По заказу или по запросу
В Московском городском педагогическом университете состоялась международная научно-практическая конференция “Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы”, созванная при содействии Московского комитета образования.
Конференция вызвала большой интерес у специалистов педагогического образования – под крышей университета собралось более 300 человек: цвет педагогической науки и практики Московского региона. Широко была представлена и география России – Смоленск и Вятка, Дагестан и Магнитогорск, Набережные Челны и Самара, Тула и Санкт-Петербург и даже Сахалин; приехали к нам и представители дальнего зарубежья – из Института воспитания Боннского университета, из Пловдивского университета (Болгария), из Оденского университета (Дания), из Государственного университета города Грац (Австрия) и другие. На конференции обсуждался широкий спектр педагогических проблем: управления образованием, прогнозирования развития образования, психологические и физиологические проблемы образования, проблемы воспитания, проблемы содержания образования и средств обучения, инновационные технологии обучения в системе общеобразовательной школы и университетов, проблемы методологии самой педагогической науки.
Россия переживает сейчас трудные времена, но при всех трудностях почти во всех отраслях российское образование не сдало своих позиций, не сократило обьема своего “производства”. На подьеме находится и наша высшая школа, в которой сегодня обучаются свыше 2,5 миллиона юношей и девушек, и каждый пятый из них – будущий педагог. Естественно, что многие выступления на конференции были посвящены новому педагогическому вузу столицы МГПУ.
Сущность концепции высшего педагогического образования, лежащей в основе деятельности нашего университета, состоит в смене приоритетов, когда в центр внимания ставится личность будущего педагога, а знания, которыми он должен овладеть, превращаются из самоцели обучения в средство его развития и самосовершенствования как активного субьекта учебной и общественной деятельности.
Учебный процесс строится на основе блочно-модульного принципа. В соответствии с ним обязательный минимум содержания программ по каждой специальности состоит из четырех блоков общекультурного, медико-биологического, психолого-педагогического и предметного, каждый из которых дополняется дисциплинами по выбору. Один из ведущих принципов профессиональной подготовки педагогических кадров – принцип фундаментализации педагогического образования, т.е. овладение студентами инвариантной частью знаний, составляющих основу творческого развития личности в условиях меняющегося мира.
Особое место в подготовке будущих учителей занимают педагогические практики, основой которых являются освоение студентами педагогической техники, формирование предпосылок для выработки и последующего совершенствования собственного стиля профессиональной деятельности, соответствующей их индивидуальным особенностям и потребностям системы образования столичного региона.
Наряду с широким спектром форм дополнительного образования (курсы, семинары, факультативы) создан специальный факультет переподготовки и повышения квалификации работников средних педагогических учебных заведений г. Москвы.
Мы считаем, что в ситуации острого дефицита профессионально подготовленных кадров (лишь 1-2 процента от общего числа руководителей московских образовательных учреждений регулярно проходят переподготовку; около 20 процентов школ не имеют преподавателя по тому или иному предмету) следует шире использовать принцип целевого обучения “по заказу” или “по запросу”. Спрос определяет номенклатуру специальностей, содержание учебных программ, соотношение теоретических дисциплин и практической подготовки, количество учебных центров, наконец, вес и авторитет получаемого сертификата.
Итак, признание деятельности МГПУ состоялось на международном уровне. Проявлен интерес к ряду педагогических проектов, учебных пособий. В рамках международных программ предусмотрен обмен студентами и преподавателями для обучения и проведения научно-педагогических исследований.
Николай ПИЩУЛИН, проректор по научно-исследовательской работе Московского городского педагогического университета (МГПУ), доктор философских наук, профессор, академик МАИПТ
Nb!
Московский городской педагогический университет – детище правительства Москвы. Он был создан в рамках совершенствования столичного образования в рекордные сроки полтора года назад. При содействии мэра города правительство не пожалело средств на оборудование помещений, закупку литературы для библиотеки, создание компьютерных классов, материальную поддержку научно-педагогических кадров молодого вуза.
Сейчас на 12 факультетах МГПУ обучаются свыше 3 тысяч студентов. Преподавание в вузе ведут 360 опытнейших специалистов в различных областях знаний. 80 процентов профессорско-преподавательского состава – это кандидаты и доктора наук, академики. В МГПУ действуют 10 лабораторий, в которых работают 43 научных сотрудника.
В университете в настоящее время создается централизованный информационный банк инновационных технологий, ведется разработка проектов по таким стратегическим направлениям, как гуманизация, фундаментализация педагогического образования, многоуровневость, многоступенчатость его и другие.
Все чаще обращаются в МГПУ российские образовательные учреждения за экспертизами различных педагогических новаций, учебных планов, программ, методик, учебных пособий; за проведением социологического исследования, а также психологического тестирования учащихся и педагогических коллективов.
кто есть кто
Когда учитель у власти
Существует несколько стереотипных образов “депутата Моссовета”. С одной стороны, приходят на память застегнутые на все пуговицы суровые и однообразные чиновники эпохи застоя. С другой – неудержимые, бесконечно всех критикующие народные избранники первых лет перестройки, где самым выдающимся был, конечно, Владимир Иванович Дайнеко с его огромным плакатом, на котором он отмечал свое отношение к тем или иным решениям президиума.
Сегодня говорят о депутатстве как о профессии, поскольку мало уметь вскрывать недостатки и уж тем более переадресовывать письма трудящихся по различным инстанциям. Необходимо участвовать в сложном законотворческом процессе, где подчас требуются серьезные знания – юридические, экономические… Все уже согласились с тем, что государством не может управлять кухарка. А учитель?
В кабинете Александра Го╡ошко причудливым образом уживаются атрибуты сугубо депутатской деятельности – флаг и герб столицы, карта района, от которого он избран (самого большого по размерам в Москве), факс и компьютер, а также иконы, библиотека духовной литературы.
Если бы не депутатский значок на лацкане пиджака, можно было бы подумать, что перед вами преуспевающий бизнесмен. В хорошем костюме, с постоянно вежливой, располагающей улыбкой, светскими манерами. Александр Владленович, конечно, не “новый русский”, но, признаюсь, нелегко сразу догадаться, что еще несколько лет назад он был и учителем, и директором одной из московских школ.
А это действительно так. Александр Горошко всегда находился на хорошем счету, по отзывам многих, – талантливый, добросовестный педагог, однажды даже выдвигался на конкурс “Учитель года”. Мало того, он – автор собственной методики преподавания географии, где предпочтение отдается игровым формам работы.
“Вообще-то мне говорили, что я провожу интересные уроки, – улыбается Александр Владленович. – Однажды выставил работы своих учеников – все очень хвалили. Это было занятие по теме “Материки и океаны”, где ребята сами придумывали неведомые континенты, их почвы, климат, природные ресурсы, животных. Задача была соблюсти “законы географии” и в субтропическом климате, естественно, не поселить белых медведей. Впрочем, как таковых уроков я обычно не вел, класс делился на группы, за каждой из которых закреплялся определенный регион мира. Ученики готовились, рисовали, спрашивали одноклассников, я же сидел на задней парте и оценивал”.
Итак, Горошко уже не сидит за партой, даже за учительским столом, его методику успешно развивает жена, тоже преподаватель географии. Сам он чаще бывает не в школе, а в здании Думы на Петровке. И с помощью Александра Владленовича нам, возможно, удастся разобраться в новом образе “депутата Моссовета”. Так как же педагог оказался во власти?
“Однажды вечером звонок из окружного управления. Александр Владленович, приезжайте завтра на совещание молодых директоров. Это был 93-й год, – рассказывает Горошко. – Выступает тогдашний начальник Юго-Западного учебного округа Евгений Александрович Ямбург: “Формируется новый орган представительной власти в столице, и хотелось бы иметь в нем своего человека от образования. Опытных директоров жалко “снимать” со школ. Учителя же не знают проблем управления. Поэтому решили остановиться на молодых руководителях”. После того как все присутствующие рассказали о себе, единогласно сошлись на кандидатуре Александра Владленовича.
До выборов оставалось совсем немного, когда вместе со своим “крестным отцом” Евгением Ямбургом и некоторыми коллегами Горошко начал готовить предвыборную программу, листовки и включился в агитацию. “Образование – мощнейшая машина, которую в полном обьеме для выборов еще не использовал никто, – убежден Александр Владленович. – На школе, как на стержне, замыкаются все структуры, ведь, помимо профессии, должности, каждый человек еще и родитель”.
Специально “под Горошко” были организованы общешкольные родительские собрания, на которых будущий депутат обещал отстаивать в Думе вопросы образования. Возможно, это и принесло ему победу. После многодневного марафона перевес в пять тысяч голосов над еще семью кандидатами, в том числе от партии власти, показался вполне заслуженным.
“Случайных вещей не бывает, – считает Александр Владленович. – Если что-то случается – это не просто так. Когда шел на выборы, не думал о том, на что способен. Пусть мои возможности оценивают другие. Если же открылся шанс сделать для образования больше, то почему бы было не попробовать?”
Устремленность сделать что-то еще больше, видимо, убедила и остальных депутатов, которые избрали Горошко координатором Думы по вопросам образования. На единственных альтернативных выборах (по остальным кандидатам договорились без голосования) Александр Владленович также одержал убедительную победу.
Работа Думы строится через институт координаторства, где почти каждый депутат отвечает за определенное направление. Раньше у законодателей был целый Комитет по образованию, но сейчас в московском парламенте работают всего 35 депутатов (Моссовет насчитывал 495!), и поэтому нагрузка на Горошко, естественно, большая. Ведь, помимо школьных вопросов, необходимо еще решать проблемы своих избирателей – почти 240 тысяч человек из Ясенева и Бутова.
Для этого у Горошко есть в наличии персональная машина, пять помощников (не хватает еще одного, специально по образованию), закон о статусе депутата, который дает организациям только две недели для ответа на любой его запрос, а также право войти в любое учреждение для контроля выполнения законодательства и… огромное желание многое изменить.
Но прежде для этого Александр Владленович готовит законодательную базу. Полным ходом идет работа по созданию Закона об образовании Москвы. По словам Горошко, этот документ должен стать прозрачным, четким по критериям и механизмам реализации, а также закладывать стратегическую основу развития средней и высшей школы.
Недопустимо, чтобы столичный закон постигла участь федерального или даже Устава Москвы, считает депутат. Для того чтобы основополагающий для столицы документ заработал, надо принять еще 50 нормативных актов!
“При написании закона все время преследует мучительное противоречие – документ принимается не на один день, а ты знаешь, что денег в бюджете не хватает. Поэтому статья о том, что зарплата работника образования не должна быть ниже зарплаты работника промышленности, работать не будет. Знаю также, что правительство хотя и понимает важность образования, науки, но все равно даст на школы столько же денег, сколько на трубы, которые текут, разрушающиеся здания. Но все-таки я убежден, что должны быть приоритеты. Надеюсь, их и установит новый закон”.
К тому, чтобы идти “делать” Закон об образовании, Александр Владленович долго готовился. У него теперь три высших образования. К базовому геолого-географическому недавно добавилось психологическое (Академия государственной службы при президенте) и юридическое (Институт государства и права Академии наук России). Так что он теперь един в нескольких лицах.
Спрашиваю Александра Владленовича, не жалеет, что поменял профессию? Отвечает, что нет, что депутатство дает возможность решать важные для образования вопросы быстрее, чем на другом месте, но что-то на миг в нем меняется, светлеет. “Учительство – самое лучшее время, которое уже не вернешь. Когда входишь в класс и 30 пар глаз устремлены на тебя – это незабываемое ощущение. Директорство – уже не то. Со своими учениками (из разных классов) мы все каникулы были в походах, зимой, летом, осенью. Все знали меня – я знал всех”.
Промелькнули воспоминания, и снова перед нами депутат Московской городской Думы. Независимый (“Не могу смириться, что кто-то за меня решает”). Спортивный (“До сих пор играю в баскетбол, шахматы, плаваю”). Стойкий (“Не пью, не курю, не ем мяса, сплю шесть часов в сутки, причем на полу”). Вот такой новый образ получился.
Сергей САФРОНОВ
Комментарии