search
main
0

Вымученные уроки

Статья Семена Меламеда в «УГ», №1 за 2005 год затрагивает не только преподавание истории и касается не только концентрической системы изучения предметов. Подобных примеров непродуманного или, скорее всего, не до конца проработанного решения можно привести, увы, немало.

Абсолютно прав автор: все знакомые учителя со стоном говорят о преподавании истории в начальных классах. За уши притянутый туда курс не имеет ни хорошего учебника, посильного ребятам, ни хороших методических пособий для учителей. Этот вымученный урок действительно отнимает время от того, чтобы ребята более прочно овладевали общеучебными навыками. Дети просто не доросли до этого курса, идет простое заучивание малопонятного текста и натаскивание ребенка на него.

Сегодня много и абсолютно правильно, на мой взгляд, стали говорить об ученике как субъекте учебного процесса. Вместе с тем и книги, и программы, призванные помогать ребятам освоить предмет, написаны сложным, не понятным для них языком, то есть составлены «без учета возраста детей». И, к сожалению, это учебники не только по истории…

Отдельные параграфы нельзя читать без словаря иностранных слов, а ведь авторы идеи концентрического преподавания исходили из того, что в 9-м классе необходимо дать элементарный курс предметов. Они ориентировались на ребят, которые не будут больше продолжать учебу, и им необходим обзорный курс, но им так и не удалось определить разницы между элементарным и систематическим курсами.

Именно здесь кроются корни перегрузки. И сколько ни сокращай количество уроков, без пересмотра содержания программ и учебников мы не сможем разгрузить учебный процесс.

Меламед говорит о вреде некоторых положений модернизации образования. Мы начинаем обучение с 6,5 лет. Когда появилась эта идея, то специалисты – педагоги, медики, психологи – говорили о необходимости создания определенных условий для обучения шестилеток. Что же сегодня? В зданиях школ нет рекреаций, в которых можно было бы создать отдельный режим дня для малышей. Даже если у них и сокращенный урок, они все равно остаются в классе, ведь во всей школе уроки продолжаются. Нет специализированной мебели, игровых уголков, так как в этот же класс во вторую смену придут совсем другие дети. И еще много-много чего нет…

Так, может быть, стоит еще раз пересмотреть те идеи, которые воплотили в жизнь, и тот результат, который получился, и сделать определенные выводы. Ведь и те поправки к модернизации, которые вносит сегодняшнее министерство, далеко не бесспорны. Может быть, на страницах газеты начать их обсуждение уже сейчас?

Анатолий ФИЩЕНКО, директор средней школы №2, Льгов, Курская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте