Лицей №1502 при МЭИ обязан своим появлением инициативе руководства Московского энергетического института, поддержанной Перовским руно. Таким образом, участие в формировании научно-технической интеллигенции XXI века изначально было заложено в его образовательную программу как сверхцель.
Постоянно меняющиеся условия нашей жизни определили направление развития лицея за прошедшие 24 года, сформировав на сегодняшний день такие задачи, как создание многопрофильного лицея, развитие проектно-исследовательской деятельности и индивидуализация образовательного процесса как средство повышения качества образования, самоопределения учащихся и реализации интегративной модели лицей – вуз. Формирование профилей лицейских классов обусловлено несколькими факторами: во-первых, это тенденции развития современного образования (гуманизация, гуманитаризация, информатизация, экологизация), во-вторых, это социально-экономические и социокультурные условия Москвы, в-третьих, это, безусловно, направленность факультетов вуза-партнера – Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт» и, разумеется, образовательные запросы учащихся и их родителей. Именно учет этих факторов позволил нам из жесткой физико-математической школы превратиться в лицей, предоставляющий широкий спектр образовательных услуг. В лицее №1502 при МЭИ существует многоуровневая профилизация. 1-й уровень – ориентация на последующее инженерно-техническое или естественно-научное образование при поступлении в лицей. Основа этого уровня – фундаментальная подготовка по математике, физике, информатике в рамках лекционно-семинарской системы, позволяющей поддерживать высокий уровень как теоретической компоненты каждого учебного предмета, так и выработки практических навыков. Особо следует отметить выделение в самостоятельный курс «Технология использования современных измерительных приборов и оборудования» лабораторного практикума по физике, что способствует формированию полезных практических навыков и практико-ориентированному осмыслению физических процессов. 2-й уровень – обучение в профильном классе согласно пожеланиям учащихся, результатам психологического тестирования и уровню знаний по профильным предметам. При трехгодичном обучении в лицее (9-11-й кл.) учащиеся могут выбрать класс с углубленным изучением физики и математики или с углубленным изучением информатики, класс с углубленным изучением иностранного языка (изучение иностранного языка на высоком уровне и второго языка в 10-11-м классе) или билингвальный класс (параллельное изучение английского и немецкого языков на повышенном уровне), экономический или экологический класс, а также общелицейский класс для учащихся, еще не определившихся с направлением своего дальнейшего образования. При двухгодичном обучении (10-11-й кл.) учащиеся выбирают класс с углубленным изучением информатики или с углубленным изучением иностранного языка, или общелицейский класс. Эта система профилей постоянно развивается и расширяется, причем не только за счет создания новых классов в параллели. Например, в настоящее время в экологическом классе формируется учебная подгруппа химико-биологического профиля, ориентированная на учащихся, которые заинтересованы в изучении химии и биологии в большем объеме в связи с планами поступления в вузы соответствующего профиля. Перспективы развития профилизации видятся нам в создании межклассных групп различной направленности – химия, экология, биология, право, экономика, – позволяющих максимально индивидуализировать образовательный процесс на старшей ступени. 3-й уровень – возможность выбора элективных курсов, способствующих удовлетворению познавательных потребностей обучающихся. Элективные курсы существуют в лицее не менее 20 лет. Учащимся мы предлагаем широкий спектр дисциплин, углубляющих учебные предметы («Дополнительные главы математики», «Решение задач с параметром», «Химический эксперимент», «Россия в новейшее время»), или развивающих («Путь к успеху», «Теория алгоритмов», «Основы фотоискусства», «Мир этикета»), или практико-ориентированных («Выживание в природе», «Основы журналистики»). Разработанная система элективных курсов дает возможность каждому ученику за 10-11-й классы пройти три различных полугодовых курса, например, «Психология общения», дающий ответы на актуальные для подростков вопросы об особенностях межличностных контактов и помогающий им решить свои проблемы; «Выживание в природе», способствующий формированию полезных навыков, которых так не хватает городским детям. 4-й уровень – проектно-исследовательская деятельность учащихся. Получившая в последнее время широкое распространение технология проектирования (проектная деятельность) вполне уместна в решении проблем профессионального самоопределения личности. Проектно-исследовательская деятельность неновое направление в работе лицея. Однако жизнь ставит дополнительные задачи, которые мы стараемся решить. Направления этой работы можно представить таким образом: – проекты, связанные с изучением учебной программы;- проекты в рамках элективных курсов;- проекты в рамках профилизации классов;- научно-исследовательская деятельность;- научно-практические конференции школьников. В рамках урочной деятельности лицеисты по заданию учителя или собственной инициативе готовят презентации, выступают с рефератами. Нередко именно здесь рождаются первые ростки будущих серьезных проектов. В рамках элективных курсов существует немало возможностей для проектной деятельности. Скажем, курс «Актерское мастерство» заканчивается постановкой спектакля, «Основы телевидения» – выпуском видеороликов, а появившийся недавно курс «Основы робототехники» – лицейским турниром по робототехнике, интересным и зрелищным мероприятием. В лицее стало традицией проведение двух «малых» конференций, которые возникли в связи с необходимостью реализации учащимися своих проектов и исследований. Уже упоминавшаяся учебная практика для учащихся профильного экологического класса дала толчок рождению эколого-биолого-химической конференции «Экополис» (проведено пять таких конференций), а работы ребят по изучению экспериментальных методов исследования по физике теперь рассматривают на лицейской физической конференции (с 2012 г. – конференция экспериментальных проектов в области естественных наук «Ахилл и черепаха»; проведены уже 7 конференций). Администрация, педагогический коллектив лицея планируют развивать практику проведения лицейских конференций по различным учебным предметам (предметным областям).Большим подспорьем в работе служат имеющиеся в лицее лаборатория химии воды, цифровая лаборатория «Архимед»; планируется создание астрономической площадки.В 2011 году в лицее появилась уникальная инновационная площадка – лаборатория «Экспериментариум 1502 МЭИ», прототип которой лаборатория FabLab. «Экспериментариум 1502 МЭИ» создан благодаря гранту одной из крупнейших энергетических компаний «Шлюмберже» в рамках международной образовательной программы SEED. Это первая в России и мире FabLab-лаборатория для школьников. «Экспериментариум 1502 МЭИ» – компактная цифровая мастерская, в состав которой входят аппарат для лазерной резки, фрезеровально-гравировальный станок, приборы трехмерного моделирования, 3D-сканер, токарный и фрезерный станки с ЧПУ, датчики и робототехнические средства. Лаборатория включает в себя специальное оборудование для дизайна, измерительную технику и средства управления проектами. Мы планируем приобрести 3D-принтер. «Экспериментариум 1502 МЭИ» – отличная образовательная среда для увлеченных, творческих ребят, мотивированных на проектно-исследовательскую деятельность. За небольшой период существования лаборатории подготовлены десятки уникальных проектов, проведено несколько международных семинаров под руководством профессора Стенфордского университета Паоло Бликштейна, осуществляется успешное сотрудничество с методическим центром Восточного округа. Интересно прошел первый лицейский турнир по робототехнике, ученики лицея результативно выступили на выставке НТТМ-2012 (ВВЦ). По итогам конкурса на получение премии «Призер» в рамках ПНПО номинированы три человека, медалью «За успехи в научно-техническом творчестве» награждены два человека, дипломы выставки получили четыре человека. В ноябре 2012 года проекты лицеистов экспонировали на Московском международном форуме инновационного развития «Открытые инновации» (Экспоцентр на Пресне), который посетили Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев и другие руководители России и Москвы. Дальнейшее развитие лаборатории состоит в интеграции с Центром технологической поддержки образования, создаваемым Департаментом образования в 13 московских вузах, в том числе и в НИУ МЭИ. У нас появляется уникальная возможность совместного творчества старшеклассников со студентами, школьных учителей с преподавателями и научными сотрудниками вузов. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Ученые МЭИ и специалисты лаборатории лицея организовали и провели онлайн-конференцию, в ходе которой обсуждали вопросы взаимодействия между студентами МЭИ и лицеистами. Администрация и педагоги лицея считают одним из приоритетных направлений своего развития проектную деятельность лицея, вовлечение большего количества учащихся в научно-техническое творчество. Лаборатория «Экспериментариум 1502 МЭИ» – отличная база для реализации потенциала учащихся. Лицей готов транслировать возможности лаборатории и имеющиеся наработки в образовательные учреждения Москвы. С методическим центром Восточного округа мы уже реализуем план совместной работы. Появление в лицее уникальной лаборатории привело к значительному увеличению количества проектно-исследовательских работ, вынесенных на недавно проведенную XXII Открытую московскую естественно-научную конференцию школьников «Потенциал». На конференции «Потенциал» (8-9 февраля 2013 г.) были представлены 12 работ учащихся лицея, подготовленных с использованием ресурсов лаборатории «Экспериментариум 1502 МЭИ», по робототехнике, энергосбережению и физике. Инициатором проведения конференции «Потенциал» в 1992 г. был лицей №1502 при МЭИ, теперь это одна из базовых городских конференций Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ. В первые годы проведения конференции работали секции физики, математики и информатики, затем прибавились секции экологии и химии, в 2011 г. – секции биологии и энергосбережения, а в этом году впервые работала секция робототехники. Таким образом, наша конференция по праву считается естественно-научной. Она ежегодно собирает более 200 учащихся старших классов образовательных учреждений со всех округов Москвы, ближнего Подмосковья (Балашиха, Железнодорожный, Реутов, Люберцы). XXII конференция «Потенциал» была представлена 11 секциями, заслушано более 150 интересных работ. Общее количество участников за время существования конференции составило более 3700 человек. Нашу конференцию отличают открытость, доступность, внимательное отношение к детям. Оргкомитет готов к дальнейшему развитию конференции, к диалогу с ее участниками. Количество иногородних участников в этом году составило 77 человек из разных регионов России и, что особенно радует, 33 из Республики Беларусь. Нашим гостям мы предложили культурную программу города и автобусную экскурсию «Вечерняя Москва». Участие в конференции иногородних представителей мы считаем очень полезным. Это вызывает большой интерес у московских школьников, открывает новые возможности для общения, обеспечивает проведение на конференции такого нужного мероприятия, как дискуссионный клуб. За многие годы проведения конференции сформировался уникальный по своему составу экспертный совет – стабильный коллектив ученых Москвы, обладающий высоким научным уровнем, педагогическим тактом и необходимыми знаниями особенностей возрастной психологии. Это представители профессорско-преподавательского состава МГУ им. М.В.Ломоносова (11 человек), НИУ МЭИ (15 человек), МИФИ, МИОО, Института органической химии РАН, методисты Восточного округа, педагоги лицея. Конференция неуклонно расширяется, увеличивается количество секций как по числу дисциплин, так и за счет разделения некоторых предметов. Практика показала необходимость двух секций по математике и физике (теоретическая и практическая), двух-трех секций по биологии и экологии (по направлениям этих наук), информатики. Большая организационная и научная роль принадлежит вузу – партнеру лицея – НИУ МЭИ. Еще одним серьезным проектом лицея, который выходит на большое количество образовательных учреждений города, стали городские исторические чтения «Защитники Отечества», проходящие с 1995 года. На мероприятие прибывают более 30 школ Москвы, на обсуждение выносят темы, связанные с юбилейными историческими событиями. Тема прошедших недавно XIX городских исторических чтений звучала так: «Россия: 300 лет под скипетром Романовых». 16 лет в лицее проводится литературный творческий семинар «Я хочу быть услышан…», позволяющий школьникам, пробующим писать прозу или стихи, представить свои работы профессиональным литераторам, обсудить их вместе с другими участниками семинара. Нетрудно заметить, что лицей предлагает учащимся самые широкие возможности для реализации своего потенциала и всестороннего развития. Мы видим в проектно-исследовательской деятельности учащихся не только средство для углубления профилизации, но и возможность коррекции выбранного направления. Таким образом, возникнув в рамках изучения отдельных предметов и пройдя такие этапы развития, как существование в качестве формы итоговой аттестации или открытых защит, сегодня проектно-исследовательская деятельность учащихся стала структурообразующим элементом лицейского образования. Наши ребята успешно выступают на Российской научной конференции школьников «Открытие» (Ярославль), Балтийском научном инженерном конкурсе (Санкт-Петербург), во Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, в Международной конференции научно-технических работ школьников «Старт в науку», во Всероссийском конкурсе научных работ школьников «Юниор», Московской городской гуманитарной научно-практической конференции «Человек и общество», московской международной модели ООН, окружной научно-практической конференции «Дети – творцы XXI века». В последнее время мы наблюдаем такие тенденции в развитии проектно-исследовательской деятельности: возросший интерес учащихся (особенно 9-10-х классов) и падение заинтересованности педагогов – научных руководителей. Повышение детского интереса понять легко: исследовательская работа увлекательна, в лаборатории поступает современная техника. Ну а педагоги? Перегружены основной работой, резко увеличилось количество отчетности, нет и должной мотивации. Что сегодня учитывается? Результаты ЕГЭ и ГИА, успешность участия школьников в олимпиадах. По этим же критериям оценивается и школа. Как же так? Ведь в новых ФГОС проектная деятельность поднимается на довольно высокий пьедестал. Следовательно, нужно серьезным образом поощрять и учителей – научных руководителей, и образовательные учреждения – и те, которые направляют школьников на конференции, и уж тем более те, которые проводят на своей базе конференции (ведь это серьезный, напряженный труд всего коллектива учреждения!). Необходимая компонента в развитии системы профильного образования в лицее профориентационная работа с учащимися. Лицей открыт для сотрудничества с образовательными учреждениями, которые обладают высоким статусом, востребованы учащимися. Частые гости – представители Академии ФСБ России и структур этой организации. Но основной упор в работе направлен на совместные проекты с вузом-партнером – Национальным исследовательским университетом «МЭИ». Наша деятельность в области профориентации менялась вместе с естественными изменениями, проходившими в обществе. На сегодняшний период профориентация сложилась как перечень взаимосвязанных и взаимодополняющих мероприятий. Первичное знакомство с МЭИ учащиеся 10-х классов получают в стенах лицея во время встреч с руководителями университета и его подразделений (институтов). На таких встречах присутствуют лицеисты вместе с родителями, получая необходимую информацию. По итогам обучения в 10-м классе проводится трехнедельная учебная практика на кафедрах МЭИ. Руководство университета предлагает ребятам широкую возможность ознакомиться с различными кафедрами вуза, направлениями обучения, перспективами трудоустройства. У ребят экологического профиля свои задачи. После недельной практики на кафедре экологии МЭИ учащиеся с большой пользой проводят 4 дня в учебно-полевом центре международной ассоциации «Экосистема» в Подмосковье, приобретая практические навыки в условиях нахождения на природе (гидрогеология, зоология, ботаника). В 11-х классах профориентационная работа продолжается. Вновь руководители вуза и его подразделений приезжают в лицей на встречи с учащимися и их родителями. В течение трех последних лет МЭИ проводит на площадке лицея один из отборочных этапов межвузовской олимпиады школьников «Надежда энергетики», победители которой имеют возможность поступления в технические вузы. Проведение олимпиады на территории лицея, несомненно, привлекает к ней большее количество потенциальных участников, в том числе ориентированных на учебу в МЭИ. Лицей и МЭИ предоставляют возможность учащимся лицея посетить кафедры университета, интерес к которым возник после окончания практики. Вуз организует экскурсии в эти подразделения в тот период, когда ребята принимают окончательное решение о выборе вуза и направлении обучения. В лицее успешно работает Клуб интересных встреч. Известные ученые приезжают к ребятам, чтобы приобщить их к большой науке. За последнее время перед лицеистами выступали профессор МЭИ Д.Иванов («О перспективах использования термоядерного синтеза», «Гибридный ядерный реактор», «Эволюция Вселенной», «Космическая экспансия человечества и D-He термоядерный реактор»), профессор МГУ, академик РАЕН В.Твердислов («Симметрия и эволюция», «XXI в.: великое объединение наук»), доктор технических наук, профессор МЭИ В.Виссарионов («Перспективы использования возобновляемых источников энергии в России и мире»), доктор технических наук, профессор МЭИ Н.В.Кулешов («Водородная энергетика»), директор государственного астрономического института им. Штернберга МГУ академик РАН А.Черепащук («Современные проблемы астрономии»), доктор технических наук профессор МЭИ В.Очков («Новые информационные технологии при решении школьных задач (Mathcad) – Интернет, анимация, социальные сети»), выпускник МГУ, доктор физико-математических наук, руководитель одной из групп запуска Большого Адронного коллайдра в Церне (Швейцария) Илья Агапов. Тематика этих встреч должна быть связана не только с перспективами обучения в вузе и проблемами большой науки, но и с возможностями дальнейшего трудоустройства ребят. Большой интерес учащихся и их родителей вызывают встречи с представителями крупных энергетических компаний – РусГидро, Федеральной сетевой компании. Организация подобных мероприятий чрезвычайно сложна, требует больших трудозатрат, поэтому мы надеемся на то, что встречная инициатива Департамента образования по проведению встреч старшеклассников с представителями науки и производства поможет в реализации этой актуальной задачи. Возможно, Клубу директоров удастся создать свой «обменный фонд» организаций и лидеров, готовых работать со школой. Следует отметить, что в большинстве мероприятий принимают участие и девятиклассники, получая необходимую информацию для последующего выбора направления высшего образования. Итоги поступления лицеистов в вузы во многом иллюстрируют и направленность лицея на техническое образование, и проводимую работу в области профориентации. В прошлом году 105 выпускников (43%) пошли в МЭИ, еще 57 человек (24%) – в различные технические вузы, 36 человек (15%) – в МГУ им. М.В.Ломоносова, 20 человек (9%) – в экономические вузы, в том числе 15 человек – в Высшую школу экономики. В медицинских, экономических, социальных, педагогических университетах, академии ФСБ и МВД можно встретить наших бывших лицеистов. В настоящее время наблюдается несоответствие между возрастающей сложностью мира и способностью молодых людей, выпускников общеобразовательных школ, ориентироваться в нем. Следовательно, перед образовательными учреждениями стоит задача подготовки выпускника, способного адекватно реагировать на изменения окружающего мира, вооруженного практико-ориентированными знаниями, которые позволят ему реализовать свои потенциальные возможности, «встроиться» в реальное пространство современного бытия со всеми его противоречиями и рисками. По сути, образование должно помочь ребенку в выборе той или иной жизненной и профессиональной траектории, стратегии развития личности. Образовательная программа лицея как профильно-ориентированной ступени старшей школы ориентирована на функционирование разнопрофильных лицейских классов в системе непрерывного образования (школа – вуз). Она обеспечивает условия для реализации прав личности на получение образования с учетом потребностей, интересов, перспективной ориентации и склонности учащихся; осуществляет раннюю профилизацию обучения и создает максимально благоприятные условия для развития и постоянного наращивания творческого потенциала личности учащегося; создает гибкий механизм вариативного уровневого содержания образования в соответствии с избранным профилем на основе уровня обученности учащегося, что предполагает вариативность и уровневый характер учебных программ; обеспечивает базу для получения широкого образовательного кругозора, ориентации в образовательном пространстве, профессиональной ориентации и самообразования. Владимир ЧУДОВ, заслуженный учитель РФ, лауреат Премии Президента РФ, директор лицея №1502 при МЭИ; Елена САМОХВАЛОВА, заслуженный учитель РФ, лауреат Премии Президента РФ, заместитель директора лицея; Иван ВНУКОВ, заместитель директора лицея
Комментарии