возможности и следуя целям.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о том, что большинство россиян отказались бы от болонской системы образования. Отказ от двухступенчатой системы в вузах поддерживают 2 из 3 россиян – 66%. Традиционную систему высшего образования – специалитет, когда студенты обучаются профессии в течение 5 лет, чаще других поддерживают опрошенные в возрасте старше 45 лет (72%). Такой точки зрения придерживаются также те, кто имеет высшее образование (73%). Опрос провели в 381 населенном пункте среди 1,6 тыс. совершеннолетних.
Комментарии