search
main
0

Вырастить «Жар-птицу» не каждому дано

Когда спрашивают, какую карьеру может сделать учитель, очень часто ответа на этот вопрос не находится. Между тем настоящий творческий учитель карьеру сделать может, создав, скажем, такую школу, какой еще не было. Как это сделана Елена ЗОТОВА – учитель года Москвы, директор Центра образования №324. Елена Борисовна создала школу, вошедшую в число тех 300, на базе которых министр образования Москвы Исаак Калина мечтает создать стажировочные площадки. В самом деле в этой школе есть чему учиться московским директорам. И не только московским.

В ​этом году у «Жар-птицы» 10-летний юбилей, который был ярко, творчески, с приглашением выпускников, гостей из Департамента культуры и партнеров из лучших московских музыкальных театров отмечен в Московском городском Доме учителя. Десять лет не только и не столько школе, сколько ее уникальному музыкальному театру, которым славится 324-я.Помню, как несколько лет назад мне прислали приглашение на новогодние праздники, в программе были утренник для малышей и спектакль для старшеклассников. Честно говоря, поехала потому, что отказать учителю года Елене Зотовой было неудобно, к тому же я знала о проблеме этой школы – у нее начальники отрезали половину пришкольного участка и выстроили вплотную к школьному зданию огромный дом. Начальники обещали выстроить новое здание для школы, но все на том же месте, изменилось только одно – к уникальной школе, работающей в рамках проекта «Строим школу будущего» по теме «Искусство», присоединили коррекционную школу, создав множество проблем и сложностей для педагогического коллектива. Но Зотова, как говорится, и не с такими проблемами справлялась, что сегодня меня не удивляет. А тогда, несколько лет назад, удивило в 324-й очень многое. И костюмы, и декорации, и сценарии, и множество родителей, для которых, судя по всему, этот праздник был увлекательным делом. Но самое главное, что удивляло, – игра, пение и танцы сначала детей начальной, а потом средней и старшей школы. Все было так, как будто ты попал в настоящий музыкальный театр, что, собственно говоря, потом и оказалось именно так, ибо шаг за шагом Елена Борисовна с коллегами его и создавала.Ровно десять лет назад состоялась постановка первого спектакля – пролог из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», тогда и родился театр «Жар-птица» в этой тогда еще обычной школе, которая носила то же название, олицетворяющее мечту, стремление к полету, к творчеству высокой пробы. Надо сказать, что сегодня у «Жар-птицы» уже есть солидный репертуар, в который входят детские оперы «Грибной переполох» и «Стойкий оловянный солдатик», музыкальная сказка «Приключения Незнайки», музыкально-драматические композиции «Совершенно невероятное событие» по произведениям Н.Гоголя и «Чеховские страницы» по произведениям А.Чехова, водевиль В.Сологуба «Беда от нежного сердца», театральные композиции «Песенные кружева России». Отдельный разговор о музыкальном спектакле 2006 года «Свадьба Фигаро», в котором прозвучали практически все музыкальные номера оперы, а роль речитативов играли монологи, диалоги и более крупные сцены из пьесы П.Бомарше «Женитьба Фигаро». Спектакль вызвал восхищение у такого мастера, как народный художник России, член РАО И РАХ Борис Неменский: «Подлинно художественно! Все – и вокал, и игра, и декорации – на самом высоком профессиональном и художественном уровне!»А теперь о главном. Спрашивается, откуда в этой школе появляется так много поющих детей (да как поющих!), если специального отбора при приеме не существует, берут всех желающих, в том числе и из микрорайона? Дело в том, что идея создания театра принадлежит удивительному человеку – хормейстеру и педагогу по вокалу, заслуженному учителю РФ, почетному работнику общего образования РФ, лауреату конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования Зинаиде Богачевой. Зинаида Витальевна – человек удивительный, потому что умеет помогать обрести голос самым обычным мальчишкам и девчонкам. Богачева хорошо известна в театральной среде, к ней регулярно приезжают студенты театральных вузов, для того чтобы она поставила им голос. Казалось бы, такой специалист, что, как говорится, на вес золота, могла бы найти себе место работы и престижнее, с высокой оплатой труда, а она каждый день едет из далекого Подмосковья в Москву, в школу, чтобы день за днем работать с ее учениками. Такая работа приносит свои значимые плоды, у тех, кто выбирает актерскую стезю, есть реальные шансы осуществить мечту. Сегодня учатся в Российской академии театрального искусства на факультете «Музыкальный театр» Дарья Алексинская и Татьяна Макарычева, на вокальном факультете Российской академии музыки имени Гнесиных Павел Суляндзига, на вокальном факультете в Академии хорового искусства имени В.Попова Евгения Фомина, на вокальном факультете колледжа имени Гнесиных – Анна Оборина и Александра Никитина, в Московском театральном колледже О.Табакова – Юлия Стрелкова-Рыбинская. Список можно продолжать до бесконечности.Конечно, у одной Богачевой, вполне вероятно, ничего и не получилось бы, но мечту помог осуществить профессиональный актер и режиссер-постановщик, главный режиссер театра, лауреат окружного конкурса ЗАО «Педагог-внешкольник», актер музыкального театра «На Басманной» Владимир Ющенко, с приходом которого в 324-й начались настоящие уроки актерского мастерства и вокала. В творческую группу вошли также директор музыкального театра «Жар-птица», педагог по вокалу и сценической речи, солистка оперного театра Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Наталья Осадчая, режиссер и хореограф Игорь Бектемиров, хормейстер и педагог по вокалу Ирина Захарова, педагог по сценическому движению Матвей Матвеев, хореограф Наталья Поваляева, концертмейстер, лауреат международных конкурсов пианистов имени Н.Рубинштейна (Франция) и Euterpe (Италия) Вероника Оганова, концертмейстер, лауреат международного конкурса камерных ансамблей Gradus ad Parnassum Дмитрий Волобуев. Как и в настоящем театре, у «Жар-птицы» есть главный художник Людмила Девина, художник-декоратор Екатерина Девина, костюмер Елена Купецкая, художник по свету Алексей Матвеев. Все эти супертворческие люди тоже могли бы работать в каких-то престижных организациях, но пришли в школу, и в этом заслуга директора школы Елены Зотовой. Понятно, что театр мог родиться, но не выжить в наших трудных социально-экономических условиях, ведь чиновники не всегда оказывали требуемую поддержку (даже моральную), однако Зотова сумела сплотить и родителей, которые стали заинтересованными партнерами, единомышленниками. Согласитесь, когда папа и мама, никогда не замечавшие особых талантов у своих детей, вдруг начинают наслаждаться их пением, видят своих питомцев на сцене в красивых костюмах, сшитых костюмерами школы, их сердца уже принадлежат педагогическому коллективу.Тут очень важно сказать о том, что при высоком уровне преподавания всех этих профессиональных предметов, массовой подготовки профессионалов в 324-й нет. Тут ведут обучение и воспитание творчеством, тут поют и играют будущие инженеры, экономисты, юристы, социальные работники, физики, химики, филологи. Они учатся красоте, а это основа основ творчества в любой сфере. Не случайно известный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев говорил (а Исаак Калина любит цитировать эти слова), что летать могут только красивые самолеты. И когда на сцену Московского городского Дома учителя выходили ученики, которые великолепно пели и танцевали, это вовсе не значит, что все они вот также – большим коллективом – отправятся в театральные вузы. Каждый год выпускники 324-й поступают в разные колледжи, вузы и педагоги не видят в том большой беды, более того, для них это предмет особой гордости, как и то, что на звездном небосклоне появляются новые талантливые артисты – их воспитанники. Например, заслуженная артистка России, солистка Московского музыкального театра «Геликон-опера» Е.Облезова, которая вместе с коллегами из театра участвовала в юбилейном концерте и поздравляла родную школу.Скажу честно, описывать юбилейный концерт дело неблагодарное. Как описать этот фейерверк творчества, который заставлял от восторга замирать сердце, удивляться вновь и вновь мастерству учеников и их педагогов?! Могу сказать, что тот, кто не видел этого, очень много потерял. Остается надежда, что с творчеством замечательного школьного театра «Жар-птица» ознакомится вся Москва, а у самого Центра образования №324 наконец появится новое, достойное его здание.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте