search
main
0

Высокий уровень. Его достигают выпускники, педагоги, школы Ульяновской области

​После нашего интервью с министром образования Ульяновской области Екатериной УБА в августе 2015 года (№33 «Учительской газеты») прошел почти целый учебный год. Спешу узнать из первых рук, что за это время изменилось в образовании региона.

– Екатерина Владимировна, какая главная задача для системы образования Ульяновской области на сегодняшний день?- Сегодня в системе образования области происходят изменения, связанные с внедрением новых подходов к финансированию образовательных услуг, привлечением негосударственного сектора, развитием сети образовательных учреждений, переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты.На образование региона ложится важная миссия по обеспечению экономики Ульяновской области квалифицированными кадрами. Особая роль в стратегии развития региона отводится дополнительному и так называемому предпрофессиональному образованию. В ближайшие годы в допобразование будут привлечены серьезные инвестиции, будет модернизирована материальная база, появятся новые научно-технические центры. Серьезно изменится и система финансирования. Следующая задача касается сферы общего образования. Разработчики стратегии отмечают уже существующий высокий уровень подготовки в школах Ульяновской области.Изучив московский проект «Университарий», мы начали внедрять этот опыт на территории региона. В двух ведущих университетах Ульяновской области открылись школы старшеклассников (университетские и лицейские классы), в которых обучаются более 140 человек. Строятся новые современные школы. В 2017-2018 годах планируется начать строительство зданий школ проектной мощностью не менее 850 мест в Ульяновске и Димитровграде.Важная задача стратегии – это создание в школе и вне ее стен условий для развития личности. И здесь приоритетом для нас остается работа с одаренными детьми. Школы области ежегодно показывают высокие средние баллы на ЕГЭ, растет число стобалльников и медалистов. Ульяновская область достойно представлена на Всероссийском этапе олимпиады школьников, растет число призеров.И еще одна общая для всех задача, которая уже выходит за рамки стратегии, – возвращение школе и всей системе образования ее исконной воспитательной функции. Без воспитания образование зачастую бессмысленно. – Бумаготворчество педагогов остается самой большой проблемой российского образования. Что делаете, чтобы смягчить ее в Ульяновской области?- Задача – исключить из документооборота необоснованную бюрократическую нагрузку на учителя – поставлена губернатором Ульяновской области Сергеем Ивановичем Морозовым еще в прошлом году. Мы организовали на базе пяти образовательных организаций научное исследование с целью провести проблемно-ориентированный анализ их документооборота. Предварительные итоги будут получены уже в мае этого года. На основании результатов исследования мы сможем выработать нормативный порядок, определяющий, какие документы можно требовать от школы и в какой степени они связаны с ее деятельностью. Одним из важнейших критериев в данной ситуации должна стать полезность запрашиваемой документации для эффективности основной образовательной деятельности. Параллельно это исследование поможет нам понять, как и какие информационные интеллектуальные технологии можно использовать, чтобы избавить наши школы от вала бумажной работы. Итогом работы мы видим стандарт минимального и достаточного набора документов, необходимых для образовательной организации.В этом году мы запланировали начать внедрение межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам Ульяновской области. Все образовательные организации Ульяновской области перейдут на электронные журналы и электронный учет контингента. Запуск в опытную эксплуатацию этой единой информационной системы запланирован уже на сентябрь 2016 года.- Президент России поставил задачу создать общенациональную систему профессионального роста учителей. Екатерина Владимировна, расскажите, как решается эта задача в Ульяновской области? Как вы оцениваете систему повышения квалификации учителей в регионе?- Задача нашей кадровой политики – предложить педагогам возможность сформировать индивидуальную образовательную траекторию и получить профессиональную подготовку и сопровождение, которые требуются для дальнейшего профессионального и личностного роста.Речь идет в первую очередь о включении педагога в инновационную деятельность. Освоение и использование наиболее эффективных методов и приемов обучения и воспитания учащихся, повышение уровня общедидактической и методической подготовки – для нас это не просто исполнение поручений президента. Собственно говоря, это будни наших учителей, начиная от молодых педагогов и заканчивая их более опытными коллегами.Здесь необходимо вспомнить о проделанной работе по возрождению методической службы региона, призванной решать вопросы реализации федеральных государственных образовательных стандартов, осуществлять их научно-методическое сопровождение. Инновационной формой распространения опыта лучших представителей учительства стала учрежденная областным клубом «Учитель года» открытая школа методического мастерства «Начала» для молодых педагогов. Еще для молодых педагогов работает педагогическая творческая мастерская «Перспектива». Продемонстрировать свои профессиональные навыки, идеи молодые педагоги региона могут и в рамках регионального конкурса педагогического мастерства «Педагогический дебют». Работа ряда авторских школ, в том числе народных учителей СССР и России, обеспечивает преемственность ценнейших знаний, которыми обладают корифеи регионального образования. В профессиональных ассоциациях педагогов также происходит обмен положительным педагогическим опытом.Говоря о системе повышения квалификации учителей в Ульяновской области, мне хочется подчеркнуть, что нам удалось создать конкурентную среду, способствующую повышению качества реализуемых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Сегодня в области лицензии на право реализовывать дополнительные профессиональные программы имеют семь организаций, и наши педагоги могут выбирать, где и по каким программам им обучаться.В перспективе мы планируем дальнейшую децентрализацию системы повышения квалификации, которая позволит обеспечить педагогическими работниками сознательный выбор наиболее актуальных программ, курсов и других форм повышения квалификации.- Совсем немного времени осталось до конца учебного года, скоро начнется государственная итоговая аттестация. Как Ульяновская область готовится к экзаменационному периоду? – Подготовка к экзаменационной кампании 2016 года началась в Ульяновской области практически с сентября 2015 года. В настоящее время (с 24 марта по 23 апреля) проходит досрочный этап единого государственного экзамена, участниками которого стали 84 выпускника прошлых лет и 2 выпускника текущего года. Впервые в региональной практике проведения ЕГЭ апробирована новая технология печати экзаменационных материалов в аудиториях пункта проведения экзамена, когда каждый участник имеет возможность видеть, как комплектуется его экзаменационный пакет с заданиями.Уровень готовности Ульяновской области к государственной итоговой аттестации уже составляет почти 100%.Идет работа по обеспечению оптимальной готовности региональной системы видеонаблюдения. В 2016 году в 87% пунктов проведения экзаменов (в 2015 году было 72%) видеозапись экзаменов будет обеспечиваться в режиме реального времени.В рамках подготовки к проведению ЕГЭ в основные сроки (27 мая – 30 июня) в полном объеме проведены мероприятия, позволяющие впервые в практике обеспечения охраны правопорядка в пункте проведения экзаменов использовать ручные металлоискатели, приобретенные за счет средств областного бюджета.     В соответствии с требованиями Рособрнадзора впервые доставка экзаменационных материалов в отдаленные районы (Павловский, Старокулаткинский, Николаевский, Новоспасский, Радищевский) будет осуществляться силами Управления специальной связи по Ульяновской области.Проведена работа по совершенствованию регионального института общественного наблюдения. В частности, на базе областного Центра обработки информации и мониторинга в образовании Ульяновской области в марте был создан Региональный центр онлайн-видеонаблюдения. К общественному контролю порядка проведения ЕГЭ привлечены студенты Ульяновского государственного педагогического института.Анализ региональной информационной системы показывает, что общее число участников экзаменов в 2016 году составит почти 16 тысяч выпускников 9-х, 11-х (12-х) классов и выпускников прошлых лет, явившихся на сдачу ЕГЭ, ГИА-9. При этом распределение образовательных интересов выпускников 11-х классов также осталось на уровне прошлого года: на первом месте обществознание (его сдают 74% участников ЕГЭ), далее следуют физика, история, биология. Примечательно, что образовательные интересы девятиклассников несколько отличаются. Обществознание также является лидером (его выбрали 70,4% выпускников 9-х классов), но второе место прочно занимает биология: ее планируют сдавать свыше 4 тысяч девятиклассников, то есть почти каждый второй. Впервые в истории проведения ГИА стала востребованной география: почти 2000 девятиклассников выбрали этот предмет для сдачи в форме ОГЭ.- «Учительская газета» объявила новый конкурс – «Успешная школа». Екатерина Владимировна, а что такое, на ваш взгляд, успешная школа? – Эффективность работы современной образовательной организации, на мой взгляд, определяется не только профессионализмом ее работников, но и тем, как выстроена система взаимодействия между ними или так называемым социальным капиталом. В 2015 году совместно с Центром образования и системных инноваций Ульяновской области мы реализовали проект «Повышение уровня социального капитала образовательных организаций». Проект направлен на исследование уровня социального капитала в школах, повышение квалификации руководителей в вопросах сетевого анализа внутренней структуры организаций и подготовку региональной команды тьюторов для реализации изменений внутренней структуры организации. Таким образом, инновационная составляющая проекта предполагает развитие кадрового потенциала системы образования не через традиционное повышение квалификации кадров, а через совершенствование эффективного профессионального взаимодействия. В декабре 2015 года завершена первая содержательная часть проекта, определен план действий на 2016 год.- Ульяновск за последние годы стал традиционным местом встречи клубов учителей года. Скоро состоится чемпионат региональных учительских команд. Каковы ожидания организаторов?- В первую очередь мы ждем, что чемпионат поможет профессиональному развитию педагогов, обогащению педагогического опыта, апробированного в региональных образовательных системах.Во-вторых, мы рассчитываем обеспечить продвижение региональных педагогических ноу-хау, что позволит шире привлечь в образование научно-производственные организации, предлагающие свои инновационные разработки, например, новые пособия, методические и дидактические материалы, инструменты оценки образовательных результатов.Мы надеемся, что чемпионат поможет нам открыть новую страницу во всероссийском конкурсном движении, ведь проблема определения личностных и профессиональных качеств, которыми призван обладать учитель, сегодня как никогда актуальна. А потому мы должны приложить все усилия для формирования нового типа педагогической культуры, ориентированной на формирование ценностно-культурной, гуманистической, творческой составляющих педагогического труда.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте