search
main
0

Высшее из искусств. В семье у ребенка складывается представление о мире, о добре и зле

Одного-единственного ребенка далеко не всегда можно воспитать добрым, справедливым, трудолюбивым, готовым к общественному служению. В многодетных семьях это сделать проще. Однако и здесь от родителей требуется максимум усилий, потому что и в этой ситуации дети не научатся любить своих близких. Главное, чтобы дети не чувствовали себя ни избранными, ни изгнанниками.

Воспитание детей – высшее из искусств. Как скульптор из бесформенной массы, мрамора, дерева ваяет художественное произведение, так и родители из ничего не умеющего, не знающего, как вести себя с другими людьми, человечка стараются воспитать внутренне и внешне совершенного. Один педагог сказал: воспитать настоящего человека – это все равно что сделать научное открытие.

Священник, психолог, многодетный отец Илия Шугаев в своей книге «Растим сына, растим дочь» рассказывает о том, как в большой семье воспитать достойного семьянина, умеющего любить, прощать, сострадать. Период развития ребенка он делит на несколько этапов: от рождения до 3 лет; от 3 до 7; от 7 до 10; от 11 до 14 и от 14 до 18. Каждому соответствует свой педагогический метод.

Одна главка называется «Место ребенка в семье». Если главным в доме является не отец, как и должно быть в семейной иерархии, а ребенок, он станет себялюбом, которому нет дела до родных и близких. По мнению автора книги, в 50-х годах прошлого века в отношении к детям произошел переворот. Появился лозунг: «Все лучшее – детям». И никто не усомнился в его справедливости. Стало обычным, когда на вопрос: «Кому в вашей семье достается лучший кусок?» следовал ответ: «Конечно, ребенку». Дети быстро привыкают, что они имеют особые привилегии в семье, потому что они маленькие. Ребенок ощущает себя особым, избранным.

У него не должно быть никакого превосходства над отцом и матерью, бабушкой и дедушкой, старшими братьями и сестрами. Если в течение первых 17 лет он привыкает к тому, что ему положен лучший кусок, потому что он меньше всех, то это останется на всю жизнь. И став взрослым, он всегда сможет найти повод, за какие «заслуги» его следует выделять среди остальных.

Семья – самая необходимая для детей среда. Однако многие из них до школы посещают детский сад. Там, в коллективе сверстников, все одинаковые, нет ни старших, ни младших, кроме воспитателя, конечно. Но это, как утверждает Илия Шугаев, неестественная обстановка, потому что так устроено природой: не может женщина одновременно рожать 15-20 детишек. Все воспитание в многодетной семье построено таким образом, что младшие слушаются старших, а старшие привыкают заботиться о маленьких. В детском саду нет этого духа послушания и заботы. Хотя хорошие педагоги учат детей послушанию и заботливости, но обстановка детсада не столь благоприятна, как в семье.

Если мы хотим вырастить настоящего гражданина, хорошего семьянина, для этого необходима семья, где у каждого есть свои права и обязанности. В ней есть начальники и есть подчиненные. Ребенок привыкает к правильному отношению и к старшим и младшим. И потом он это переносит и во взрослую жизнь. Если малыш ходит в детский сад, то родителям нужно больше проводить времени с ним.

Опыт в семье передается благодаря совместному труду. Воспитание мальчиков и девочек разное. Из мальчика должен получиться хозяин, кормилец, помощник, строитель, умелец. Приучать малыша к труду нужно с 3-4 лет. «Если в этом возрасте ребенок не научится трудиться, то лень будет чертой его характера».

Девочка, помогая матери, общаясь с ней, усваивает женский тип поведения. Вот черты, которые автор считает необходимым у нее развить, используя игры. Игра в принцессу поможет ей, когда она станет девушкой, строить со своим принцем чистые, романтические отношения. Роль Золушки поспособствует вырасти умелой, трудолюбивой хозяйкой. Игра в куклы подготовит к миссии матери.

Почему-то в наш прагматичный век многие подростки вырастают инфантильными, не умеющими жить и действовать самостоятельно. И это особенно заметно в однодетных семьях, где ребенка оберегают от труда, ответственности, обязанностей, без совместной работы у него нет возможности подражать родителям. Ребенок отстранен от взрослых забот.

Когда закладывается привычка к труду благородная? Уже в 4-6 лет у детей должны быть какие-то обязанности. В четыре года малыш чувствует ответственность за порученное дело.

В семье Илии Шугаева оберегают детей не от труда, а от влияния современных мультфильмов с драками, с подавлением слабого сильным. Оберегается психика ребенка, и он вырастает сильным человеком. Нельзя «закалять» душу и нервную систему ребенка видом крови и насилия. Иначе у него огрубеет сердце, и тогда настоящая боль не будет им замечена. А по отношению к родителям, другим родным он не проявит жалости и сострадания.

«Перед мальчиком надо рисовать красивый образ мужественности, силы, решительности, храбрости. Перед девочкой образ нежности, заботливости, отзывчивости: «Григорий, помоги донести, ты у нас самый сильный». Ребенок назначен быть сильным, и он с радостью исполняет это свое назначение». Образы защитника, воина, героя мальчик осваивает, играя в войну, в богатырей. Хвалить заранее – этот прием у Илии Шугаева вполне оправдан. Тем самым в душе ребенка затрагиваются лучшие стороны.

Именно в семье у ребенка складываются первые представления о мире, что есть добро и зло, и что от него тоже зависит, какое начало победит – доброе или злое.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте