Кукловод – редкая профессия. “Кукловождению невозможно научиться – это или есть, или этого нет”, – так сказала актриса Петрозаводского театра кукол Любовь Бирюкова. Даже из того мизерного количества студентов, оканчивающих соответствующие отделения училищ и вузов, душа куклы откроется лишь для двух-трех выпускников.
Об этом, а в основном о насущных проблемах кукловодов и их театров был наш разговор с актерами государственного Театра кукол Карелии Ольгой Корыхаловой, Татьяной Мацкевич, Любовью Бирюковой, заслуженной артисткой Карелии Любовью Гречишниковой и директором театра Людмилой Бондаренко.
Этот театр – единственный профессиональный театр кукол в республике. В 2000 году ему исполнится 65 лет. Театр специализируется на работе с детьми. Спектакли для взрослых – редкость. Хотя и такие постановки, так же как и выездные гастроли, необходимы актерам для поддержания профессиональной формы и творческого энтузиазма.
– В силу все тех же экономических причин театры кукол сегодня практически не имеют контактов друг с другом, – говорит Людмила Бондаренко. – Все выездные гастроли, кроме тех, которые заранее внесены в план Министерства культуры РК, театр финансирует за свой счет. Министерство как учредитель финансирует только заработную плату. “Чистыми” актеры получают от 500 до 950 рублей в месяц, зарплата обслуживающего персонала – 150-200 рублей. Но и самой высокой заработной платы добиться практически невозможно, так как только 25% труппы могут иметь высшую категорию.
Таким образом, даже ведущие актеры, много лет проработавшие в театре, не могут рассчитывать на повышение зарплаты до тех пор, пока не освободится соответствующее рабочее место. В результате: средний возраст актеров – 40 лет, молодежь уходит, люди не хотят работать за такую зарплату. Поэтому актеров в театре постоянно не хватает.
Зданию театра 35 лет. С 1986 года он ждет реконструкции, которая запланирована на 2003 год. Однако если даже планы и сбудутся, то все проблемы не решатся – театру необходимо новое помещение. Например, реконструкция сцены не может дать существенных результатов в силу отсутствия архитектурных возможностей старого здания. Проще говоря, ее надо расширять и поднимать вверх, чтобы сверху можно было легко спустить несколько декораций или выдвинуть их из боковых порталов. Сегодня актеры чаще всего вручную передвигают стремянку с декорацией, цепляясь за массивные кулисы. Актерская комната достойна удивления: в пяти квадратных метрах умудряются одеваться и гримироваться десять мужчин и женщин.
Родители юных зрителей часто интересуются, почему в детском театре нет буфета, ведь праздник обязательно должен быть с мороженым, да и многие взрослые предпочли бы во время спектакля отдохнуть в кафе.
– Спонсоров у нас нет, помочь некому. Ведь нас помнят только дети. А дети выросли – и забыли о куклах, – говорит Любовь Бирюкова.
Самая большая проблема театра, по мнению актеров, – это отсутствие необходимой осветительной и аудиоаппаратуры. Практически не используется такой важный прием представления, как световые эффекты, с помощью которых можно было бы во всем объеме возродить так называемые “мертвые” спектакли. Всего в годичном репертуаре театра около 30 спектаклей, из них 4 – новые постановки.
Что и говорить: есть идеи, желание и умение работать, хороший творческий коллектив, но финансирование оставляет желать лучшего. И когда актеры передают друг другу “по наследству” детские вещи и иной раз приносят картофель и крупу, чтобы накормить детей своих коллег, когда некоторые из них по выходным работают продавцами на рынке, о творческом росте говорить очень сложно. А Театр кукол любим и очень хорошо посещается. Несмотря на трудности, он уютен, красиво оформлен, и тот, кто побывал в нем хоть раз, обязательно приходит сюда, пока не станет взрослым.
Лариса КРАСАВЦЕВА
Петрозаводск
Комментарии