30 ноября Пограничной академии ФСБ России исполняется 80 лет. Она ведет свою историю от созданной в 1923 г. Высшей пограничной школы ОГПУ, с тех пор не раз меняла название.
В 1927 г. вуз награжден Красным Знаменем, в 1933 г. – Почетным знаком ВЧК-ОГПУ, в 1936 г. – орденом Ленина, в 1943 г. – орденом Красного Знамени.
В годы Великой Отечественной войны многие его питомцы сражались с врагом, командовали фронтом и армиями, корпусами, дивизиями и частями, руководили партизанским движением. В их числе генерал-полковники
И.А. Артемьев, С.С. Бельченко, И.А. Кузовков, Т.А. Строкач; генерал-лейтенанты И.А. Богданов, И.И. Масленнинков; генерал-майоры М.А. Еншин, Д.В. Крамарчук, К.И. Ракутин, К.Ф. Телегин. Среди воспитанников вуза – генерал армии В.А. Матросов, генерал-полковник И.Я. Калиниченко, герои послевоенных лет – Д.В. Леонов, В.Ф. Попков и нынешнего времени – С.В. Барков, Э.А. Ладыгин, О.П. Хмелев и другие.
78 слушателей удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России. Всего в стенах вуза подготовлено свыше 30 тысяч офицеров с высшим образованием для Пограничных, Внутренних, Железнодорожных войск и войск ПВО, а также для ряда зарубежных государств.
Начальник Пограничной академии Федеральной службы безопасности РФ генерал-полковник Виктор ЗЕМЦОВ отвечает на вопросы «Военного образования».
– Виктор Иванович, каковы место академии в системе подготовки кадров границы и характер их образования?
– Наша академия – государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального подчинения. Она реализует образовательные программы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования, выполняет функции ведущего пограничного учебного, методического и научного центра в системе профессионального образования ФСБ России. На ее базе действует учебно-методическое объединение высших пограничных учебных заведений по образованию в области управления защитой и охраной государственной границы РФ. В структуре вуза – основные учебные подразделения (факультеты, кафедры), подразделения обеспечения и обслуживания.
У нас осуществляется подготовка офицерских кадров по следующим специальностям: управление соединениями и частями Пограничной службы; управление органами пограничного контроля; управление социальными процессами; управление социальными процессами со специализацией «Кадровая работа»; управление оперативными органами.
Академия – первый вуз оперативно-тактического уровня, который вышел на разработку государственного образовательного стандарта высшего специально-профессионального образования в сфере защиты и охраны государственной границы.
С 1 сентября 2000 г. мы перешли на обучение слушателей по новым учебным планам и программам, в которых по сравнению с прежними, уделено больше внимания подготовке специалистов-управленцев за счет увеличения доли практических видов занятий, усиления связи учебного процесса с практикой оперативной и служебно-боевой деятельности органов и войск Пограничной службы.
В 2001 г. академия успешно прошла государственную аттестацию в Министерстве образования и получила право вручать нашим выпускникам дипломы государственного образца. До этого мы, как и все вузы силовых структур, вручали ведомственные дипломы.
Немаловажно, что академия входит в учебно-методическое объединение вузов по лингвистическому образованию, офицеры, обучающиеся по специальностям «Управление органами пограничного контроля» и «Управление оперативными органами» получают дополнительную квалификацию «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», а слушатели факультета дополнительного образования и адъюнкты – дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы».
Ежегодно из стен академии выпускается более 200 офицеров. У нас обучаются представители пограничных ведомств стран ближнего и дальнего зарубежья – Украины, Беларуси, Казахстана, Армении, Таджикистана, Молдавии, Киргизии, а также Монголии и Вьетнама.
– Каков научно-педагогический потенциал вуза?
– Наш профессорско-преподавательский состав в полной мере отвечает высоким требованиям, предъявляемым к педагогам высшей школы. Более 60% преподавателей имеют ученые степени и звания, в том числе более 10% – доктора наук. Отмечу, что эти показатели превосходят требования, установленные Министерством образования. В академии трудятся 27 докторов наук, 123 кандидата наук, 17 академиков, 35 профессоров, 70 доцентов. Ученые нашего вуза – академики В.А. Дмитриев и Г.П. Попов являются лауреатами международного конкурса «Элита информационного мира», проводимого под эгидой ЮНЕСКО.
Творчески с опорой на достижения науки и значительный опыт службы в войсках обучают слушателей заслуженные специалисты, ученые, профессора Ю.И. Бочорадзе, А.Н. Брижик, В.Я. Буракшаев, М.П. Базина, В.Н. Висовень, В.П. Давыдов, Л.М. Казначеева, Г.А. Лопухов, Н.И. Макаров, Г.П. Попов, Ю.В. Романов, К.В. Регуш, О.Х.-А. Рахимов, Л.Ф. Железняк и многие другие.
Усилиями ученых академии созданы и продолжают развиваться 10 научных школ. На ее базе созданы и результативно работают отделение погранологии Международной академии информатизации (это единственное в мире объединение ученых, работающих в области информационных процессов и технологий, применяемых в охране пограничных пространств) и отделение пограничной политики Академии геополитических проблем. Цель этих организаций – содействие развитию погранологии как новой особой отрасли знаний о границе, происходящих там процессах и научных основах деятельности государственных органов по защите интересов в этой сфере.
Пограничная академия выступает главным разработчиком или активным участником подготовки всех базовых нормативных правовых и теоретико-методологических документов для пограничного ведомства, а также федеральных законов, касающихся различных сфер деятельности Пограничной службы ФСБ России.
Реализация результатов научных исследований по проблемам охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой области, в которой участвуют и ученые филиала Пограничной академии в Анапе, позволила существенно увеличить поступления в бюджет государства.
– То есть у научных разработок есть конкретная практическая отдача?
– Безусловно.
Среди приоритетов нашей научной деятельности на первое место, конечно, следует поставить научное обеспечение образовательной деятельности, научно-исследовательские работы, такие, например, как недавно завершенная – «Образование». Ее результат – конкретные предложения по совершенствованию процесса подготовки кадров практически во всех структурных подразделениях академии. Другое направление – разработка учебников и пособий. Кстати, подготовленному у нас труду «Педагогика высшей школы ФПС России» гриф «Учебник» был присвоен Министерством образования, что говорит о высоком качестве труда и профессионализме авторов.
Определяющими остаются разработки проблем теории и практики защиты и охраны государственной границы. К примеру, по материалам научно-исследовательской работы «Фрегат» разработаны рекомендации по повышению роли оперативных органов Пограничной службы в защите экономических интересов России в ее морских пространствах. В целом же около 40% разрабатываемых в академии научных трудов направлены на решение проблем деятельности пограничных органов и войск.
– Кроме слушателей, у вас готовят адъюнктов и даже докторантов. Чем это обусловлено?
– Действительно, академия заинтересована в подготовке научно-педагогических и научных кадров для вузов и органов управления профессиональным образованием Пограничной службы. Основные ее формы – адъюнктура и докторантура по очной и заочной формам, а также прикрепление соискателей.
Общее и научно-методическое руководство работой адъюнктуры, докторантуры и контроль осуществляет Министерство образования России. Подготовку научно-педагогических и научных кадров контролирует руководство Пограничной службы через соответствующие подразделения.
В Пограничной академии созданы и успешно действуют 2 диссертационных совета, которые принимают к защите докторские и кандидатские диссертации по военным, историческим, философским и педагогическим наукам.
– Как отражается опыт «горячих точек» границы на подготовке слушателей и преподавателей?
– Среди преподавателей академии немало офицеров, прошедших испытания Афганистаном, Таджикистаном и Чечней. В вооруженных конфликтах участвовали и 87 наших слушателей. 5 офицеров – подполковники В.В. Гриневич, С.А. Иванов, майоры А.Ю. Вассов, А.Д. Куренков, А.Л. Ломов – награждены «Орденом мужества», 8 – медалью «За отвагу», 2 – медалью Жукова, 11 – медалью Суворова, 47 – медалью «За отличие в охране государственной границы». Боевой опыт всех этих офицеров обогащает учебно-воспитательный процесс.
В стенах академии всегда чувствуется живое дыхание границы. Постоянная связь с ней – одно из необходимых условий высокого качества учебного процесса. Этому способствуют встречи с представителями пограничных органов и войск, стажировки слушателей, изучение опыта службы выпускников, защиты и охраны границы, другие мероприятия.
Наши преподаватели проходят войсковую стажировку на тех направлениях, где наиболее сложная обстановка, применяются новые формы и методы, организуется тесное взаимодействие с частями Минобороны. Это в первую очередь граница с Грузией, таджикско-афганский рубеж.
– Кроме основной программы обучения у вас есть курсы повышения квалификации. В чем их особенность?
– В соответствии с лицензией на право образовательной деятельности реализуются дополнительные послевузовские образовательные программы, ведется переподготовка и повышение квалификации специалистов на базе факультета дополнительного образования.
В частности, в филиале академии в Анапе повышают квалификацию морские специалисты Пограничной службы. В июне 2002 г. филиал успешно прошел экспертизу и получил лицензию на право образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования. За три последних года там подготовлено более 500 сотрудников Пограничной службы.
– Как академия использует широкие возможности духовной, культурной жизни Москвы для воспитания слушателей?
– В этом направлении у нас накоплен солидный опыт. Большую работу по патриотическому воспитанию слушателей проводит ветеранская организация академии, насчитывающая 286 человек и возглавляемая Ф.И. Болкуновым.
В канун 14-й годовщины вывода советских войск из Афганистана при взаимодействии с общественными организациями проведено организационное собрание (59 человек) ветеранов войны в Афганистане академии. Председателем совета ветеранов избран полковник И.А. Ефименко. 29 октября нынешнего года Региональная общественная организация ветеранов войны в Афганистане Пограничной академии зарегистрирована в Главном управлении Минюста РФ по Москве.
Организовано взаимодействие с вузами и общественными организациями столицы, местной администрацией. На основе Соглашения между правительством Москвы и Пограничной службой России о сотрудничестве в социальной и культурной сфере командование академии поддерживает рабочие контакты с префектурами Северного и Центрального административных округов, муниципальным районом «Беговой».
Гостями Пограничной академии были народные артисты СССР Михаил Ульянов и Мира Кольцова, народные артисты России Василий Лановой, Александр Малинин, Надежда Кадышева, Михаил Ножкин, Николай Калинин, скульптор Вячеслав Клыков, знаменитые актеры кино Борис Хмельницкий, Валерий Золотухин и многие другие.
В расписании занятий предусмотрен специальный день для посещения слушателями музеев, выставочных и культурных центров, картинных галерей и театров, других культурно-зрелищных учреждений Москвы. Более 50% из них организуется на шефской основе.
– В чем главные проблемы и перспективы развития академии?
– В рамках подготовки к предстоящему в 2006 г. повторному лицензированию, аттестации и аккредитации в академии развернута работа и уже пройдено более половины пути в разработке государственного образовательного стандарта, учебных планов и программ третьего поколения, которые обеспечат функционирование системы непрерывной подготовки офицеров всех звеньев управления.
В связи с включением Пограничной службы в состав ФСБ России перед нами стоит первоочередная задача трансформации системы образования Пограничной службы в систему образования ФСБ.
Кроме того, предстоит большой объем работы по дальнейшему развитию взаимосвязи профессионального образования – от кадетского корпуса, военных институтов до академии.
Постоянной заботы требует также улучшение социально-бытовых условий педагогов и слушателей.
Вопросы задавал Сигитас СПАНГЕЛИС
Комментарии