search
main
0

Высокий старт. Использование новых информационных технологий в преподавании общеобразовательных предметов

Новые информационные технологии приживаются в нашей стране крайне неравномерно. Тезис более чем очевидный, а посему – не требующий географических, экономических, хронологических, субъективистских и иных обоснований. Вопрос в данном случае в другом. Как эта неравномерность соотносится с возможностями (и потребностями) конкретного учителя? Каким образом новые информационные технологии способны привлечь в школу молодых педагогов? Могут ли НИТ дать новый импульс уже состоявшимся профессионалам?

Ответы на второй и третий вопросы более очевидны. В отсутствие приемлемого (адекватного трудозатратам) уровня заработной платы новые информационные технологии – один из существенных факторов, способных в силу своей новизны, объективной интересности и современности и привлечь в школу молодежь, и не дать уйти из школы опытным преподавателям. Привлекает ИНТЕРЕСНОЕ и СОВРЕМЕННОЕ как по сути, так и по содержанию ДЕЛО.

Вместе с тем очень важно, чтобы новые информационные технологии применялись не ВМЕСТО, а ВМЕСТЕ с традиционными образовательными технологиями.

Благодаря в том числе и государственной программе информатизации современные компьютеры появились практически во всех школах. Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер – надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в интернете или на компакт-дисках. А использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов (ОЭР) делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного исторического образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.

На уроках по большинству предметов в основной школе работа с ОЭР должна быть ориентирована на овладение умениями и навыками работы с различными источниками информации, использование полученных данных для решения конкретных учебных задач, а также на сочетание индивидуальных и групповых форм познавательной активности. Ключевое значение здесь приобретает умение различать саму типологию источников информации, соотносить тип источника с уровнем его достоверности, а также непосредственное овладение информацией – усвоение базовых дидактических единиц и изучение основных содержательных линий курса. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся основной средней школы очень важно сочетать изучение текстовых материалов с использованием всего спектра мультимедийных возможностей ОЭР, в том числе ролевых игр, анимаций, иллюстраций, картографических материалов.

В старшей школе основную роль приобретает формирование умений и навыков разнообразной работы с самой информацией. Причем для базового уровня обучения это прежде всего овладение навыками поиска и систематизации информации, работы с учебным материалом, представленным в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), умение целенаправленно подбирать сведения для аргументации своей позиции в ходе полемического обсуждения тех или иных проблем. При профильном обучении в старших классах речь идет уже о необходимости уверенного владения умениями и навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, перевода учебного материала из одной знаковой системы в другую, умение целенаправленно подбирать сведения и адекватные формы их представления для публичной презентации результатов своей исследовательской работы.

В последнем варианте проекта стандарта среднего (полного) образования одним из важнейших способов учебной деятельности признается информационно-коммуникативная деятельность, а «использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности» закрепляются как ОБЩИЕ учебные умения и навыки, напрямую относящиеся, таким образом, к любому учебному предмету.

Очевидно, что далеко не все вопросы, связанные с разработкой качественных ОЭР по истории, уже решены, но игнорирование (вынужденное или сознательное) уже созданных ресурсов учителями представляется контрпродуктивным. Особенно в том случае, если школа (учитель) позиционируют себя как источник качественного современного образования.

Хочется напомнить, что вопросы поиска необходимых для учителя-предметника ОЭР в значительной степени решены при помощи методического сайта, который был создан в рамках интернет-проекта Федерации Интернет Образования «Сетевое объединение методистов (СОМ) – в помощь учителю» (http://som.fio.ru). Его предметные разделы включают насыщенную и систематизированную базу материалов учебно-методического назначения (всего более 13000 наименований). При этом структура подразделов на СОМе позволяет учителю получить всю необходимую для профессиональной деятельности информацию. Важно, что сайт предоставляет широкие возможности для профессионального общения педагогов: регулярно выходят информационно-методические и тематические рассылки, работают форум и дискуссионный лист, проводятся тематические чаты и конкурсы, на вопросы, заданные посетителями сайта по электронной почте, специалисты СОМа отвечают оперативно и содержательно.

Но разработка и создание ОЭР, так же как и мотивация учителя, – это лишь часть проблемы. Понятно, что учитель не сможет применять новые информационные технологии, если в его распоряжении не будет примеров или, если хотите, алгоритмов задействованности НИТ в урочной и внеурочной деятельности. Вместе с тем говорить о какой-то сложившейся дидактике в этой области, увы, пока не приходится.

Представляется, что сейчас уже можно составить некую градацию среди предметников, использующих компьютер в своей работе. При этом четко можно выделить пять уровней такого пользователя.

Уровень первый – высокий старт. Использование компьютера в качестве «пишущей машинки с памятью»; более или менее регулярная подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков, планирования и т.д.; создание списков и картотек; шаблонных форм, спокойное отношение к сдаваемым в компьютерном виде работам учащихся; элементарная систематизация документов в домашнем компьютере…

Уровень второй – открытие возможностей. Достижение данного уровня неразрывно связано с выходом в интернет. Хотя, возможно, выделение и некоего промежуточного этапа – знакомство с тематическими CD-ROMaми. Несмотря на низкий (пока) учебно-методический уровень последних, они способны поразить соскучившегося по качественным наглядным пособиям учителя-предметника, в первую очередь богатейшими анимационными возможностями современных технологий. «Пробное» проникновение в интернет создает иллюзию безграничной информационной доступности, а скорость получения конечного результата ставит перед учителем вопрос о совершенстве (и уместности) традиционных образовательных технологий. (Чуть позже будет понятна определенная обманчивость первого впечатления). Использование электронной почты, участие в чатах, форумах и видеоконференциях открывает дополнительные возможности для профессионального общения. Не стоит списывать со счетов и неизбежное повышение авторитета среди учащихся. Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создает учителю славу человека передового и прогрессивного. Школьники начинают ставить его в пример другим предметникам, и в глазах коллег по работе авторитет такого учителя значительно возрастает. Именно на этом этапе учитель начинает привлекать своих учеников к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

Уровень третий – на пути к творчеству. Учитель начинает овладевать технологиями «созидания»: ему становятся доступны основные элементы программ Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д. В руки педагога попадают инструменты, используя анимационные возможности которых он существенно может усилить эффективность своего занятия. До применения этих программ на уроке дело еще не дошло, но учитель уже начинает выступать авторитетным консультантом во внутришкольных проектах. Под руководством предметника ученики создают свои тематические Web-страницы, а учитель информатики или сетевой координатор помогает в публикации этих материалов в сети «Интернет». Для третьего уровня характерны также попытки создания электронной библиотеки учителя и проекты по написанию несколькими педагогами общего учебного пособия.

Уровень четвертый – первые уроки. Постепенно из внешкольной жизни новые информационные технологии начинают проникать и на «его величество урок». И в данном случае не столь важно, каким путем произошло это проникновение. Возможно, было организовано тестирование в компьютерном классе. Возможно, состоялся разбор задач на CD-ROMе. Возможно, учитель продемонстрировал с помощью мультимедиапроектора собственную презентацию. Все это действительно не столь существенно. Важно, что для такого учителя уже вряд ли возможно движение в обратную сторону. Наоборот, возникает проблема систематизации создаваемого материала уже на качественно новом уровне.

Уровень пятый – поиски системы. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют ему новые информационные технологии.

В этой связи можно выделить несколько уровней технических возможностей или ситуаций, в которых с точки зрения внедрения НИТ находится учитель.

Приведу один пример. Компьютера в классе НЕТ. Понятно, что разновидностей такой ситуации много: от – компьютера нет просто в кабинете учителя-предметника, до – компьютера нет в радиусе нескольких километров. Последний вариант объективности ради следует признать постепенно исчезающим. А вот в остальных случаях при желании можно каким-либо образом находить приемлемые варианты.

Во-первых, это различные виды домашних заданий, направленные на поиск определяемой учителем информации (статистических данных, документов, фактических материалов, иллюстраций, карт и т.д.) по конкретной теме. При этом поиск может проводиться как в свободном режиме, так и по ресурсам, определяемым педагогом. И один, и другой вариант в различных ситуациях может быть педагогически и методически оправдан. Предъявляемым результатом подобной работы может быть как сообщение по теме, так и аннотированный перечень ссылок. И то, и другое является хорошим навыком реферирования. Во всяком случае существенно более приемлемым, чем простое скачивание с чужого сайта чужого труда.

Этап КАЧЕСТВЕННОГО поиска информации в интернете представляется автору этих строк крайне важным. Очевидно, что, давая подобные задания, учитель должен обладать хотя бы минимальными представлениями о том, где и как правильно искать, знать разницу между каталогами и поисковыми системами, прямым и контекстным поиском, необходимостью соблюдения авторских прав, наконец.

Во-вторых, это использование интерактивных форм: переписка по электронной почте со сверстниками или специалистами, общение в специализированных чатах или форумах, анкетирование и иные формы опросов. Результатом здесь также может стать сообщение или доклад, а также систематизированные материалы для проектной работы. Параллельно с перепиской отрабатываются и навыки письменной речи.

В-третьих, это классическая проектная работа: сравнительное изучение, исследование тех или иных явлений, фактов, событий, статистики, рефератов, отдельных сайтов, даже мнений, высказанных на форумах; для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений. Результатом может стать презентация или Web-странички. Важно напомнить учащемуся, что презентация – это не нагромождение текста, а в первую очередь иллюстративный материал, карты, таблицы и схемы. Важным представляется также соответствие анимаций и иллюстраций заявленной теме, а также лаконичность. Выше оценивается работа, где автор использовал поисковые системы или другие способы для нахождения в Сети дополнительной информации по теме, кроме заданных первоначально ресурсов. Отчеты помещаются на школьном сайте либо в локальной сети для всеобщего просмотра.

В-четвертых, это различные виды консультирования и редактирования, осуществляемые учителем по электронной почте, переписка с родителями учащихся, ответы на вопросы в рамках форума на учительской странице и, наконец, сетевые факультативные занятия.

В-пятых, это участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах: «классических», связанных с ответами на поставленные вопросы, «созидательных», целью которых становится создание (часто в сотрудничестве с другими командами) определенного «продукта», «интерактивных», одной из задач здесь становится экспертиза работ других команд.

В-шестых, это разнообразные игры и турниры, основанные, как правило, на элементах угадывания и поиска.

Александр ДРАХЛЕР, редактор интернет-проекта «СОМ – в помощь учителю» http://som.fio.ru, сетевой методист Московского центра Федерации Интернет Образования по общественным дисциплинам

DrakhlerAB@fio.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте