search
main
0

Вынужденные каникулы в школах Дании затягиваются

Живую цепь протяженностью 35 километров цепь образовали во вторник вдоль автомагистрали между городами Копенгагеном и Роскилле датские учителя, оставшиеся без работы в результате объявленного местными администрациями и центральным правительством локаута. Согласно данным отраслевого профсоюза, в акции протеста приняли участие около 6 тысяч преподавателей закрытых в административном порядке средних и начальных школ Дании.

Локаут – приостановка работы предприятия работодателем с прекращением выплаты зарплаты, чтобы оказать давление на работников. Крайней формой локаута является коллективное увольнение работников. Нынешний локаут в Дании в частном секторе крупнейший после 1899 года, а в государственном – за всю историю страны. На этот шаг местные и центральные власти Дании пошли после провала переговоров о реформе образования между Союзом датских учителей, с одной стороны, и муниципалитетами и правительством, – с другой. Двери школ были закрыты перед примерно 52 тысячами преподавателей, и около 875 тысяч учеников не смогли сесть за парты. В центре переговоров находился вопрос о так называемых «рабочих часах» учителей. Власти настаивают, чтобы количество часов собственно преподавания было увеличено за счет времени, отводимого на его подготовку, а учителя утверждают, что это приведет к резкому ухудшению качества преподавания.

После начала вынужденных каникул минула неделя, которая не принесла ничего нового. Контакты находящихся в трудовом конфликте сторон продолжались на фоне демонстраций протеста учителей, однако не позволили сдвинуть переговоры с мертвой точки. Ни власти, ни учителя не проявили намерения пойти на уступки, обмениваясь лишь враждебными заявлениями в прессе. Большинство местных наблюдателей приходят к выводу, что стороны попросту ждут, пока конец конфликту не положит правительство, выступив в роли игрока и судьи одновременно.

Пока учителя шумят на улицах, родители выкручиваются, как могут. Часть школ, где прекращены занятия, принимают учеников, которые занимаются в кружках и секциях, пока родители находятся на работе. На некоторых предприятиях на период локаута организованы своеобразные интернаты для детей работников. И сами датчане, имеющие немалый опыт самоуправления, организуются в кварталах, по очереди занимаясь с группами детей – устраивают прогулки в парк, культпоходы в кинотеатр или даже концерты самодеятельности в местных клубах. Словом, – проявляют легендарную способность ни при каких обстоятельствах не терять присутствия духа.

Мнения в датской прессе по поводу трудового конфликта разделились. «Критикуя учителей, мы забываем, что в отличие от многих других стран, в Дании дети идут в школу с радостью, – писала «Политикен». – Именно учителя формируют в наших детях новаторское мышление и независимый дух». С другой стороны, «Юлландс-постен» напоминала, что 18 процентов датских школьников покидают школу в 16 лет, не сдав экзаменов по математике и датскому языку. «Пора учителям проснуться и увидеть интеллектуальную нищету, созданную их усилиями», – писала эта газета. Наконец, «Берлингске» призывала правительство прекратить конфликт в административном порядке: «Учителя должны согласиться, что дирекция школы имеет право планировать работу, как на любом предприятии».

Между тем, опубликованные в газетах результаты опроса общественного мнения, проведенного социологической службой «Радиус», показали, что трудовой конфликт подорвал репутацию учителей в датском обществе. После последнего аналогичного исследования в прошлом году показатель доверия датчан к представителям этой профессиональной категории упал на 4 процента.

Корр. ИТАР-ТАСС в Копенгагене Николай Морозов для «Учительской газеты»

Фото издания «Политикен»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте