Есть много верных и прекрасных выражений классиков литературы, философов, великих исторических деятелей, ученых, политиков о воспитании детей. И все они сводятся к одному: будущее – это наши дети. И тогда мы, учителя, – творцы будущего. Трудно ли жить с таким грузом ответственности обычному педагогу? Когда работаешь в школе, то некогда задуматься над этим.
В настоящее время воспитание патриотизма становится одним из важнейших направлений работы образовательного учреждения. Так, в системе воспитательной работы школы №1381 патриотическое воспитание выделено в число приоритетных направлений деятельности школы. В школе создана система, которая представлена в виде структурно-функциональной модели. В центре модели личность школьника. Реализация модели осуществляется в процессе учебной и внеурочной деятельности посредством индивидуальных, групповых и массовых форм работы в соответствии с программой воспитания школы. Она представляет собой сложную управляемую систему, включающую множество взаимосвязанных элементов, устойчивых внутренних связей и отношений объективного и субъективного характера, а также подсистемы содержательного, организационного и методического назначения.
Над составлением этой модели мы работали всей школой: администрация, учителя, управляющий совет школы, ученическое самоуправление, родительская общественность. И уже сам процесс работы явился одним из видов деятельности по патриотическому воспитанию. Ведь желание созидать на территории своего пространства – семьи, дома, класса, школы, города – это и есть формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине.
Как сделать так, чтобы поддержать интерес ребенка к общим делам? Ответ прост: надо знать, что интересно детям. В студенческие годы я работал старшим вожатым в детском оздоровительном лагере. Работа вожатого в школе отличается от лагерной. С первых же дней – конкурсы, проекты, волонтерские акции, школьные праздники. Вожатому часто приходится быть и художником, и артистом, и психологом, и хореографом. Нужно уметь все и быстро всему учиться. Очень важно уметь находить подход к каждому ребенку, видеть в нем индивидуальность, суметь разглядеть творческий потенциал, помочь раскрыть талант, направить и подсказать. Быть вожатым – это значит быть рядом с детьми, но в то же время чуть впереди. Большую сопроводительную и методическую поддержку в вожатском деле оказывает Российское движение школьников. Система работы РДШ помогает в решении проблемы включения детей в социально полезную деятельность на добровольных началах. Программа РДШ предполагает подготовку детей к социально значимой роли граждан России, лидеров школы и города, руководителей государственного аппарата.
В этом учебном году 27 активистов ученического самоуправления школы №1381 – шереметьевцы – приняли участие в 14 проектах, 6 квизах, 2 акциях, 2 образовательных выездах.
Ребята «прокачали» свои компетенции по функциональной грамотности и стали финалистами конкурса для лидеров детско-молодежных объединений и организаций различной направленности «Лидер будущего».
Уникальный Всероссийский конкурс «Большая перемена» дает огромные возможности школьникам проявить свои навыки и таланты в таких патриотических кейсах, как волонтерство («Делай добро!»), историческая память («Помни!»), путешествия и туризм («Познавай Россию!»), «Служи Отечеству». В 2021 году учащиеся школы стали победителями и финалистами конкурса.
Участие и победа в городском фестивале «На взлет!» способствуют повышению мотивации обучающихся к социально значимой деятельности по четырем основным направлениям деятельности Российского движения школьников: гражданская активность, личностное развитие, военно-патриотическое и информационно-медийное направления.
Мы стали победителями и заняли первое место в конкурсе «РДШ в эфире», где школьные пресс-центры и школьники, увлекающиеся блогингом и желающие повысить информативность и качество социальных сетей своей образовательной организации, развивают школьную группу так, как это делают профессионалы: от этапа планирования до упаковки профиля. И привлекают в медийное пространство школы больше ребят и всех тех, кто интересуется жизнью современной школы.
Сотрудничество школы с московским региональным отделением РДШ явилось тем успешным шагом, который позволил вывести наших ребят на уровень осознанного патриотизма, когда ребенок видит свое будущее только в том, чтобы стать достойным гражданином своей страны, и ребята сегодня готовы сделать все для развития своего потенциала.
Никита ПАНФИЛОВ, старший вожатый школы №1381
Комментарии