Ольга КРЕПКИХ, заместитель директора по УВР гимназии №1520 имени Капцовых: – 50 лет назад в Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли и начали интенсивно развиваться космические технологии. Сегодня современное общество требует внедрения этих технологий в учебный процесс для формирования новых компетенций обучающихся при изучении предметов естественнонаучного цикла.
В сентябре 2007 года в нашей гимназии установили спутниковую антенну, солнечную батарею, декодер и компьютерную программу, позволяющую получать снимки земной поверхности из космоса. Эти снимки дают возможность учащимся и учителям решать различные практические задачи в режиме он-лайн как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Например, на биологии и экологии обучающиеся смогут определить:
– уровень загрязненности атмосферы, гидросферы, литосферы;
– уровень изменения атмосферных осадков, прогнозирование погоды для данной территории;
– состояние геологических пластов Земли, возможность разработки научных исследований по изменению их состояния;
– состояние растительного и животного мира, определять перспективу его развития;
– воздействие антропогенного фактора на окружающую среду;
– состояние любой точки Москвы в данный момент и в дальнейшем проектировать ее перспективное развитие.
Учащиеся 10-11-х классов гимназии с большим интересом занимаются изучением экологии Москвы с помощью цифровой лаборатории «Архимед» с комплектом датчиков для исследования окружающей среды. Эта работа повысила мотивацию обучающихся к научно-исследовательской деятельности. А внедрение космических технологий позволяет учащимся вести анализ взаимосвязи результатов, полученных в биологической лаборатории и из космоса. В частности, обучающиеся могут использовать датчики для измерения состояния здоровья человека в любой момент времени, сравнивать данные с результатами обработки космических снимков и делать вывод о влиянии состояния окружающей среды на самочувствие человека.
Многие проекты, созданные в гимназии, можно усовершенствовать, включая в их разработку космические технологии. Так, например, семейная проектная работа братьев Григория и Петра Байкаловых, учащихся 8-х и 10-х классов, посвященная межпредметным вопросам современного состояния озера Байкал, теперь может быть дополнена данными, получаемыми с помощью спутника. Это позволит не только обогатить научную ценность проекта, но и поможет сформировать у его авторов чувство сопричастности к настоящей исследовательской работе и собственным открытиям на основе современных научных данных. Подобных проектов в гимназии значительное количество, и использование при их разработке и совершенствовании космических технологий, безусловно, расширит горизонты образовательного процесса.
В гимназии созданы все условия для внедрения космических технологий. Здесь есть прекрасная техническая база: 4 мультимедийных кабинета с доступом в Интернет, в каждом третьем кабинете установлены интерактивные доски, а в кабинетах физики и биологии – цифровые лаборатории, работают учителя высшей квалификационной категории, обладающие энциклопедическими знаниями в различных научных областях и готовые работать в инновационном режиме.
Космические технологии – это технологии, отражающие высокий уровень развития науки, техники, производства и технологических процессов. Основы владения этими инновационными технологиями закладываются в гимназии, тем самым формируются качества человека-деятеля, профессионала, способного жить и работать в современном обществе.
Татьяна САМОЙЛОВА, учитель школы №444:
– Школьная пора – удивительное время, когда многое по плечу, а сознание открыто для восприятия. Вспомните, каким чудом совсем недавно мы считали компьютеры и мобильные телефоны. А теперь они стали для нас обычными бытовыми приборами, и ребята их осваивают с легкостью. С такой же легкостью они освоили и прием спутниковой информации. Илья Червоненкис, ученик 8-го класса нашей школы, составил график по приему спутниковой связи. С огромным интересом учащиеся разглядывают чудо-снимки, пробуя прогнозировать погоду.
Работа учащихся со спутниковыми снимками дает им возможность увидеть изменчивость земных процессов, почувствовать Землю как живой, хрупкий организм, требующий к себе бережного отношения. Экологические проблемы становятся понятными для учеников, у них формируется сознание сопричастности.
Сотрудничество учеников и учителей в работе над проектом консолидирует школьный коллектив, позволяет выйти за рамки обыденности. «Как хорошо, что мы участвуем в этом проекте!» – сказали ребята на Совете школы. Работа в проекте способствует формированию качественно иных знаний и умений учащихся. У ребят появилась возможность почувствовать себя исследователями, работая над важными для человечества вопросами.
Вполне понята актуальность и своевременность данного проекта. А насколько готов школьный коллектив к его реализации?
Учителя нашей школы давно работают над развитием творческого потенциала ученика. Более 10 лет в школе успешно работает кружок солнечной энергетики (руководители – Галина Гухман и Анна Мальцева). Учащиеся кружка неоднократно были победителями различных конкурсов.
Солнечные батареи используются и в работах кружка робототехники (руководители – Марина Пашедко и Сергей Винников). И хотя кружок существует лишь второй год, работы учащихся отмечены дипломами конкурсов: за лучшую техническую работу – в рамках проекта «Шаг в будущее», проводимого МГТУ, и в Санкт-Петербурге, на «Сахаровских чтениях», где ребята получили диплом с подписью нобелевского лауреата Жореса Алферова.
Традицией нашей школы стало проведение предметных недель. В рамках «Недели физики» состоялась встреча с космонавтом, Героем России Юрием Усачевым. Ребята впервые увидели живые космические снимки, сделанные очевидцем.
Наши учащиеся – победители различных конкурсов экологических проектов, включая международные (руководитель – Татьяна Юрьева). Особенно интересны их снимки с использованием солнечных батарей, сделанные в рамках городских проектов, посвященных конкурсу Вернадского и 140-летию Московского зоопарка.
Участие в новом проекте стало естественным продолжением инновационной работы школы. В состав участников проекта школы входят учителя и ученики-единомышленники. В проектной деятельности выделены два основных направления – работа с космическими снимками (в географии и экологии) и солнечными батареями (физика и технология).
Комментарии