search
main
0

Высшая ступень страдания – сострадание. Гражданские мотивы на уроках литературы

Федор Михайлович Достоевский прожил нелегкую жизнь, в которой ни одно страдание не обошло его стороной. Он испытал все, что только можно испытать в жизни – бедность, одиночество, тяжкую болезнь, падения и взлеты, губительные страсти, смерть самых дорогих ему людей, предательство друзей, был приговорен к расстрелу и чудом избежал смерти, отбывал каторгу. И при всем при этом – мучительная внутренняя работа; болезненное, надрывное осмысление человеческой сущности. Для Достоевского душа человека была самой величайшей тайной. И все свое творчество он посвятил исследованию души человеческой, его внутреннего «я», обнаружив при этом глубокие познания в психологии.

Одной из глубинных величин тем бытия была для Достоевского тема страдания – страдание отдельного человека, страдания человечества, религиозное страдание. И кто, как не Достоевский, переживший за свою жизнь «муки тысячелетий», мог постигнуть истоки, смысл и цель страданий.

В произведениях Достоевского страдание является неотъемлемой частью человеческой жизни. С мукой человек рождается, с мукой умирает. И муки физические сопровождаются муками духовными, и нет их страшнее, ибо они терзают душу, отнимают спокойствие, поселяют страх и злобу в душе. И тогда наступает тупик, из которого люди выходят разными путями – одни ввергаются в бездну и губят свою душу до конца, другие через страдание приходят к Богу и обретают вечность.

Федор Михайлович не ставил перед собой цели показать нам положительного героя, образец для подражания. Но он очень тонко и глубоко раскрыл истинную человеческую сущность, темное начало, так называемого подпольного человека. Таким является Раскольников. Идею написания такого романа Достоевский вынес еще с каторги. Раскольников – герой-аморалист, который позволил своим темным силам души выйти наружу. Он не задушил в себе зарождающееся зло, а, напротив, развил собственную теорию, которой доказывает, что он является частицей мирового зла.

Как могла овладеть человеком такая демоническая сила? Безусловно, для этого была почва, были причины как внешние, так и внутренние. Внешние причины – это крайняя нищета.

Раскольников постоянно хочет вырваться из стен своего злополучного дома. Комната – как безвоздушное замкнутое пространство, где он задыхается от недостатка света и мысли. Стоит ему остаться одному в этой комнате, как на него спускается зло, он позволяет рождаться самым отвратительным мыслям в своей голове, он – демоническая личность. На мой взгляд, здесь уместна мысль философа Мочульского о том, что «Раскольников возжаждал освобождения от Бога – и достиг его; свобода его оказалась беспредельной, но в беспредельности его ждала гибель: свобода от Бога рождалась как чистый демонизм». Раскольников как бы заперся в своем подполье. Вся его жизнь ушла в мысль. Только в такой тесной и низкой каморке, как у Раскольникова, похожей на гроб, могла родиться дикая идея о преступлении.

Достоевский открыл и показал двойственную натуру человека, его «подпольность». С одной стороны, Раскольников отзывчив и добр, он чутко реагирует на страдания других людей, не только близких ему, но даже совсем незнакомых. Душа его открыта для страдания. Но в то же время он – бунтарь по духу, он не может равнодушно видеть несправедливость, не может понять причины и смысла страдания людей, он далек от Бога. Он только понимает, что не может больше пассивно тосковать и страдать, что ему необходимо непременно на что-то решиться. И в голове его зреет чудовищный план убийства и ограбления старухи-процентщицы. С одной стороны, жизнь мерзкой никому не нужной старухи, с другой – облагодетельствованные, осчастливленные близкие ему люди.

Раскольников приходит к сознанию своего бессилия перед лицом мирового зла, ему кажется, что смирение и жертва бесплодны, добро недейственно. Его диалектика приводит его же к абсурду, к хаосу: он убивает человека из любви к человечеству, совершает зло из любви к добру. Он безбожный гуманист, старая правда для него стала ложью. Он убежден, что смирение и жертва приводят к гибели. Что ж, принимать эту гибель? Разве человек не имеет права на жизнь? Нарушить старый моральный закон безнравственно, а разве погубить себя – нравственно?

Раскольников – двойственная натура. Выходит, что демонизм не вытесняет в нем гуманизма. Тот же случай с пьяной девочкой подтверждает это. Ему больно за ее разрушенную, сломанную жизнь. Он спасает ее от надругательства подлого Свидригайлова. И тут же думает: а какая ему, собственно говоря, разница? Вот он, гуманизм, в сочетании с демонизмом. Путь демона ведет к гибели.

Раскольников был горд и надменен, он считал себя выше других и страдал оттого, что его не ценили. «Почему меня забыли?» Он создал целую теорию, в которой делит людей на два разряда: великих (или право имеющих) и тварей дрожащих. Он хотел доказать себе, что он право имеет, право на разрешение крови по совести.

Достоевский показал, что истоки страданий Раскольникова начинаются с нравственного падения, с греховных чудовищных мыслей об утверждении себя в роли «сверхчеловека», имеющего право решать за людей и распоряжаться их жизнями. Достоевский, стоящий на позициях христианского учения, показывает, к какой пропасти приводят человека такие теории. Если человек отдаляется от Бога, значит, он приближается к злу.

На каторге Раскольников продолжает мучиться. Но не ужасы каторжной жизни занимают его сердце и ум, он страдает от уязвленной гордости, он стыдится того, что именно он, Раскольников, «погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо». Он задает себе вопросы: зачем ему жить, к чему стремиться?

Донесение на себя, суд, каторга… Но духовной развязки еще нет. Раскольников не раскаялся и не воскрес.

Но Достоевский не позволяет своему герою погибнуть окончательно в темноте и заблуждении. Любовь Сони, готовой разделить с ним его страдания, готовой нести крест с ним вместе, воскрешает Раскольникова. «Сердце одного заключало бесконечные источники жизни для другого». Им оставалось еще семь лет, а до тех пор «сколько нестерпимой муки и сколько бесконечного счастья».

Раскольников прозрел, он понял, что его преступление было безумием, но безумием в прошлом. Он начал возрождаться для жизни и любви. Любви к Соне, к людям. Достоевский говорит, что перерождение Раскольникова будет постепенным «обновлением человека», «постепенным переходом его из одного мира в другой». На протяжении всего романа Достоевский проследил грехопадение человека, вкусившего запретное яблоко, и воплотил идею о перерождении, очищении и воскрешении падшего человека.

На примере Раскольникова Достоевский показывает, какой путь ждет человека, если он на зло начинает отвечать злом. Убийство само по себе не может решить никаких проблем, а только тянет за сбой цепочку новых злодеяний. Таким образом, на примере Раскольникова показан основной смысл страдания – что оно есть справедливое возмездие за нравственное зло, отъединение от Бога и ближних.

У русской женщины, по мнению Достоевского, есть три пути в жизни: сойти с ума, погибнуть или жить, продавая себя. Этот последний путь выбирает Соня. Но это был необходимый шаг. Она жила в постоянных упреках со стороны Катерины Ивановны, жила в нищете и в голоде. Она видит страдания своих меньших братьев и сестер, страдания Катерины Ивановны и отца. И все же она последние деньги отдает отцу. Ей же выпадает участь помочь и Раскольникову. Он чувствует в ней силу жизни, силу добра и неосознанно тянется к ней. Он именно ей, ей одной, поведал свои страшные мысли и признался в совершенном грехе. И только в том, что не вынес – «не преступил», а остался «тварью дрожащею», видит Раскольников свое преступление. Казни одиночества и отчужденности не выдерживает Раскольников. Он идет к Соне. Оказалось, что «действовать, жить и любить можно только вместе с людьми». Соня склоняется перед великим смыслом бытия: «Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

Один из философов писал: «Смысл бытия человеческого в том, чтобы человек всегда мог преклониться перед безмерно великим», что и сумела сделать Соня. Она источает добро и свет. Раскольников вроде бы и тянется к этому свету, но зло постоянно пытается победить в нем.

Она несет свой крест. Наш знаменитый философ Иван Ильин писал, что «нужно учиться страдать достойно и одухотворенно». Соня несет свой позорный жребий достойно. Она верует в величайшее добро на земле: в Бога. Она и Раскольникова наставляет на путь истинный. «Над вечной книгой склонились блудница и преступник». Она дает ему Евангелие, когда он идет на каторгу.

На каторге Раскольников меняется, хотя и прилагает к этому огромные силы: «Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить…». Образ Христа станет для него самой высокой мерой человечности. И Иисус не «благотворный философ», а «источник жизни», скажет Раскольников, обратясь к Евангелию.

Достоевский выводит как итог идею очищающего страдания. О чем думал Достоевский, рисуя гибельное «подполье» личности Раскольникова? Наверное, о том, что человеку, чтобы возродиться, «восстановиться», надо нравственно переродиться. Главное – это раскаяние. Соня советует Раскольникову выйти на площадь, чтобы перед всей толпой излить душу. Искренне раскаявшийся грешник хочет еще более пострадать, чтобы искупить свое злодеяние. Но у Раскольникова до каторги нет истинного покаяния, он не готов еще принять самое страшное страдание. Он зовет с собой на каторгу Соню, он как бы хочет переложить часть своих страданий на ее плечи. Он хочет, чтобы его крест несли они вместе.

Роман заканчивается предсказанием «обновления» героя, его перерождения.

Достоевский придает огромное положительное значение страданию. Христианину недостаточно знать причину существования страданий в мире, ему необходимо еще открыть смысл страдания. Основной смысл страдания состоит в том, что оно есть справедливое возмездие за зло. Об этом говорит Достоевский в своем романе «Братья Карамазовы».

«Важнейшими причинами страдания являются угнетенность, униженность и несправедливость, сострадание к мучениям и смерти любимого человека и близких, душевная безысходность», – писал немецкий философ Лаут. Как же не затронуть тему безвинного страдания – страдания детей. Достоевский сам размышляет об этом устами одного из героев. «Представь: грудной младенчик на руках трепещущей матери, кругом – турки. У них затеялась веселая штучка: они ласкают младенца, смеются, чтобы его рассмешить, им удается: младенец рассмеялся. В эту минуту турок наводит на него пистолет в четырех вершках… от его лица. Мальчик радостно хохочет, тянется ручонками, чтоб схватить пистолет, и вдруг артист спускает курок, прямо ему в лицо и раздробляет ему головку».

Такие издевательства над детьми есть одна из сторон мирового зла. Как же совместить бытие Бога с существованием зла в мире? Иван Карамазов в романе Достоевского «Братья Карамазовы», как и Раскольников, задается вопросами: в чем смысл бытия человека на земле, почему человечество истребляет себя, для чего существует страдание, почему Бог допускает страдание?

Иван – образованный, умный; закончил курс естественных наук. Он атеист, вольнодумец, скептик. Он разочаровался в людях и признается, что «никогда не мог понять, как можно любить своих ближних». Но он болезненно любит детей и не может смириться с их страданиями. Как и Раскольников, Иван создает свою теорию. Страдания «больших» людей он еще может как-то объяснить: во-первых, потому что «они отвратительны и любви не заслуживают»; а во-вторых, «у них есть и возмездие: они съели яблоко и познали «добро и зло». Но деточки ничего не съели и пока еще ни в чем не виноваты».

Иван бунтует – он не может принять религиозного смирения и покорности. Отвергая Бога, Иван отвергает тем самым и абсолютные ценности – красоту, нравственность, добро, истину. Утрата способности любви к Богу и ближнему ведет за собой разрушительные последствия в душе Ивана – если нет Бога, значит, нет и бессмертия; а если нет бессмертия, нет и наказания за содеянное; стало быть, все позволено. Такая логика неизбежно приводит к злодейству – и нравственному, и физическому.

Иван ненавидит и презирает своего развратного отца, но в их взглядах есть общее. Чтобы отогнать от себя страх перед расплатой за свои грехи, Федор Павлович убеждает себя, что ада нет, значит, и страшиться нечего.

После убийства отца душа Ивана начинает метаться и испытывать угрызения совести. В глубине души он сознает, что виновен.

Душа Ивана мечется между двумя правдами: той, по которой совести нет и все позволено, и другой, отвергаемой им правдой совести. Он убеждал себя, что Бога нет и черта тоже нет. Но черт взял и явился ему в ночном кошмаре, и Иван поверил в него: даже чернильницу в него запустил, хотя и продолжал твердить ему свое «нет». Черт – это все злое и отрицательное, накопившееся в душе Ивана. Иван и сам понимает это.

Иван все-таки решает идти в суд, чтобы донести на себя. Но, как и Раскольников, он хочет сделать это из презрения к людям: «О, завтра я пойду, стану перед ними и плюну им всем в глаза!» Алеша определил так болезнь Ивана: «Муки гордого решения, глубокая совесть!» «Бог победит!.. Или восстанет в свете правды, или… погибнет в ненависти, мстя себе и всем за то, что послужил тому, во что верит», – думает Алеша.

И пошел Иван на суд. Но кто его привел туда? Бог или Дьявол? Об этом можно только догадываться. Но борьба холодного разума над совестью не прошла для Ивана бесследно – он сходит с ума. Достоевский хотел показать, как опасно для человека постигать мир только холодным эгоистическим разумом, создавая собственные теории относительно добра и зла, подвергая сомнениям смысл созданного Богом бытия. Глубокая вера не нуждается в умозаключениях и в хитроумных доказательствах бытия Бога. Чувство для Достоевского является более высокой ступенью познания, чем мышление. «Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не впасть – вот в чем жизнь, в чем задача ее. Я сознал это», – писал Достоевский.

Стефан Цвейг, исследователь творчества Достоевского, удивительно точно вывел формулу сущности философии страдания у писателя. Он пришел к мысли, что только любовь помогает открыть сердце навстречу людям, принять их страдания в свою душу, подняться на высшую ступень страдания – сострадание.

Достоевский раскрыл нам все ступени страдания: безвинное страдание детей, страдание матери, страдание жертвы и страдание преступника.

Достоевский касается одной из вечных тем бытия – грехопадения человека. Грехопадение было познанием зла. «Атом лжи проник в их сердце и понравился им». Самое важное – вовремя осознать свою вину, свой грех и искупить его. «Искренне раскаявшийся грешник хочет еще более пострадать, чтобы искупить свое злодеяние, он способен понять, что ему нужны эти страдания, чтобы вступить на иной путь», – писал немецкий философ Лаут. И оказался прав. Действительно, каково с грехом-то на душе жить! И только глубинная вера в Бога возвращает этих людей на праведный путь.

На земле людям уготованы великие страдания. Наша обязанность – выдержать их, не сломиться, не поддаться искушению злом, а пронести страдание через всю жизнь так, как будто это величайшее счастье, ибо «в страдании всегда есть доля счастья». Там, где Достоевский возвеличивает страдание, он имеет в виду страдание как неизбежное следствие нравственного зла, очищающее душу от этого зла. Своим художественным мастерством Достоевский борется против страданий и содействует восхождению личности к совершенному счастью, освещая «глубочайшие тайники сердца», в которых гнездится зло, и помогает освободиться от этого зла.

Олеся ГУНДИНА, студентка

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте