Один из ключевых принципов организации обучения в школьном предпрофессиональном классе (инженерном, IT, медиаклассе) -непосредственное знакомство ребят с профильными специальностями, по которым они будут поступать в вуз. Однако не всегда школа может обеспечить это знакомство самостоятельно, без привлечения социальных партнеров. Сетевое взаимодействие между образовательными организациями подразумевает взаимовыгодное партнерство, внутри которого участники коммуникации решают целый комплекс задач: обмениваются опытом, ресурсами, реализуют совместные проекты. Как показывает опыт коллектива школы №1576, в условиях взаимной заинтересованности такие партнерские отношения имеют множество вариантов и уровней реализации – от простого сотрудничества в области профориентации до реальной интеграции образовательных программ.
Механизм выстраивания сетевого взаимодействия в школе №1576 нацелен на создание и оптимальное функционирование данного процесса как системы. Формирование сетевых связей выстраивается с учетом следующих факторов:
– наличия запроса на сотрудничество, а также понимания всеми сторонами его потенциальных образовательных возможностей;
– конкретных задач, которые могут быть реализованы в рамках данного проекта;
– выбора модели взаимодействия (важное значение в ее определении имеют разработанные Городским методическим центром документы, в частности типовые договоры);
– юридических требований и норм документального оформления сетевого взаимодействия;
– возможностей мониторинга образовательных результатов сетевого взаимодействия, получения обратной связи от детей, педагогов, родителей, независимой оценки достигнутых результатов.
На сегодняшний день в числе партнеров школы около 30 высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, государственных научных центров и организаций социальной и производственной сферы, с которыми осуществляется коммуникация разных уровня, формата и степени интенсивности.
В качестве примера интенсивного взаимодействия можно рассмотреть спецкурс «Программирование Python», который реализуется на базе Московского авиационного института. Этот опыт взаимодействия позволяет нашим ребятам из IT- и инженерного классов углубленно знакомиться с программированием на языке Python, учиться мыслить алгоритмами при решении практических задач. Стратегическая задача курса состоит в подготовке специалистов в области прикладных программных решений, глобальных компьютерных сетей. Ребята уже научились решать взрослые программные задачи, на практике применяемые при разработке сайтов и приложений, создавать собственные компьютерные игры.
Выход за пределы учебного класса помогает школьникам увидеть весь мир, его возможности и образовательные ресурсы как открытое пространство личностного профессионального развития. И это чрезвычайно важно, поскольку затрагивает не только hard skills, но и soft skills ребят. В этом процессе формируются ключевые компетенции: исследовательские, креативные, связанные с проектированием и моделированием задач и ситуаций.
Академические классы школы №1576 ориентируются на возможности лабораторий сетевых партнеров (факультет почвоведения Московского государственного университета, Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной биотехнологии, парк «Зарядье») для проведения исследовательских работ в области генетики, химии, биологии, экологии, биотехнологий, охраны окружающей среды. Так, учащиеся школы в рамках научного проекта исследовали экологию водоемов заказника «Петровско-Разумовское». Проект был отмечен на городских конкурсах и конференциях. Лабораторная база для его реализации была предоставлена сетевым партнером школы – Всероссийским научно-исследовательским институтом сельскохозяйственной биотехнологии.
Совместно с Московским городским университетом управления Правительства Москвы в школе реализуется программа «Управление мегаполисом», в рамках которой учащиеся старших классов знакомятся с такими специальностями, как «управление персоналом», «экономика», «финансы», «банковское дело».
Новые возможности, появившиеся благодаря принципиальному решению столичных властей сделать город и его инфраструктуру доступными любому школьнику (под девизом «Москва – город образования»), позволяют уже сейчас заглянуть в будущее и помочь ребенку выбрать ту образовательную траекторию, которая выведет его на орбиту высшего профессионального образования. Тем более что процесс профессионального самоопределения нередко занимает месяцы и годы, а широкая система сетевого взаимодействия школы с вузами позволяет уже на этапе школьного обучения убедиться в правильности своего выбора, ведь изменить профиль в 10‑м классе, несомненно, проще, чем позже на одном из курсов вуза.
Денис ПЛАТОНОВ, Ирина НОВИКОВА, методисты школы №1576
Комментарии