search
main
0

Высокие маяки

В большом мире научных исследований

Научно-исследовательская деятельность сегодня является неотъемлемой частью образования в школах Москвы. Современные реформы и обновления стандартов образовательных программ включают в себя все больше элективных курсов, учебных предметов, перечней мероприятий для участия, где необходимо ведение научно-исследовательской деятельности школьников.

Руководителем проектной или исследовательской работы современного ученика школы чаще всего выступает учитель того или иного предмета. При этом следует отметить, что преподаватели школ сегодня – это наиболее важная группа специалистов своего дела, оказывающих непосредственное влияние на структуру и содержание современного образования в школе.

Деятельность учителя оказывает существенное влияние как на систему образования, так и на самих учеников. Умение раскрыть индивидуальность ребенка, услышать его и понять интересы, увлечь за собой и привить интерес к науке – вот основная компетенция учителя-предметника. И здесь хотелось бы процитировать китайского философа Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Глубокий смысл заложен в данных словах, и сегодня он, как никогда, актуален: развитие предметных и метапредметных знаний ребенка должно обеспечиваться с помощью подкрепления навыками работы в выбранной области знаний. В таком случае школьный учитель будет выступать для ученика наставником, руководителем, направляющим в большом мире научных исследований.

Но всегда ли учитель был сразу руководителем работы? Отнюдь, во время своего обучения мы, учителя, так же как и наши ученики, полагались на своего наставника. Наверное, каждый из нас готов сейчас вспомнить того человека, который открыл и показал мир научных исследований, научил нас оформлению исследований, методологии преподавания предмета, поддерживал при неудачах и хвалил в случае победы.

Помимо педагогической деятельности я также веду научную работу в области радиационной биологии и изучения влияния ионизирующего излучения на организм животных. На всех этапах становления меня как научного сотрудника, как полноценного преподавателя-исследователя меня сопровождали руководители выпускных квалификационных работ, внесших огромный вклад в развитие моих профессиональных компетенций, работа с которыми позволяет мне сегодня руководить проектными и исследовательскими работами моих учеников, помогать им готовить работы самого высокого уровня.

2023 год объявлен Годом педагога и наставника. И сегодня я хочу поблагодарить своих учителей, своих наставников, людей, прививших мне интерес к научной работе, научивших меня не бояться ошибиться, поддерживающих меня на тернистом пути к званию кандидата биологических наук. Мои учителя, эти слова благодарности вам!

Мои первые наставники – сотрудники МГАВМиБ-МВА имени К.И.Скрябина, кафедры радиобиологии имени академика А.Д.Белова, д. б. н., профессор Николай Петрович Лысенко и к. б. н., доцент Лариса Васильевна Рогожина. Вы научили меня формировать схемы исследования, оформлять результаты, показали принципы работы оборудования, выпустили меня, тогда еще птенца-бакалавра, с ветеринарно-биологического факультета. Спасибо вам за поддержку!

Мой научный руководитель магистерской диссертации – д. б. н., профессор Российского биотехнологического университета Сергей Николаевич Коломиец. Вы научили меня не бояться упасть, а встать и начать путь снова. Вы показали мне мои возможности и силы. Вы открыли лучшие мои стороны. Вам я обязана получением золотой медали РАН (решение президиума РАН от 24.05.2020 г.). Спасибо вам за веру в меня!

Мой наставник – доктор биологических наук заведующий лабораторией радиационной безопасности и ветеринарно-санитарной экспертизы ФЦТРБ-ВНИВИ (Казань) Алексей Викторович Фролов. Вы научили меня стойкости и терпению, ваша поддержка при подготовке моей кандидатской диссертации была и остается колоссальной. Вы научили меня работать с литературными данными, работать не покладая рук, для того чтобы потом наслаждаться плодами собственного упорного труда. Спасибо вам за помощь!

Квалификация педагогов становится наиболее мощным фактором, влияющим на изменение парадигмы образования. Самим педагогам необходимы соответствующее организованное обучение и развитие их компетенций. Опыт, убеждения и компетентность педагогических работников развиваются во время их профессионального роста, основываются на их собственных научных исследованиях, сотрудничестве с коллегами и прислушивании к наставникам.

Мария ЕГОРОВА, учитель биологии, куратор городских проектов «Медицинский класс в московской школе» и «Естественно-научная вертикаль» школы №777 имени Героя Советского Союза Е.В.Михайлова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте