Подготовка документов, необходимых для повышения зарплаты в сфере образования, началась в Новосибирской области активно еще в минувшем году. С приходом нового губернатора Виктора Александровича Толоконского сельские учителя впервые за много лет стали получать свой заработок без задержек. В ряде сельских районов с августа муниципалитеты начали платить почти забытый в школах аванс. Повышение зарплаты было включено в бюджет нового года, и часть сельских школ получила декабрьский аванс уже по новым, обещанным правительством расчетам. Другие сельские районы выплатили “обновленную” зарплату целиком в первой декаде января.
В самом же Новосибирске сложилась напряженная обстановка. Ни о каком авансе речи быть не могло, и сроки выплаты декабрьского заработка учителям не были известны даже в середине января: школы получили лишь ноябрьские деньги, да и те без средств на методическую литературу.
В школах идут разговоры, что при повышении зарплаты убрали надбавки, надтарифный фонд и т.д. Слухам можно не доверять, но глазам верить приходится: в первые же дни нового года цены подскочили не только на продовольственном рынке, но и в аптеке, на телефонном узле (месячная плата за телефон в Новосибирске теперь 80 рублей). Цены за отопление и другие коммунальные услуги взлетели катастрофически. Стало ясно, что реальные возможности даже повышенной зарплаты педагогов далеки от ожидаемого эффекта.
В ряде сельских районов жалуются на произвол территориальных администраций, сокративших надтарифный фонд и муниципальные добавки под предлогом, что нужны деньги… на повышение зарплаты, а взять их неоткуда.
За разъяснением пришлось обратиться к заместителю главы администрации Новосибирской области Андрею Григорьевичу Филичеву. Вот что он сказал:
– На декабрьскую зарплату в сфере образования Новосибирской области направлено около 200 миллионов рублей. До повышения, в ноябре, эта цифра равнялась 112 миллионам. Разница значительная. Всем территориям рекомендовано в январе начать выплату аванса. Губернатор постоянно контролирует сроки выплаты и суммы. Споры и разногласия из-за несогласованности и обилия документов возникли по поводу надтарифного фонда. Поскольку тарифная часть увеличилась, а надтарифная осталась в абсолютных цифрах, согласно существующему постановлению, то произошло в процентном отношении сокращение надтарифных средств. Новосибирск смог выйти на уровень только 10 процентов (ранее было 20). Многократно и тщательно все обсудив с профсоюзами и специалистами, губернатор рекомендовал территориям сохранить надтарифный фонд не менее 15 процентов. Для всех учреждений образования. Это – уже из расчета по отношению к возросшей зарплате. К сожалению, ни один документ правительства не предусматривает повышения надтарифного фонда при повышении зарплаты. А младший персонал зачастую и удерживался в школах за счет этого фонда и доплат. Но финансистов логикой и жалостью не проймешь. Они ориентируются только на букву закона, документа, а документа необходимого нет. Надо бы в правительственных бумагах прописать повышение не только тарифов, но и надтарифной части. В области мы сохранили все существовавшие доплаты и надбавки.
Галина ФРОЛОВА
Комментарии