Омская область целых два года отказывалась принимать участие в эксперименте по ЕГЭ. Руководители Управления по науке и высшей школе администрации области считали, что Положение о проведении единого государственного экзамена требует большой доработки.
Главное преимущество ЕГЭ перед обыкновенными выпускными и вступительными экзаменами – равные возможности для поступления учеников из провинции и столицы – не радовало, а пугало. Учителя, преподаватели и родители опасались, что уровень провинциальных знаний окажется несравнимо ниже столичного. Не зря боялись. Но вузы Омска уже проводили так называемое апрельское тестирование, по сути сильно напоминавшее ЕГЭ. Правда, тестирование было платным, и прокуратура считала, что оно противоречит Закону «Об образовании», так как брать деньги за вступительные испытания в вуз допустимо только для тех, кто поступает учиться на коммерческой основе.
И все же в 2004 году Омская область подключилась к эксперименту по проведению единого государственного экзамена. Организовали семинары для будущих участников пяти из 32 районов области и города Омска. «Проверка готовности нашей образовательной системы к подобной новации», – так объяснил Валерий Никитин, начальник Главного управления образования Омской области. Ученики должны были экзаменоваться по трем предметам: математике, истории России и химии, причем ЕГЭ проводился наряду с традиционной формой экзаменовки, и его результаты не должны были превалировать над годовой оценкой знаний учащихся. Скажем, если ребенку за год поставили твердую пятерку, то даже при двойке на ЕГЭ – средний балл «четыре», то есть среднее арифметическое округлено в сторону увеличения. Все 18 омских вузов тоже включились в эксперимент. Правда, позже выяснилось, что результаты ЕГЭ учитывались при поступлении не на всех специальностях – только на 103 из 190.
Старшеклассники вовсю готовились к новым испытаниям. Появились новые коммерческие услуги в вузах и у репетиторов – подготовка к ЕГЭ. Брошюры с тестами и ответами на них моментально сметались с прилавков. Увы, большинство из них, как тоже выяснилось позже, фальшивки. Но хуже того – за два месяца до проведения ЕГЭ в Омской области отсутствовала нормативно-техническая база для проведения тестирования. Взрослые спорили, родители возмущались, дети находились в растерянности. Владимир Шелонцев, заместитель начальника Управления образования Омска, жаловался, что разработкой плана проведения ЕГЭ и мероприятий по подготовке к нему занимается областное управление образования и нет утвержденного перечня вузов и ссузов, которые принимают результаты ЕГЭ, нет перечня специальностей, на которых будут учитывать ЕГЭ. Совет ректоров все время что-то меняет и не утверждает окончательный документ. На уровне региона не принято ни одного инструктивного документа по ЕГЭ. Именно поэтому только 98 выпускников изъявили желание сдавать ЕГЭ по истории, 409 – по химии, зато по математике – 13 тысяч.
ЕГЭ-2004 проходил в трех форматах: в виде тестов, вопросников и творческого задания. На автобусах в сопровождении взрослых и милиции детей отвезли в 48 пунктов сдачи экзамена. В каждой аудитории остались двое дежурных, не имеющих отношения к предмету. На выполнение заданий отвели четыре часа. По всей видимости, дети не были всерьез настроены на эксперимент, чем повергли в шок педагогов. Первые работы сдавали через 20-30 минут. Не потому, что задания были простыми. Просто школьники поняли, что оценка в аттестат в любом случае ставится в их пользу. К третьей группе вопросов приступили всего 360 человек из 14 тысяч. Педагоги ужасались – в Москве это могут расценить как низкий уровень образования в Омской области. Несколько золотых медалистов испортили аттестаты, написав математику на трояки. А самый «блестящий» результат продемонстрировала омичка, набравшая рекордное количество баллов – ноль! Девушка в заданиях из части А, где нужно было выбрать правильный ответ из четырех возможных, почему-то выбирала пятый, которого просто не было.
Оказалось, омские дети лучше всего знают математику, немного учили историю, а о химии вообще слышали мало – 39 процентов выбравших экзамен сознательно написали экзамен на двойки, 46 – на тройки. Даже по математике лишь 12,3 процента сдали экзамен на «отлично», а 25,8 отхватили неуды. Лучше всего получилось у школьников Центрального округа, где сосредоточены все гимназии города.
– По нашим данным, на экзамен по химии в Омске отправились одни двоечники и будущие медики, – рассказал Виталий Федотов, директор ГУ Регионального информационного аналитического центра системы образования. – Учителя дезинформировали выпускников, сказав, что достаточно вписать пару правильных ответов – и тройка обеспечена. К тому же школьники недостаточно тренировались в заполнении тестов перед экзаменом. Много ошибок было допущено из-за элементарного незнания тестовой технологии.
Правда, были и удачи – Александр Мироненко из лицея №64 получил 100 баллов по химии, войдя в число рекордсменов страны, – таких Менделеевых в России всего 16 человек.
В 2005 году предприняли все, чтобы промах не повторился. Будущих выпускников муштровали на тестах регулярно – им не раз приходилось решать оформленные в виде теста контрольные. Кроме того, 22 апреля провели генеральную репетицию ЕГЭ, организованную точь-в-точь, как предстоящий экзамен. На этот раз в эксперименте участвовали все общеобразовательные учреждения области, более 26 тысяч ребят. Выпускники сдавали ЕГЭ по математике как обязательный, а по истории России или химии – на выбор.
По оценкам специалистов, ЕГЭ в этот раз был организован на хорошем уровне и успешно проведен. За его ходом осуществлялось общественное наблюдение, замечаний по процедуре проведения экзаменов не поступало ни в ГЭК, ни в органы управления образованием. Анализ результатов показал, что заметно увеличилось количество четверок и пятерок по химии и истории России. Количество неудовлетворительных оценок по химии снизилось, зато возросло по математике: средняя оценка ЕГЭ по математике 46 баллов. 22 школы показали такие низкие результаты, что в новом учебном году управление образования взяло их «под особый контроль».
При этом эксперты сделали множество неприятных «открытий», не пожелав рассказывать о них в открытую. То, что юными химиками можно назвать немногих, было понятно и раньше. Но нашлись и явно списанные работы – чаще друг у друга, а иногда и с общего образца. Например, в двух десятках тетрадей, пришедших из одной школы, встречалась фраза типа: «Отрицательные электроны движутся к катоду, а положительные электроны – к аноду. Анод разрушается быстрее, потому что заряд положительных электронов больше». Даже многие хорошие работы отличались подозрительным однообразием – на одинаковых страницах одинаково расположены даже формулы и пояснения. И ошибки – тоже одинаковые. Работы очень были похожи на конспекты, перенесенные в тетрадь с классной доски, в них нет следов работы мысли. Объяснение простое – школьникам сознательно «помогли» старшие.
К перспективе существования ЕГЭ руководство омского образования отнеслось прохладно.
– ЕГЭ в рамках эксперимента просуществовал два года, дальнейшую судьбу его должны решать на федеральном уровне, – сказал Владимир Куприянов, начальник Управления образования Омска. – На мой взгляд, ЕГЭ как форма аттестации возможен, но не как обязательное, а как добровольное тестирование. У выпускников школ должен быть выбор – сдавать традиционные экзамены или ЕГЭ.
У Владимира Гама, тоже когда-то бывшего начальником Управления образования Омска, а теперь руководителя Центра образовательных инициатив Омского государственного педагогического университета, более оптимистичный взгляд на проблему:
– Все страны мира придумали национальный тест по окончании школы. Тест – наиболее объективная оценочная система в настоящее время. Надо просто отрабатывать технологию. Ясно, что ЕГЭ – магистральный путь, когда система образования предъявляет социуму для оценки продукт, который она изготовила. Его гласный результат нужен и детям, и родителям, и управляющим структурам, и вузам, и работодателям. Думаю, отношение к ЕГЭ необъективно. Педагоги, которые не умеют детей научить, говорят: неправильно придумано. Наш учитель держит обычно в поле зрения две темы вперед, одну назад. И дети движутся вместе с ним в этом луче все 11 лет. А ЕГЭ требует знания всего, что изучали, и в этом его особенность. Серьезные проблемы с химией в Омской области возникли потому, что 40 процентов ее просто не изучалось. ЕГЭ это вскрыл, и нынче результат уже лучше. Любое лечение начинается с диагноза.
Государственная экзаменационная комиссия Омской области утвердила схему проведения единого государственного экзамена в 2006 году и составы предметных подкомиссий. По математике он будет обязателен для всех выпускников, за исключением имеющих противопоказания по состоянию здоровья, а также для изучавших математику менее 5 часов в неделю. ЕГЭ начнется уже в мае.
Комментарии