Адаптация детей к жизни в современном высокотехнологичном мире является одной из приоритетных задач образовательных организаций Российской Федерации. Решение данной задачи приобретает особую значимость при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образовательный процесс направлен на развитие у всех обучающихся с ОВЗ не только академических (предметных), но и жизненных компетенций. Их соотношение для каждого ребенка определяется его психофизическими особенностями. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями перевес делается в сторону жизненных компетенций.
В специальной (коррекционной) школе-интернате №52 уделяется пристальное внимание формированию социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и подростков с нарушением слуха, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, опорно-двигательными нарушениями и, следовательно, способствующей формированию навыков жизненных компетенций.
Единое образовательное пространство нашей школы представляет собой целостную вертикаль взаимосвязей урочной, внеурочной деятельности, системы дополнительного образования и включает в себя образовательную, коррекционно-развивающую области, оказание психолого-педагогической помощи ребенку, родителю (законному представителю) на протяжении всего периода обучения. Накопление в процессе обучения навыков самообслуживания, коммуникации, социального взаимодействия, бытовой и трудовой деятельности (начальных профессиональных навыков), а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (как компонент жизненной компетенции) готовят обучающихся к использованию приобретенных навыков для жизни в семье и обществе.
Для решения вопросов создания условий для приращения жизненного опыта обучающихся в школе осуществляется интеграция образовательного и воспитательного потенциалов различных организаций, учреждений и площадок столицы: образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионных, музейных и др. Среди положительных примеров взаимодействия, направленного на развитие речевых компетенций, являющихся одной из составляющих более сложных коммуникативных навыков, проведение уроков по литературному чтению в библиотеке №23 имени Максима Горького. Педагогом-организатором и педагогом-библиотекарем совместно с сотрудниками библиотеки согласуется тема, подбирается необходимый инструментарий с учетом психофизических особенностей обучающихся.
Социальные навыки формируются в ситуациях, связанных с включением детей в организованную деятельность (игру, фронтальную работу на уроке). Для этого педагоги используют метод социальных историй и видеомоделирования. Ребят учат приемлемым образом выражать свои чувства, обращаться за помощью, адекватно действовать в различных социальных ситуациях, соблюдать нормы социально приемлемого поведения. Для отработки социальных навыков используется посещение общественных мест – поход ребят вместе с педагогом в магазин, на почту и иные объекты инфраструктуры города. Посещение общественных мест расширяет границы образовательного пространства и способствует приобретению социально важного навыка – навыка жизни в обществе.
Формирование начальных профессиональных навыков начинается со знакомства с миром профессий. С первого года обучения ребенку прививают интерес к трудовой деятельности, любовь и уважение к труду. С этой целью организуются занятия в тематических парках «Мастерславль» и «Кидзания» и тематические экскурсии по Московскому метрополитену, в пожарную часть и на другие объекты столицы. Такие мероприятия позволяют обучающимся попробовать свои силы в самых разных профессиях. В системе профессионального ориентирования в рамках урочной, внеурочной деятельности, дополнительного образования обучающимся предоставляется возможность получить первый практический опыт в освоении будущей профессии в условиях колледжа.
Совместно с нашими партнерами – колледжами Москвы – организуются уроки технологии, осуществляется подготовка обучающихся к чемпионату «Абилимпикс». Направления выбираются в соответствии с интересами и психофизическими возможностями обучающихся: «Поварское дело», «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)», «Фотограф», «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», «Ювелир-монтировщик», «Водитель автомобиля». Важный опыт взаимодействия с педагогами колледжа помогает школьникам овладеть профессиональными навыками, а также социальными и коммуникативными умениями, что позволит им быть успешными в будущем.
Сотрудничество с фондом «Хранители детства» позволяет формировать у наших обучающихся представление о спектре доступных профессий, мотивацию к труду. В последующем при поддержке подготовленных наставников ребята смогут приобрести ранний трудовой опыт. На основании соглашения о сотрудничестве с МГПУ проводятся профориентационная работа и подготовка обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к обучению в условиях образовательной организации среднего профессионального образования, а также интересные мастер-классы.
Учитывая приоритетность в государственной политике создания условий для воспитания здоровой и ориентированной на труд личности человека, в школе созданы устойчивые традиции проведения спортивных мероприятий совместно с СШОР №54 «Ориента», ФСО «Юность Москвы» Москомспорта, Спортивно-адаптивной школой Москомспорта, ЦСиО «Самбо-70» Москомспорта, САШ, СФКиС САО Москомспорта. Каждый из наших учеников (с первого до выпускного класса) ориентирован на здоровый образ жизни, социально приемлемое поведение без вредных привычек.
Возможности школы и города позволяют выстраивать образовательную вертикаль, способствующую формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимых навыков для жизни в современном обществе.
Анна ЛЕБЕДЕВА, и. о. директора специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №52;
Ирина КАРЕЛИНА, педагог-организатор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №52;
Анна ЕРЕМИНА, руководитель службы психолого-педагогического и социального сопровождения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №52
Комментарии