search
main
0

Высшее непосредственное выражение власти народа Выборы как институт народовластия в политической системе

В политической системе общества высшими институтами власти народа являются референдумы и свободные выборы. Складывались они на протяжении не одного столетия.
Основы общественного соглашения народа о передаче государству народных прав суверена впервые изложил Т. Гоббс в сочинениях “О гражданине” и “Левиафан”. Его идеи были оформлены во второй половине ХVIII века французским политическим мыслителем Ж.Ж.Руссо в цельную концепцию “Об общественном договоре, или принципы политического права”. В дальнейшем, с конца ХVIII века, договорные отношения общества и государственной власти стали закрепляться в конституционных документах вначале в США, Франции, а в дальнейшем в конституциях большинства стран мира.
“Высшим непосредственным выражением власти народа, – отмечается в Конституции Российской Федерации 1993 г., – являются референдум и свободные выборы” (ст. 3 п. 3).
Выборы органов представительной и исполнительной власти в ХХ в. стали естественным процессом в общественной жизни. Но даже сегодня далеко не все избирательные системы можно отнести к свободным, демократическим. Они по-прежнему зависят от политического режима той или другой страны.
В парламентарных республиках, где государственная система и гражданское общество взаимно уравновешены, “демократические выборы носят не просто символический характер, – отмечает бывший посол США в ООН Джин Киркпатрик, – это конкурентные, периодические, представительные и окончательные выборы, в процессе которых граждане, обладающие широкой свободой критиковать правительство, публиковать свою критику и предлагать альтернативы, избирают лиц, принимающих основные решения в правительстве”. Что означают критерии Киркпатрик?
Демократические выборы должны быть периодическими. Демократические страны не выбирают диктаторов или президентов пожизненно. Выборные официальные лица подотчетны народу и должны через предписанные периоды времени возвращаться к избирателям и испрашивать у них мандат на продолжение пребывания в должности. Это означает, что официальные лица в демократическом обществе должны смириться с тем, что избиратели откажут им в доверии. Когда выборы закончены, проигравшие должны принять решение избирателей. Если правящая партия проигрывает, она мирным путем передает власть. Кто бы ни выиграл, обе стороны дают согласие сотрудничать при решении общих проблем общества. Проигравшие, представляющие теперь политическую оппозицию, знают, что они не расстанутся с жизнью и не будут заключены в тюрьму. Наоборот, оппозиция, представлена ли она одной партией или несколькими, может продолжать участвовать в общественной жизни. Когда приходят следующие выборы, оппозиционные партии вновь имеют возможность бороться за власть.
Совершенно другими выглядят выборы в тех странах, где гражданское общество подчинено авторитарному режиму (хунты, олигархии, кланы, монополии одной партии). Правительства в таких странах устраивают спектакль выборов, придают проводимым выборам вид законности. В таких выборах может быть только один кандидат или список кандидатов без возможности альтернативного варианта.
Механизм выборов определяется избирательным законодательством, основная задача которого обеспечить одно из важнейших прав человека – право на голосование или право голоса. Сам термин “голосование” очень древний. Впервые оно применялось в античной Спарте. Здесь на общегородском собрании знати и воинов выбирался высший орган (герусия) власти посредством общих выкриков за того или другого кандидата. Тот, за кого громче и дольше кричали, становился членом герусии.
Понятие “урна” к нам пришло из другого греческого города – Афин. Участники экклесии (народного собрания) афинского полиса при принятии законов, выбора стратегов, объявлении войны и заключении мира голосовали черными и белыми камнями – бюллетенями, которые они опускали в квадратный ящик – урну. Черный камень у афинян обозначал голосование против. Отсюда и пошло выражение “бросить черный шар”, как синоним понятия “проголосовать против”.
Право голоса – это самое основное право, без которого все остальные формы участия граждан в политической жизни утрачивают смысл.
В конституциях демократических стран закреплен принцип всеобщности выборов. Он означает, что все граждане имеют право на активное (в качестве избирателей) и пассивное (в качестве кандидатов в органы власти) участие в выборах. Исключения определяются цензами: возрастным, имущественным, дееспособности, оседлости и другими.
Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” подтверждает, что все российские граждане, достигшие 18 лет, имеют право избирать. Право быть избранным, как правило, возникает у граждан более старшего возраста. Минимальный возраст для права быть избранным в представительный орган (Федеральное Собрание) и органы местного самоуправления составляет 21 год, а для права быть избранным президентом – 35 лет. Главой администрации субъекта Федерации можно стать с 30 лет. Эти правила установлены Федеральным законом, чтобы субъекты Федерации или муниципальные образования не допускали произвола в ограничении пассивного избирательного права. Активное и пассивное избирательное право не ограничивается по признаку пола, расы, национальности, должностного положения, принадлежности к той или иной религии или политической партии.
Лишены права избирать и быть избранными только граждане, признанные судом недееспособными (душевнобольные, слабоумные) и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Субъекты Федерации и муниципальные сообщества могут устанавливать определенный срок проживания в данном городе, данной области, крае. Но этот срок не может превышать одного года.
В зарубежных странах парламентской демократии избирательный принцип всеобщности осуществляется, как правило, на основе равного, прямого, состязательного, тайного и других принципов голосования. Обеспечить воплощение равного избирательного права далеко не просто. Выборы кандидатов в высшие представительные органы (конгресс, Госдума и др.) требуют одинакового числа избирателей. Соблюдение этого принципа во многом зависит от правильной “нарезки” избирательных округов. В США, например, считается допустимой разница в количестве жителей избирательных округов в 2 процента. В Российской Федерации в труднодоступных районах эта разница допускается до 20 процентов.

Современные избирательные системы, их сущность и практика применения в различных странах мира
Становлению современных избирательных систем предшествовала длительная борьба населения не только европейских государств, но и молодых стран Африки, Азии и Латинской Америки за предоставление им избирательных прав на демократических условиях и отмену всевозможных ограничительных цензов.
В 60-е годы нашего столетия в мире сложились две основные избирательные системы – мажоритарная и пропорциональная. До этого наибольшее распространение имела мажоритарная. Она бывает трех видов в зависимости от того, какого большинства для избрания требует избирательный закон – относительного, абсолютного (50 + 1 голос) или квалифицированного – две трети или три четверти от общего числа поданных голосов.
Сущность мажоритарной системы заключается в том, что депутатское место в каждом избирательном округе достается кандидату, который собрал установленное большинство голосов, а остальные кандидаты, как и стоящие за ними партии и движения, не набравшие нужного количества голосов, остаются вне парламента, законодательного органа субъекта федерации (штата, земли, области).
Пропорциональная избирательная система основана на том, что мандаты (в конгрессе, парламенте, Государственной Думе и т.д.) распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, поданных за каждую из них.
Выборы по системе пропорционального представительства проводятся как на общенациональном уровне, так и в масштабах округа. В первом случае избиратели голосуют за партии в масштабе всей страны. Во втором – вычленяются многомандатные округа, избиратели голосуют за представителей конкурирующих партий в масштабах округа. Места в выбираемый законодательный орган распределяются между партиями в зависимости от полученных ими голосов избирателей округа.
Каждая из этих избирательных систем имеет свои плюсы и минусы. Плюсом пропорциональной системы выборов является то, что она точнее учитывает волю избирателей: каждая партия получает столько мандатов, сколько процентов голосов она получила. Ее минус: избирателям трудно судить о личных качествах кандидатов, потому что они идут списком, подавляющее большинство из них просто неизвестны избирателю. Они голосуют “вслепую”, доверяя только лидерам или их программам. А это недостаточная гарантия того, что партия будет действовать в интересах избирателей.
У мажоритарной системы нет этого недостатка: здесь каждый кандидат известен избирателям округа. Он, как правило, “местный”, о нем во всяком случае легче получить необходимые сведения. Но у мажоритарной системы при любой партийной структуре есть и слабое место: теряется практически 49% голосов избирателей, если, разумеется, нет подавляющего перевеса победившего кандидата.
Практика применения охарактеризованных избирательных систем в разных странах современного мира далеко не одинакова. Так, страной “чистой мажоритарности” считается Великобритания. Во Франции она была введена в конце 50-х годов при президенте де Голле с целью укрепления власти правящих партий. Однако в 1981 и 1988 гг. избирательные системы менялись. В апреле 1993 г. Италия перешла от мажоритарной избирательной системы к избирательной системе пропорционального представительства. Последняя применяется в Финляндии, Австрии, Португалии, а также в ряде других стран. Своими особенностями отличается избирательная система в ФРГ. Для нее характерны, во-первых, удачное сочетание пропорционального и мажоритарного принципов; во-вторых, умеренно высокий входной порог, ограждающий парламент от попадания туда представителей ультрарадикальных организаций как левого, так и правого толка; в-третьих, принцип смешанного, или двойного голосования, когда избиратель имеет возможность поддержать кандидата по одномандатному округу от одной партии и выразить доверие списку кандидатов, выставленных другой партией.
Избирательная система Российской Федерации во время выборов в Федеральное Собрание в декабре 1999 года, как и в 1995 г., также характеризовалась некоторыми особенностями. При выборах депутатов Государственной Думы была применена смешанная пропорционально-мажоритарная избирательная система. В соответствии с ней половина из 450 депутатов этой палаты избиралась, как и в 1993 г., по одномандатным округам (мажоритарная избирательная система), тем самым была сохранена преемственность. Мажоритарный принцип был оставлен для выборов в Совет Федерации и половины мест Государственной Думы. Другая половина депутатов Государственной Думы избиралась по спискам, выдвинутым избирательными объединениями (партиями, блоками партий, движениями), то есть на основе пропорциональной избирательной системы. При этом для составления федеральных общенациональных списков необходимо было предварительно собрать не менее 200 тысяч подписей избирателей, а для получения и распределения мандатов избирательным объединениям – набрать не менее 5 процентов голосов.

Примечания к параграфу
Основные понятия: выборы, типы и классификация выборов, принципы выборов, избирательное право, мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы.

Вопросы и задания
1. Назовите формы непосредственного народовластия в странах западного мира и в России. Через какие государственные структуры осуществляется народовластие в РФ?
2. Когда и где впервые зародились выборы представительной власти “голосованием бюллетенями”?
3. Какие избирательные системы вам известны? Проведите их сравнительный анализ.
4. Раскройте правовые основы избирательных систем по выборам президента, парламента и местных законодательных органов в РФ. Чем, на ваш взгляд, обусловлено введение в РФ смешанной мажоритарно-пропорциональной системы выборов?
Михаил ШИЛОБОД,
главный научный сотрудник Института общего образования Министерства образования РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте