12 июня 1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. В честь этого события с 1994 г. в нашей стране отмечают государственный праздник – День принятия Декларации о суверенитете России, который с 1998 г. получил название День России.
Принятие Декларации о государственном суверенитете России стало этапом становления институтов ее власти и управления. Согласно Декларации суверенитет провозглашен во имя обеспечения каждому человеку права на достойную жизнь, свободное развитие, пользование родным языком, а каждому народу – права на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах. Ровно через год, 12 июня 1991 г., в России был избран Президент – Б.Н. Ельцин.
После событий августа 1991 г., когда ГКЧП (Госкомитет по чрезвычайному положению) попытался резко переломить ситуацию в стране, но потерпел поражение, фактически вся полнота государственно-политической власти перешла от союзного центра власти России. В сфере государственного строительства важнейшей задачей ее руководства стало решение проблемы сохранения территориальной целостности страны. Уже с 1990 г. автономные республики в составе РСФСР повысили свой статус до уровня союзных, что значительно расширило их суверенные полномочия. В условиях структурного экономического кризиса, разрушения традиционно сложившихся хозяйственных связей между регионами России усилились центробежные тенденции. Это создавало для России реальную угрозу повторения судьбы Союза ССР.
Сохранение Российского государства как единой многонациональной державы, основанной на принципах федеративного устройства и действительного равноправия, зависело от единства и взаимодействия федеральных и местных органов власти и решимости высших исполнительных структур России в отстаивании целостности государства. 31 марта 1992 г. после длительных переговоров и дискуссий большинство субъектов Российской Федерации подписали в Кремле Федеративный Договор. Этот документ разграничивал предметы ведения и полномочия федеральных и региональных органов власти и управления. К числу субъектов Российской Федерации были отнесены республики, края, области, автономные образования, города Москва и Санкт-Петербург. От подписания Федеративного Договора воздержались лишь лидеры Татарстана и Чеченской Республики. Они заявили о полном суверенитете и независимости от федеральных органов.
В 1992 – 1993 гг. в высшем эшелоне власти российская государственность была представлена тремя ветвями власти – законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый из депутатов двухпалатный Верховный Совет), исполнительной (Президент РФ и назначаемое им Правительство, Председателя которого по представлению Президента утверждал Съезд народных депутатов) и судебной. Систему судебных органов венчал Конституционный Суд, состав которого также избирал Съезд народных депутатов.
В действовавшей тогда Конституции России с внесенными в нее поправками и изменениями функции и пределы компетенции разных ветвей власти не были четко определены. Поэтому в ситуации, когда развернулся процесс выбора конкретной формы государственности, она объективно не могла играть роль общепризнанного гаранта политической стабильности. На повестку дня был поставлен вопрос: быть России президентской, парламентской или парламентско-президентской республикой?
В 1993 г. важнейшим фактором государственно-политического развития страны стало все более обостряющееся противостояние двух высших институтов государственной власти: исполнительной в лице Президента РФ, его аппарата и законодательной в лице руководства Верховного Совета РФ. Роль арбитра в разгорающемся конфликте взял на себя Конституционный Суд, которому несколько месяцев удавалось смягчать противоречия и находить компромиссные решения.
В основе соперничества двух высших институтов федеральной власти лежало различие в подходах к развитию конституционного процесса, стратегии и тактике переходного периода и рыночных реформ в стране.
Президент и его аппарат вели настойчивую борьбу за усиление центральных органов исполнительной власти и ускорение радикальных социально-экономических преобразований, прежде всего за форсированную приватизацию.
Руководство Верховного Совета РФ, опираясь на оппозиционно настроенное большинство депутатского корпуса, настаивало на более плавном и сбалансированном переходе страны к рынку при доминирующей роли государственного регулирования. Сложилось опасное состояние двоевластия в центре и на местах.
В качестве выхода из ситуации Президент РФ Ельцин в январе 1993 г. предложил заключить конституционное соглашение с руководством Верховного Совета РФ. В связи с возникшими по этому поводу дебатами он выдвинул идею вынести вопрос о путях разрешения конституционного кризиса на референдум. Лидеры парламента выступили против, их поддержал Конституционный Суд. Состоявшийся 10 – 13 марта 1993 г. съезд народных депутатов отклонил вопрос о проведении референдума. Тогда Президент Ельцин 20 марта обратился по телевидению к гражданам России, заявив, что подписывает Указ «Об особом порядке управления» страной вплоть до преодоления кризиса власти. Этот шаг вызвал бурный протест большей части российских депутатов, а Председатель Конституционного Суда опротестовал законность президентского решения.
В конце марта вновь собрался съезд народных депутатов. На нем был поставлен вопрос об отстранении Президента от должности в связи с превышением полномочий. В итоге удалось найти компромиссное решение: большинство депутатов согласилось на проведение всероссийского референдума о доверии Президенту, поддержке курса проводимых им реформ, доверии Председателю Верховного Совета РФ, а также о доверии депутатскому корпусу.
Референдум состоялся 25 апреля 1993 г. Большинство граждан, принявших участие в голосовании, высказались за доверие высшей исполнительной власти, но это не привело к преодолению противостояния и разрешению конституционного кризиса.
Вечером 21 сентября 1993 г. президент по телевидению в обращении к народу провозгласил роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, заявил о формировании двухпалатного Федерального Собрания на основе выборов в Государственную Думу, наделении Совета Федерации, образованного летом 1993 г. как консультативный орган при Президенте РФ, функциями верхней палаты парламента. Одновременно он подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», который содержал положения о роспуске прежних государственных органов советской власти, назначении выборов нового органа законодательной власти – Федерального Собрания и проведении очередного референдума – по проекту новой Конституции РФ.
Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов охарактеризовал Указ Президента как антиконституционный государственный переворот. Его поддержало большинство членов Конституционного Суда. В ночь с 21 на 22 сентября, опираясь на отмененную Президентом РФ Конституцию, о возложении на себя президентских обязанностей заявил вице-президент А.В. Руцкой. Собравшиеся 23 сентября на внеочередной съезд народные депутаты решили не покидать здание Верховного Совета РСФСР и организовать его оборону. К тому времени здание Верховного Совета было уже фактически блокировано силами правопорядка, подчиненными президенту. На требование Правительства РФ сдать оружие защитники здания Верховного Совета ответили отказом.
Апогеем противостояния народных депутатов и президентских сил стали трагические события открытого вооруженного противоборства в Москве 3 – 4 октября 1993 г. Сторонники Верховного Совета захватили здание московской мэрии на Новом Арбате, затем нападению подвергся телецентр в Останкино. Президент объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. Утром 4 октября начался обстрел здания Верховного Совета РСФСР из орудий танков, спустя несколько часов его штурмом взяли спецподразделения. Главные политические оппоненты президента были арестованы. В ходе трагических октябрьских событий 1993 г. в Москве погибли и были ранены несколько сотен человек.
В то время Президент Ельцин возложил на себя полномочия по обеспечению прямого президентского правления в стране до проведения выборов в Федеральное Собрание. Таким образом, конституционный кризис в России был разрешен силовыми методами. Следом начался процесс упразднения местных органов власти Советов. Их полномочия переходили к представителям Президента РФ. В соответствии с его Указом выборы в Государственную Думу должны были пройти на основе как традиционной мажоритарной системы – по одномандатным округам, так и по партийным спискам. 12 декабря
1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одновременно был проведен Всероссийский референдум по проекту новой Конституции России. Его одобрило большинство принявших участие в голосовании граждан – около 55 % общего числа внесенных в списки избирателей.
Новая Конституция России подвела черту под советским периодом государственности нашей страны.
Сегодня вся полнота государственной власти в России осуществляется Президентом РФ совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент – Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ) властями, действующими самостоятельно.
Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя.
Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, назначает выборы, распускает Госдуму, вносит в нее законопроекты, подписывает указы и распоряжения, с согласия нижней палаты парламента назначает Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. В полномочия Президента входит также формирование Совета Безопасности, Администрации Президента и Совета Обороны, назначение и освобождение от должности полномочных представителей Президента, высшего командования Вооруженных Сил, дипломатических представителей России за рубежом.
Совет Федерации – верхняя палата российского парламента – формируется из представителей субъектов Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов их государственной власти), образует комитеты и комиссии, проводит парламентские слушания по вопросам своего ведения; утверждает указы Президента РФ о введении военного (чрезвычайного) положения; решает вопросы об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами страны; назначает выборы Президента и отрешает его от должности; по представлению Президента назначает судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов; Генерального прокурора РФ, заместителей Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. К ведению Совета Федерации относится утверждение изменения границ между субъектами РФ.
Нижняя палата Федерального Собрания – Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на
4-летний срок. Она образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания, принимает федеральные законы (о федеральном бюджете, финансовом, валютном и таможенном регулировании, войне и мире и другие), высказывается о доверии Правительству РФ, назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ и Председателя Счетной палаты.
Президент России избирается на 4-летний срок. Одно и то же лицо не может занимать этот пост более двух сроков подряд. Отрешение от должности Президента РФ, хотя и предусмотрено Конституцией, но весьма сложно. Вместе с тем наличие такого механизма не позволяет считать власть Президента в России неограниченной.
Основной закон нашей страны содержит гарантии прав и свобод человека, а также механизм их защиты, соответствующие общепринятым мировым правовым нормам. Он провозглашает право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности и профессию, вступать в трудовые споры, включая такую форму, как забастовка, охраняет права частной собственности, гарантируя, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Наша Конституция (статья 2) гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Комментарии