Только что Высшая школа экономики выпустила курс магистрантов по программе Анатолия Каспржака «Управление образованием». Мне посчастливилось познакомиться с этими людьми, среди которых директора школ, завучи, кандидаты наук из Москвы, Питера, Самары, Новосибирска – один солиднее и интереснее другого. Естественно, в наш последний вечер я не смог удержаться от расспросов, уж очень хотелось узнать, что дала им программа и стоило ли это двух с половиной лет, когда и без того в плотном рабочем графике приходилось искать время еще и на серьезную учебу.
Удивительное дело, но все истории оказались чрезвычайно похожи. Жил человек, занимал весьма приличную должность, опыта – на троих хватит. И вдруг в какой-то момент приходило четкое понимание: так дальше жить нельзя, я бегу по колее, завтра сливается с вчера, ответов становится больше, чем вопросов, меня уже ничего не радует и не удивляет, а так быть не должно, нужно срочно что-то менять. Именно магистратура помогла им выскочить из этой колеи, разорвать замкнутый круг обыденности. И что еще важнее – познакомила с единомышленниками, с которыми теперь можно говорить на одном языке и вместе прорываться из колеи в завтрашний день, потому как в одиночку, конечно, не вытянуть. Всех их уже пригласили вступить в Ассоциацию выпускников магистерских программ, а отечественное образование получило еще двадцать с лишним руководителей, которые будут тащить ее в будущее. Много о чем говорили мы в этот вечер. И как-то неожиданно зашел разговор о начальной школе: как определить, какая хорошая, а какая – так себе. Надо сказать, что до этого я работал с магистрантами в другом вузе. И там большинство моих собеседников на этот вопрос ответить так и не смогли. Тут же завязалась жаркая дискуссия. Одни утверждали, что лучшая начальная школа та, где детям комфортно и они не испытывают никакого беспокойства. Другие настаивали, что учеба – это тяжелый труд, дети приходят в школу работать, так что стоит ли ставить во главу угла именно комфорт? Кто-то уверял, что дети в первые годы должны освоить учебную деятельность, научиться работать с информацией, искать ее в разных источниках, формулировать и задавать вопросы. И только два человека сказали, что начальная школа та хороша, где в учениках не убивают любопытство, после окончания которой дети не теряют интерес к миру, желание познавать и узнавать. И когда я это услышал, то понял – у нас есть шанс выскочить из любой, самой глубокой колеи. NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор академик РАО.
Комментарии