Дорогие читатели! По сложившейся уже традиции представляем вам спецвыпуск Сетевого издания «Учительская газета», в котором мы собрали статьи об интересных событиях марта.
Никита Чудин, главный редактор сетевого издания «Учительская газета»:
– Уважаемые читатели! Очередной спецвыпуск сетевого издания «Учительская газета» верстался в тот момент, когда террористы напали на зрителей, находившихся в подмосковном «Крокус Сити Холле». Всей редакцией мы скорбим по жертвам этой чудовищной трагедии. Выражаем искренние соболезнования родным и близким пострадавших.
Мы приняли решение, что вопреки всему продолжим рассказывать о событиях, происходящих в сфере образования, делиться тем, что делает наш мир светлее и лучше. Дорогие друзья! Желаем всем мира, добра и созидания.
Напоминаем, что, скачав номер, вы можете распечатать его и прочитать в привычном, бумажном формате.
В мартовском спецвыпуске наши авторы рассказали о важных событиях, произошедших в сфере образования в прошлом месяце, о важных датах и юбилеях, а также поделились своими методическими наработками.
От наставничества к профессионализму молодых: в поселке Лазаревское прошел Межрегиональный педагогический форум. Весна. Март. Каникулы. В пансионате «Гренада» поселка Лазаревское города Сочи молодые начинающие учителя из 25 регионов России встретились с опытными наставниками, учеными, методистами, победителями и лауреатами известных профессиональных конкурсов. Главной идеей форума, традиционно проводимого уже много лет Ассоциацией творческих педагогов Дона при поддержке Профсоюза работников образования Ростовской области, стали слова Василия Сухомлинского: «Школа – святыня и надежда. В ней творится человек!»
От короткой и простой до загадочной и тайной: педагогическая сказка как зеркало образования. Что такое сказка? А в чем отличительные черты педагогической сказки? Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала Московского городского педагогического университета, рассуждает об этом, а также приводит свои примеры.
Педагогика свободной творческой личности: к 150‑летию со дня рождения Николая Александровича Бердяева. Главные педагогические темы H.A. Бердяева тесно переплелись с антропологией, психологией, культурологией и историей просвещения. Педагогическая проблематика раскрывается ученым в идеале свободной и творческой личности, «русской идее» как целях общей теории образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания.
«Разрешите представиться. Маяковский…»: как зримо увидеть и расшифровать художественные образы в большой поэзии. Может пришло время взглянуть на Маяковского и его поэзию чуть по-другому, изменив ракурс, сменив фокус зрения? Без ярлыков, отказавшись от шаблонных обвинений и попреков. С простым и искренним человеческим интересом. Интересом к тому, кто мысленно и в стихах думал… и о нас, людях ХХI века, обращался к нам.
Великому педагогу Шалве Александровичу Амонашвили – 93! Шалва Амонашвили продолжает писать книги, он созидает и вдохновляет на новые дела и свершения многих из нас, сторонников его идей, мировоззрения, концепции гуманной педагогики.
Материнская вера: покажите ребенку все хорошее, что у него есть. Я знаю, что не могу контролировать весь воспитательный процесс, ибо я не единственный воспитатель для своего ребенка – есть его отец, бабушки, дедушки, учителя, а также невидимые помощники и воспитатели (ангелы-хранители), которые направляют его. Я верю в то, что мы с мужем – родители от Бога. Ибо он выбрал именно нас своими родителями. Значит, нам есть чем поделиться и помочь взрастить этого ребенка. Я верю в преобразующую силу гуманной педагогики.
В 2024 году конкурсу «Учитель года России» исполняется 35 лет. Не круглая, но все же серьезная дата, свидетельствующая о весьма солидном возрасте и достойном месте, которое он занял в истории отечественного образования, завоевав заслуженный авторитет и признание.
Семь «уроков» конкурса «Учитель года – 2023». Екатерина Тенютина, один из членов жюри конкурса «Учитель года Росси»-2023, об «уроках», которые преподал ей конкурс.
Музыка души. Всемирный день поэзии – время вспомнить о великих именах. Всемирный день поэзии – событие для тех, кто любит стихи, декламирует любимые строки по случаю и без повода, с придыханием произносит имена людей, сотворивших величайшее чудо, и передает свое увлечение окружающим. 21 марта земляне чествуют поэтов всех времен и народов. Они – герои праздника.
Только сердцем: урок невозможен без эмоционального контакта с детьми. Добрые взаимоотношения являются той волшебной палочкой (она есть у каждого творческого учителя), которая начинает урок, вовлекая мысли ребят в процесс обучения. Но хочется напомнить слова Льва Николаевича Толстого: «Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». …Только искренне, только сердцем.
Первый навсегда! Юрию Алексеевичу Гагарину исполнилось 90 лет. Чем больше времени проходит со дня его триумфального полета в космос, тем все более растет интерес к его личности. Имя, подвиг, образ, феномен Юрия Гагарина всегда будут волновать умы историков, библиографов, исследователей. О малоизвестных фактах из его жизни, личных встречах с ним, с его дочерью Еленой Юрьевной Гагариной – в материале Ирины Димовой.
ВСНП в «Машуке» – знания на высоте! Трехдневный образовательный интенсив от наставников-просветителей. В 2023 году появилось новое сообщество педагогов – Всероссийское сообщество наставников-просветителей, ядром которого стали уже зарекомендовавшие себя за год работы учителя-блогеры, а 22-26 февраля 2024 года в центре знаний «Машук» состоялся первый форум молодого сообщества. Он собрал почти сто представителей 46 регионов нашей страны, перед которыми стояла большая задача: определить стратегию развития сообщества на ближайшее время.
Екатерина Дашкова: выдающаяся женщина, которая стояла у истоков Российской академии наук и стала ее президентом. Первая в мире женщина – президент Российской академии наук княгиня Екатерина Романовна Дашкова стояла у истоков ее создания. Видный государственный деятель, талантливая писательница, педагог, одна из самых заметных деятелей эпохи русского Просвещения, человек кристальной честности, она заботилась об улучшении материального положения ученых и преподавателей университетов.
Тринадцатый подвиг Геракла: чудодейственная сила юмора в педагогике. О юморе в школе, его видах и функциях – статья от Олега Янковского, учителя русского языка и литературы школы при посольстве России в Иране, победителя конкурса «Учитель года России»-2023.
Время собирать песок: как инструментарий преподавателей-психологов РосНОУ помогает развивать субъектность студентов. Будущее невозможно знать. Однако его можно прогнозировать, о нем можно мечтать и самостоятельно создавать его. Например, выкладывая в песочнице фигурки, которые ассоциируются у человека с атрибутами-символами или признаками того будущего, о котором мечтается, или разгадывая смыслы метафорических карт. Субъектная позиция человека будет проявляться в понимании, что в этом образе желаемого будущего, о котором он мечтает, которое он задумал, он может и готов сделать сам. Здесь не преподаватель учит студента жизни и указывает, как правильно или неправильно, а сам обучающийся, чувствуя себя причиной собственной активности, готов взять на себя ответственность, принимать решения и действовать, достигая намеченных целей. Но что вообще такое эта загадочная «субъектность», с чем ее едят и как находят? Разбираемся в нашем материале.
Существуют ли «мертвые» уроки литературы? Конспект-размышление. Отечественная литература – четко сформулированная национальная идея России! Ни масскульт, ни идеология потребления, ни религия не играют столь важной объединяющей роли в нашем светском многонациональном государстве, как русский язык и написанная на нем литература. И тем досаднее сегодня слышать жалобы: «Дети перестали читать», «Литература для учеников стала ненужным предметом». Нам эта ситуация показалась профессиональным вызовом, возникла мысль рассмотреть самую невостребованную тему. Получится ли доказать на примере, что в литературе нет «мертвых» тем, что любой материал можно преподнести вкусно и актуально?
Учитель – это инженер человеческих душ: в Республике Саха (Якутия) прошел межрегиональный образовательный «Тумэр форум». Площадкой для педагогического общения и дискуссий в Верхневилюйском улусе стали Верхневилюйский республиканский лицей-интернат имени М.А.Алексеева с углубленным изучением отдельных предметов и верхневилюйская общеобразовательная школа №4 имени Д.С.Спиридонова, где 12‑13 марта состоялся межрегиональный образовательный «Тумэр форум», который включал в себя конкурс учителей математики, физики и учителей гуманитарного цикла.
Необычное в привычном: в цехах педагогической кузницы. На первый взгляд привычными стали уроки мастеров и учителей, которые прошли тернистый путь меж партами и школьной доской. Где-то там, в глубинах школьных классов, ковались и рождались их лучшие уроки года… И если кому-то показалось, что это привычный урок по программе, я не скажу «креститься надо», а лишь возьму блокнот, смартфон и авторучку – и на урок, да, стану подмастерьем мастеров.
Комментарии