Ура! Наконец! Мы так долго этого ждали, так много говорили и рассуждали на разных уровнях – от школьных педсоветов до межрегиональных конференций – о единой программе, о едином предметном содержании, об уравнивании базовых знаний. Теперь родителям учеников не нужно переживать при переходе из школы в школу о том, какие темы уже пройдены, не отстал ли ребенок от новых одноклассников, надо ли нанимать репетитора.
С 1 сентября 2023 года во всех школах страны первоклассники будут учиться согласно новому стандарту образования. Они будут получать знания по единым федеральным образовательным программам. И более одного миллиона восьмисот тысяч детей, которые пойдут в первый класс, будут обучаться по единой программе, в основе которой лежит «Школа России» – самая распространенная и известная. Издательство «Просвещение» уже выпустило новые учебники для начальной школы, которые соответствуют ФГОС-2021 и входят в новый Федеральный перечень учебников. Но ведь для организации полноценной работы на уроке и дома мы, учителя, пользуемся различными учебно-методическими комплектами, дидактическими материалами, разработками. Поэтому хочу остановиться на новинках, предлагаемых издательством «Экзамен», которое выпускает пособия как к старым, так и к новым версиям учебников.
Предлагаю обратить внимание на рабочие тетради Е.М.Тихомировой и контрольные работы по русскому языку О.Н.Крыловой к учебникам В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого для 1-4‑х классов издательства «Экзамен», Москва, 2023.
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку», – говорил К.Г.Паустовский. Наверное, этим утверждением руководствовалась Елена Михайловна Тихомирова, создавая учебно-методический комплект по русскому языку для обновленных учебников 1-4‑х классов. Такое разнообразие глубоких по содержанию, современных и интересных заданий сложно где-то найти. Автор учла все: и полное соответствие содержанию учебников, и возрастные особенности младших школьников, и межпредметную связь с литературой и окружающим миром, и возможность организации разных форм деятельности на уроке (от индивидуальной, фронтальной до парной и групповой), и разный характер упражнений – как репродуктивный, так и творческий.
Все задания в рабочей тетради взаимосвязаны, дополняют друг друга. Есть задания тестового характера («Закрась кружочки около рисунков…», «Отметь «галочкой» фразу…»), а есть упражнения, направленные на развитие умения анализировать, сравнивать, выбирать нужное согласно предложенному заданию. Такая работа учит младших школьников принимать учебную задачу, регулировать свою деятельность. И начинается она уже с первого класса: «Спиши только ту группу слов, которая является текстом», «Найди «лишние» слова и вычеркни их. Составь из оставшихся предложение» и др.
Автор предлагает очень много заданий, которые вызывают интерес к родному языку, учат наблюдать, делать выводы, активизируют познавательную деятельность младших школьников.
Например, в теме «Наша речь» для 1‑го класса предложены задания на отработку умения не только различать речь устную и письменную, но и наглядно видеть разницу между звуками вообще и звуками речи (рис. 1).
Рис. 1. Задание, в котором наглядно видна разница между звуками вообще и звуками речи
Или ребятам предлагается любимое задание «раскрась», но с учетом умения составлять слова из слогов (рис. 2).
Рис. 2. Задание «раскрась» с учетом составления слов из слогов
Такие задания интересны и познавательны. Здесь можно встретить кубики и таблицы, схемы и кроссворды, пословицы и ребусы, сетки слов и загадки, головоломки и конкурсы скороговорок. Есть на страницах рабочей тетради и настоящие игры (рис. 3).
Рис. 3. Игровые задания на уроках русского языка
Очень важной задачей в формировании умения учиться у ребят начальной школы является развитие навыка самоконтроля. Поэтому автор предлагает ряд заданий, которые помогут ребенку научиться проверять работу, находить ошибки и исправлять их (рис. 4).
Рис. 4. Задание, развивающее навык самоконтроля
Со второго класса в конце тетради появляются листы с ответами к некоторым заданиям, на основе которых возможна организация самопроверки. Найдутся задания и для взаимопроверки при работе в парах.
В рабочих тетрадях прослеживается тесная связь предложенных заданий со справочной литературой, словарями. Детям предлагаются упражнения, направленные на формирование умения работать со словарной страницей: «Пользуясь орфоэпическим словарем учебника…» или «Определи значение слова…», «Ознакомься со значением слов «гранат» и «петрушка» в словаре омонимов».
Наблюдение над языковым материалом в комплекте строится на основе научно-популярных и художественных текстов известных детских писателей и поэтов. Здесь можно встретить отрывки из рассказов и сказок Н.Сладкова, Ю.Дмитриева, Г.Скребицкого, В.Волкова, М.Пришвина, Г.Х.Андерсена или стихи А.Пушкина, В.Бояринова, Ю.Мориц и многих других. Таким образом, занимаясь по данному пособию, младшие школьники соприкасаются с произведениями устного народного творчества, народным фольклором, образцами русской классической и зарубежной литературы.
Пользуясь этим комплектом, можно и к диктанту подготовиться, вставив пропущенные буквы на изученные орфограммы, и над смысловым чтением поработать, определив тему и основную мысль текста или придумав заголовок, и собственный словарь обогатить, и потренироваться выполнять все виды разборов, поработать с деформированным текстом. То есть, используя УМК Е.М.Тихомировой, каждый педагог может разнообразить работу, заинтересовать детей на любом этапе урока, предложить разные варианты заданий, ориентируясь на особенности развития ребенка.
Контроль – неотъемлемая часть обазовательного процесса. У каждого педагога в арсенале давно заготовлены разные варианты контрольно-измерительных материалов. Но очень часто приходится соотносить предметное содержание и имеющийся вариант проверочной работы, добавлять или убирать задания так, чтобы была возможность точно определить полноту теоретических и практических знаний обучающихся. А вот комплект контрольных работ по русскому языку Ольги Николаевны Крыловой составлен соответственно содержанию учебников авторов В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого и имеет все необходимые задания для проверки знаний, умений и навыков по изучаемым темам русского языка с 1‑го по 4‑й класс. Каждая тема, включая контрольное списывание в 1‑м классе, представлена четырьмя вариантами работ, состоящих из 3-5 разноуровневых заданий. Контрольные работы составлены с учетом компетентностного подхода в обучении младших школьников.
Разнообразие вариантов работы, предложенное автором, впечатляет: восстановление деформированного предложения или текста, списывание текстов с творческим или грамматическим заданием, редактирование текста и многое другое (рис. 5).
Рис. 5. Списывание текста с творческим заданием
Есть задания репродуктивного характера, которые надо выполнить по образцу, а есть задания, предполагающие творческую работу, например: «Используя опорные слова, составь и запиши 3-4 предложения на тему «Утро»: встань пораньше, умойся, сделай зарядку, убери постель, позавтракай, собери портфель».
Очень помогает пособие в формировании и пополнении лексического запаса младших школьников, в развитии их письменной речи. Здесь можно встретить задания, которые позволят продемонстрировать и закрепить знания о тематических группах слов, синонимах, антонимах, омонимах, о прямом и переносном значении слова, о фразеологизмах:
«Укажи верное значение слова привал.
…Привал – это большая свалка каких-либо предметов.
…Привал – это остановка в пути для отдыха».
Или
«Прочитай толкование слов. О каких словах идет речь? Запиши их.
Гибкая длинная палка, рыболовная снасть – …
Мастер по кладке и ремонту печей – …»
Автор предлагает разнообразные задания, направленные на анализ языкового материала, дифференциацию, сравнение:
«Подчеркни в каждой строчке лишнее слово.
Ветер, буря, дорога, ураган.
Метель, вьюга, пурга, разлив.
Мокрый, морозный, сырой, влажный».
Или
«Определи, какое из данных слов нарушает алфавитный порядок в каждой группе слов. Выпиши его.
- Воробьи, голубь, листья, ружье, муравей, часы.
- Деревня, мед, ерш, коса, ландыш, флот, цветок.
- Брусника, лестница, глаза, зверьки, игла, еж, коза».
Хочется отметить, что данное пособие можно использовать для развития орфографической зоркости обучающегося, ведь автор предлагает при списывании текста дополнительно разные варианты заданий: вставить пропущенную букву самостоятельно, выбрать нужную букву из предложенных, определить вид орфограммы, подобрать проверочные слова. Поэтому комплект контрольных работ я бы использовала не только для проверки знаний по изучаемым темам курса русского языка в каждом классе, но и в качестве дополнительного материала на разных этапах урока – актуализации знаний, первичного закрепления новых знаний, отработки и повторения изученной темы, для подготовки к контрольной работе, в качестве домашней работы, на занятиях в группе продленного дня. Думаю, что данные учебно-методические комплекты по достоинству оценят не только педагоги, но и дети и их родители. Ведь задания сформулированы доступно и понятно, оформлены эстетично и удобно. А значит, работа с ними будет в удовольствие, без мучений и, главное, принесет высокий результат!
Оксана ЗРАЕВА, учитель начальных классов, заместитель директора по УМР школы №8, Ачинск, Красноярский край
Комментарии